Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:51, реферат
Глобализация экономической жизни и растущая роль технологических инноваций серьезно повысили роль информации как одного из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности в современной экономике. Телекоммуникации стали интегральной частью бизнеса и обеспечивают внутренние и международные потоки информации в процессе принятия деловых решений. Объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается в мире каждые 2-3 года, что усиливает значение телекоммуникаций как на уровне компании, так и в целом в экономике мира, что в свою очередь усиливает процессы глобализации
Целью работы является исследование мирового и российского рынка телекоммуникационных услуг и услуг связи.
Введение
Глобализация экономической
жизни и растущая роль технологических
инноваций серьезно повысили роль информации
как одного из ключевых факторов обеспечения
конкурентоспособности в современной
экономике. Телекоммуникации стали
интегральной частью бизнеса и обеспечивают
внутренние и международные потоки информации
в процессе принятия деловых решений.
Объем информации, передаваемой через
информационно-
В процессе экономического развития активное использование телекоммуникационных технологий обеспечивает переход к так называемому информационному обществу, когда информация становится важнейшим экономическим ресурсом. Поэтому активное развитие телекоммуникаций сегодня является необходимым условием экономического прогресса и движения к постиндустриальному обществу в странах с переходной экономикой. Сегодня в большинстве стран телекоммуникации
развиваются опережающими темпами относительно экономики в целом, отчасти сглаживая колебания ВВП и обгоняя стадии общего развития многих стран.
Телекоммуникации в России стремительно развиваются в пореформенный период 1990-2008 гг. Российский рынок телекоммуникационных услуг является одним из самых динамичных в мире, в свою очередь, телекоммуникации являются одними из лидеров в России по темпам роста, опережая такие отрасли как нефтегазовая и металлургическая.
По вкладу телекоммуникаций в ВВП Россия приближается к показателям развитых стран.
В настоящее время Россия вышла из глубокого трансформационного кризиса. В 2007 году ВВП страны достиг предкризисного уровня 1989 года. В ближайшее время ожидается вступление России в ВТО. Сейчас большинство стратегий и программ развития российской экономики сходятся в том, что для устойчивого развития, отхода от сырьевого экстенсивного характера развития требуется мобилизация инновационного потенциала России. Телекоммуникации являются системообразующей отраслью для
инновационной экономики, призванной обеспечить потоки информации. Соответственно, опережающее развитие телекоммуникаций является фундаментом формирования новой инновационной экономики России.
Сегодня, в условиях решения проблемы доступа к основным телекоммуникационным услугам, встает вопрос дальнейшего развития отрасли. Россия, являясь уникальной среди развивающихся стран по уровню образования населения, имеет шанс осуществить качественный прорыв в области ИКТ. После вступления в ВТО Россия должна перейти к более глубокому развитию ИКТ. Если ранее развитие происходило, главным образом, за счет увеличения охвата потребителей новыми услугами, то сегодня основным фактором развития должна стать интенсификация использования ИКТ
Основными особенностями телекоммуникаций является их стремительное развитие и постоянные изменения технологий, которые каждые несколько лет корректируют ранее сделанные прогнозы. Поэтому анализ современного состояния и перспектив развития такой динамичной отрасли как телекоммуникации, для определения приоритетов развития, необходимо осуществлять каждые 2-3 года.
Предметом исследования являются развитие телекоммуникационного рынка в России и в мире в условиях глобализации на современном этапе.
Целью работы является исследование мирового и российского рынка телекоммуникационных услуг и услуг связи.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определение основных тенденций роста телекоммуникационного рынка в контексте роста мировой экономики.
2. Анализ российского телекоммуникационного рынка, в том числе, стратегии развития и характера регулирования.
3. Исследование перспектив российского рынка телекоммуникационных услуг.
1. Связь и телекоммуникации в мировой экономике
Рассмотрение современных телекоммуникаций следует начать с рассмотрения их многогранной роли в мировой экономике.
С одной стороны, услуги, оказываемые современными телекоммуникационными сетями, можно рассматривать как массовый, стандартизированный товар, имеющий свою цену. Такой подход позволяет оценить конкретную долю отрасли телекоммуникаций в валовом внутреннем продукте (ВВП). С другой стороны, телекоммуникации являются составной частью практически всех общественных процессов, и в таком качестве можно лишь косвенно оценить их роль в мировой экономике.
Для анализа использованы различные статистические источники: прежде всего, материалы ООН, её специализированных организаций (включая МСЭ) и Всемирного банка. Для корректного сравнения указаны даты определения конкретных статистических показателей.
Основной экономический
параметр — валовой внутренний продукт
(ВВП — Gross Domestic Product G.D.P.). Он представляет
собой сумму стоимости, добавленной
всеми производителями-
Отрасль телекоммуникаций стала играть непосредственную роль в формировании национальных ВВП развитых стран с начала 80-х годов прошлого века и к 1990 году уже составляла 2,1% ВВП. В течение 90-х годов доходы телекоммуникационных компаний выросли до 2,9% ВВП. В начале XXI века произошел кризис мирового телекоммуникационного сектора. Его причиной стала переоценка потенциального спроса потребителей и избыточные инвестиции в отрасль. Только за 1999 — 2002 гг. они составили свыше 1 триллиона долларов, а уровень долгосрочной задолженности за этот период вырос с 300 до 700 миллиардов долларов. В настоящее время мировые телекоммуникации практически вышли из кризиса и продолжают свое динамичное развитие. Они ещё не стали доминирующим сектором мировой экономики, но заняли стратегически важные позиции не только в экономике, но также в политике и социальной жизни.
Для косвенной оценки роли телекоммуникаций в экономике воспользуемся некоторыми экспертными мнениями. Так, в странах Европейского Союза один евро инвестиций в электросвязь дает полтора евро прироста ВВП, а в США один доллар инвестиций в телекоммуникации позволяет получить 2 — 6 долларов прироста ВВП.
Назовем некоторые другие аспекты воздействия телекоммуникаций на экономику. Одно рабочее место в телекоммуникационной отрасли «порождает» 4 — 5 рабочих мест в других отраслях. По экспертным оценкам, в телекоммуникациях сегодня занято примерно 16 млн. специалистов, что эквивалентно 65 — 70 млн. рабочих мест.
Некоторые ученые утверждают о появлении в обществе новой группы работников, ориентированной на «информациональный» труд. Для таких людей конкретная специализация менее важна, чем способность к адаптации. Они заключают контракт на осуществление того или иного конкретного проекта и с удовольствием переходят от одного проекта к другому. Такие традиционные ценности, как, например, корпоративные интересы, постепенно выходят из употребления. Но автор глубоко убежден, что такие «информациональные» работники способны эффективно решать только прикладные задачи (будь то внедрение новой технологии или организация продаж), но не обладают стратегическим видением деятельности компании.
По мнению Всемирного банка, развитие информационно- коммуникационной инфраструктуры расширяет возможности снижения тендерного неравенства, т.е. выравнивает шансы женщин по сравнению с мужчинами на получение образования и работы.
Рис.1. Количество пользователей телекоммуникационных услуг в странах ОЭСР
В современном мире телекоммуникации имеют особое значение, так как телекоммуникационная инфраструктура является фундаментом новой экономики. В рейтинге 500 крупнейших по рыночной капитализации компаний в 2010 г. «FT-500» на телекоммуникационный сектор (стационарная и мобильная связь) приходится 33 компании с совокупной капитализацией в 1,5 трлн. долл. США. Это ставит данный сектор на 3-е место (по числу компаний и капитализации) после банковской и нефтегазовой отраслей. Только в странах ОЭСР в 2006 г. количество абонентов мобильной связи превысило 1 млрд. человек (см. рис. 1), а доход телекоммуникационных компаний - 1 трлн. долл. США.
Таблица 1. Крупнейшие компании мира в
области мобильных
Место в отрасли |
Место в общем рейтинге 2010 |
Место в общем рейтинге 2009 |
Название компании |
Страна |
1 |
10 |
5 |
China Mobile |
КНР |
2 |
42 |
34 |
Vodaphone Group |
Великобритания |
3 |
83 |
56 |
NTT DoCoMo |
Япония |
4 |
99 |
67 |
Deutsche Telekom |
Германия |
5 |
126 |
139 |
AMX |
Мексика |
6 |
231 |
206 |
TeliaSonera |
Швеция |
7 |
269 |
228 |
MTN Group |
ЮАР |
8 |
286 |
363 |
Softbank |
Япония |
9 |
289 |
165 |
China Unicorn |
КНР |
10 |
290 |
188 |
Bharti Airtel |
Индия |
11 |
337 |
216 |
KDDI |
Япония |
12 |
347 |
Telenor |
Норвегия | |
13 |
390 |
336 |
Rogers Communications |
Канада |
14 |
392 |
491 |
Zain Group |
Кувейт |
15 |
470 |
Mobile Telesystems |
Россия | |
16 |
481 |
312 |
Itissalat Al Maghrib |
Марокко |
17 |
493 |
Vimpelcom |
Россия |
При том, что в общем рейтинге «FT-500» лидируют компании из развитых стран, в том числе из США (163 компании), среди крупнейших в области мобильной телефонии нет ни одной американской компании. Количество же компаний из развивающихся стран и стран с переходной экономикой уже превышает количество компаний из развитых стран (9 и 8). На первом месте находится «Чайна Мобайл», в списке также присутствует еще одна китайская компания, по одной компании из Мексики, ЮАР, Индии, Кувейта, Марокко, и две российских компании - «МТС» и «Вымпелком», - на 15 и 17 местах, соответственно (см. табл. 1). Примечательно, что 6 компаний из 17 - представители стран БРИКС.
Усиливающееся присутствие компаний из развивающихся экономик в высокотехнологичном секторе телекоммуникационных услуг не случайно. Одна из причин этого высокоразвитая инфраструктура предыдущего поколения в ведущих промышленно развитых странах мира, в данном случае фиксированная связь. В этой группе стран доходы от фиксированной связи до сих пор существенно превышают доходы от мобильной связи. Пожалуй, характерное исключение здесь составляет Япония, в которой на мобильную связь приходится 70% телекоммуникационных доходов.
Стремление компаний фиксированной связи «отбить» затраты на созданную инфраструктуру приводит к удлинению жизненного цикла товара и в определенной степени препятствует продвижению альтернативных технологий, даже если они в технологическом плане более продвинуты. Напротив, фактическое отсутствие фиксированной связи в Африке способствовало бурному развитию мобильных телекоммуникаций на континенте.
Схожая ситуация наблюдается и по мере дальнейшего развития мобильной связи, в частности, построения сетей третьего поколения (3G). Только в 2000 г. телекоммуникационные компании развитых стран потратили более 90 млрд. долл. США на приобретение лицензий третьего поколения, частично переоценив перспективы данного поколения сетей. Если в Великобритании и Германии мобильные операторы платили за 3G-лицензию по 100 долл. США в расчете на каждого жителя страны, то в Восточной Европе данный показатель составил всего 10 долл. США на человека.
В определенной степени именно высокая
долговая нагрузка по 3G-сетям способствовала
международному успеху российской компании
Yota, которая одной из первых в
мире обратила внимание на перспективный
формат технологии связи четвертого
поколения - LTE (Long Term Evolution). Помимо современной
технологии, прорыв Yota стал возможен благодаря
инновационной маркетинговой