Связь и телекоммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:51, реферат

Описание

Глобализация экономической жизни и растущая роль технологических инноваций серьезно повысили роль информации как одного из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности в современной экономике. Телекоммуникации стали интегральной частью бизнеса и обеспечивают внутренние и международные потоки информации в процессе принятия деловых решений. Объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается в мире каждые 2-3 года, что усиливает значение телекоммуникаций как на уровне компании, так и в целом в экономике мира, что в свою очередь усиливает процессы глобализации
Целью работы является исследование мирового и российского рынка телекоммуникационных услуг и услуг связи.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 83.65 Кб (Скачать документ)

Введение

Глобализация экономической  жизни и растущая роль технологических  инноваций серьезно повысили роль информации как одного из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности в современной экономике.   Телекоммуникации стали интегральной частью бизнеса и обеспечивают внутренние и международные потоки информации в процессе принятия деловых решений.  Объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру,  удваивается в мире каждые 2-3 года, что усиливает значение телекоммуникаций как на уровне компании, так и в целом в экономике мира, что в свою очередь усиливает процессы глобализации.  

В процессе экономического развития активное использование телекоммуникационных технологий обеспечивает переход к так называемому информационному обществу,  когда информация становится важнейшим экономическим ресурсом.  Поэтому активное развитие телекоммуникаций сегодня является необходимым условием экономического прогресса и движения к постиндустриальному обществу в странах с переходной экономикой.   Сегодня в большинстве стран телекоммуникации

развиваются опережающими темпами  относительно экономики в целом,  отчасти сглаживая колебания ВВП и обгоняя стадии общего развития многих стран.

Телекоммуникации в России стремительно развиваются в пореформенный  период 1990-2008 гг. Российский рынок телекоммуникационных услуг является одним из самых динамичных в мире,  в свою очередь,  телекоммуникации являются одними из лидеров в России по темпам роста,  опережая такие отрасли как нефтегазовая и металлургическая. 

По вкладу телекоммуникаций в ВВП Россия приближается к показателям  развитых стран. 

В настоящее время Россия вышла из глубокого трансформационного кризиса.  В 2007  году ВВП страны достиг предкризисного уровня 1989  года.   В ближайшее время ожидается вступление России в ВТО.   Сейчас большинство стратегий и программ развития российской экономики сходятся в том, что для устойчивого развития, отхода от сырьевого экстенсивного характера развития требуется мобилизация инновационного потенциала России.   Телекоммуникации являются системообразующей отраслью для

инновационной экономики, призванной обеспечить потоки информации.  Соответственно, опережающее развитие телекоммуникаций является фундаментом формирования новой инновационной экономики России.

Сегодня,  в условиях решения  проблемы доступа к основным телекоммуникационным услугам,  встает вопрос дальнейшего развития отрасли.  Россия, являясь уникальной среди развивающихся стран по уровню образования населения, имеет шанс осуществить качественный прорыв в области ИКТ.  После вступления в ВТО Россия должна перейти к более глубокому развитию ИКТ.   Если ранее развитие происходило, главным образом, за счет увеличения охвата потребителей новыми услугами,  то сегодня основным фактором развития должна стать интенсификация использования ИКТ

Основными особенностями  телекоммуникаций является их стремительное развитие и постоянные изменения технологий,  которые каждые несколько лет корректируют ранее сделанные прогнозы.   Поэтому анализ современного состояния и перспектив развития такой динамичной отрасли как телекоммуникации, для определения приоритетов развития, необходимо осуществлять каждые 2-3 года.

Предметом исследования являются развитие телекоммуникационного рынка  в России и в мире в условиях глобализации на современном этапе.

Целью работы является исследование мирового и российского рынка телекоммуникационных услуг и услуг связи.

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и  решены следующие задачи:

1. Определение основных тенденций роста телекоммуникационного рынка в контексте роста мировой экономики.

2. Анализ российского телекоммуникационного рынка,  в том числе,  стратегии развития и характера регулирования.

3. Исследование перспектив российского рынка телекоммуникационных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Связь и телекоммуникации в мировой экономике

Рассмотрение современных телекоммуникаций следует начать с рассмотрения их многогранной роли в мировой экономике.

С одной стороны, услуги, оказываемые современными телекоммуникационными  сетями, можно рассматривать как  массовый, стандартизированный товар, имеющий свою цену. Такой подход позволяет оценить конкретную долю отрасли телекоммуникаций в валовом  внутреннем продукте (ВВП). С другой стороны, телекоммуникации являются составной  частью практически всех общественных процессов, и в таком качестве можно лишь косвенно оценить их роль в мировой экономике.

Для анализа использованы различные статистические источники: прежде всего, материалы ООН, её специализированных организаций (включая МСЭ) и Всемирного банка. Для корректного сравнения указаны даты определения конкретных статистических показателей.

Основной экономический  параметр — валовой внутренний продукт (ВВП — Gross Domestic Product G.D.P.). Он представляет собой сумму стоимости, добавленной  всеми производителями-резидентами  в экономике, плюс любые налоги на продукты и минус любые субсидии, не включенные в стоимость продуктов. Для подсчета ВВП различными организациями  и различными странами используются различные методики. В данной работе будут использоваться расчеты Всемирного банка. Мировой ВВП в 2004 году приблизительно можно оценить в 40 триллионов долларов США. В ноябре 2005 года МСЭ оценил доходы телекоммуникационной отрасли 2003 года как 1,126 триллиона долларов США. Официальная статистика 2004 года пока не опубликована, но вклад телекоммуникационных технологий (без продаж оборудования) в мировой ВВП можно оценить цифрой более 1 триллиона долларов США. Экспертные оценки вклада информационных технологий составляют около 1 триллиона долларов США. Таким образом, их суммарная доля составляет примерно 5% мирового ВВП в 2004 году. Эта цифра различна для разных стран мира, причем наблюдается следующая тенденция: чем выше уровень ВВП страны, тем выше доля телекоммуникаций. Интересно, что показатели рынка телекоммуникаций выше, например, чем показатели автомобильной промышленности или нефтедобывающей отрасли. Действительно, сегодня в мире ежедневно добывается 72,5 миллиона баррелей нефти. При цене за один баррель 70 долларов США вклад мировой нефтяной добывающей промышленности во всемирный ВВП составит всего 1,9 трл. долларов.

Отрасль телекоммуникаций стала  играть непосредственную роль в формировании национальных ВВП развитых стран  с начала 80-х годов прошлого века и к 1990 году уже составляла 2,1% ВВП. В течение 90-х годов доходы телекоммуникационных компаний выросли до 2,9% ВВП. В начале XXI века произошел кризис мирового телекоммуникационного сектора. Его причиной стала переоценка потенциального спроса потребителей и избыточные инвестиции в отрасль. Только за 1999 — 2002 гг. они составили свыше 1 триллиона долларов, а уровень долгосрочной задолженности за этот период вырос с 300 до 700 миллиардов долларов. В настоящее время мировые телекоммуникации практически вышли из кризиса и продолжают свое динамичное развитие. Они ещё не стали доминирующим сектором мировой экономики, но заняли стратегически важные позиции не только в экономике, но также в политике и социальной жизни.

Для косвенной оценки роли телекоммуникаций в экономике воспользуемся  некоторыми экспертными мнениями. Так, в странах Европейского Союза  один евро инвестиций в электросвязь дает полтора евро прироста ВВП, а  в США один доллар инвестиций в  телекоммуникации позволяет получить 2 — 6 долларов прироста ВВП.

Назовем некоторые другие аспекты воздействия телекоммуникаций на экономику. Одно рабочее место в телекоммуникационной отрасли «порождает» 4 — 5 рабочих мест в других отраслях. По экспертным оценкам, в телекоммуникациях сегодня занято примерно 16 млн. специалистов, что эквивалентно 65 — 70 млн. рабочих мест.

Некоторые ученые утверждают о появлении в обществе новой  группы работников, ориентированной  на «информациональный» труд. Для таких людей конкретная специализация менее важна, чем способность к адаптации. Они заключают контракт на осуществление того или иного конкретного проекта и с удовольствием переходят от одного проекта к другому. Такие традиционные ценности, как, например, корпоративные интересы, постепенно выходят из употребления. Но автор глубоко убежден, что такие «информациональные» работники способны эффективно решать только прикладные задачи (будь то внедрение новой технологии или организация продаж), но не обладают стратегическим видением деятельности компании.

По мнению Всемирного банка, развитие информационно- коммуникационной инфраструктуры расширяет возможности  снижения тендерного неравенства, т.е. выравнивает шансы женщин по сравнению  с мужчинами на получение образования  и работы. 

           

Рис.1. Количество пользователей телекоммуникационных услуг в странах ОЭСР

В современном мире телекоммуникации имеют особое значение, так как  телекоммуникационная инфраструктура является фундаментом новой экономики. В рейтинге 500 крупнейших по рыночной капитализации компаний в 2010 г. «FT-500»  на телекоммуникационный сектор (стационарная и мобильная связь) приходится 33 компании с совокупной капитализацией в 1,5 трлн. долл. США. Это ставит данный сектор на 3-е место (по числу компаний и капитализации) после банковской и нефтегазовой отраслей. Только в  странах ОЭСР в 2006 г. количество абонентов мобильной связи превысило 1 млрд. человек (см. рис. 1), а доход телекоммуникационных компаний - 1 трлн. долл. США. 

Таблица 1. Крупнейшие компании мира в  области мобильных телекоммуникаций

Место в отрасли

Место в общем рейтинге 2010

Место в общем рейтинге 2009

Название компании

Страна

1

10

5

China Mobile

КНР

2

42

34

Vodaphone Group

Великобритания

3

83

56

NTT DoCoMo

Япония

4

99

67

Deutsche Telekom

Германия

5

126

139

AMX

Мексика

6

231

206

TeliaSonera

Швеция

7

269

228

MTN Group

ЮАР

8

286

363

Softbank

Япония

9

289

165

China Unicorn

КНР

10

290

188

Bharti Airtel

Индия

11

337

216

KDDI

Япония

12

347

 

Telenor

Норвегия

13

390

336

Rogers Communications

Канада

14

392

491

Zain Group

Кувейт

15

470

 

Mobile Telesystems

Россия

16

481

312

Itissalat Al Maghrib

Марокко

17

493

 

Vimpelcom

Россия


 

При том, что в общем рейтинге «FT-500» лидируют компании из развитых стран, в том числе из США (163 компании), среди крупнейших в области мобильной телефонии нет ни одной американской компании. Количество же компаний из развивающихся стран и стран с переходной экономикой уже превышает количество компаний из развитых стран (9 и 8). На первом месте находится «Чайна Мобайл», в списке также присутствует еще одна китайская компания, по одной компании из Мексики, ЮАР, Индии, Кувейта, Марокко, и две российских компании - «МТС» и «Вымпелком», - на 15 и 17 местах, соответственно (см. табл. 1). Примечательно, что 6 компаний из 17 - представители стран БРИКС. 

Усиливающееся присутствие компаний из развивающихся экономик в высокотехнологичном  секторе телекоммуникационных услуг  не случайно. Одна из причин этого высокоразвитая инфраструктура предыдущего поколения  в ведущих промышленно развитых странах мира, в данном случае фиксированная связь. В этой группе стран доходы от фиксированной связи до сих пор существенно превышают доходы от мобильной связи. Пожалуй, характерное исключение здесь составляет Япония, в которой на мобильную связь приходится 70% телекоммуникационных доходов. 

Стремление компаний фиксированной  связи «отбить» затраты на созданную  инфраструктуру приводит к удлинению  жизненного цикла товара и в определенной степени препятствует продвижению  альтернативных технологий, даже если они в технологическом плане  более продвинуты. Напротив, фактическое  отсутствие фиксированной связи  в Африке способствовало бурному  развитию мобильных телекоммуникаций на континенте.                        

Схожая ситуация наблюдается и  по мере дальнейшего развития мобильной  связи, в частности, построения сетей  третьего поколения (3G). Только в 2000 г. телекоммуникационные компании развитых стран потратили  более 90 млрд. долл. США на приобретение лицензий третьего поколения, частично переоценив перспективы данного  поколения сетей. Если в Великобритании и Германии мобильные операторы  платили за 3G-лицензию по 100 долл. США  в расчете на каждого жителя страны, то в Восточной Европе данный показатель составил всего 10 долл. США на человека.

В определенной степени именно высокая  долговая нагрузка по 3G-сетям способствовала международному успеху российской компании Yota, которая одной из первых в  мире обратила внимание на перспективный  формат технологии связи четвертого поколения - LTE (Long Term Evolution). Помимо современной  технологии, прорыв Yota стал возможен благодаря  инновационной маркетинговой стратегии. Компания зарабатывает исключительно  на доступе в Интернет. Она отказалась от предоставления традиционных услуг  голосовой связи. Начав работу в  июне 2009 г. на российском рынке, за первый год Yota увеличила число клиентов с нуля до 600 тыс. человек, а в 2010 г. предприняла экспансию на зарубежные рынки в Перу, Никарагуа, Белоруссии. 

Информация о работе Связь и телекоммуникации