Связь и телекоммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:51, реферат

Описание

Глобализация экономической жизни и растущая роль технологических инноваций серьезно повысили роль информации как одного из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности в современной экономике. Телекоммуникации стали интегральной частью бизнеса и обеспечивают внутренние и международные потоки информации в процессе принятия деловых решений. Объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается в мире каждые 2-3 года, что усиливает значение телекоммуникаций как на уровне компании, так и в целом в экономике мира, что в свою очередь усиливает процессы глобализации
Целью работы является исследование мирового и российского рынка телекоммуникационных услуг и услуг связи.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 83.65 Кб (Скачать документ)

Становлению телекоммуникационных компаний развивающихся стран способствует и тот факт, что крупные развивающиеся  экономики ограничивают участие  иностранного капитала в ведущих  телекоммуникационных компаниях, работающих на их территории, в том числе  через процедуры выдачи лицензий. Телекоммуникационная инфраструктура традиционно считается стратегически  важной отраслью для национальной безопасности страны. Аналогичные ограничения  имеются и в России. Они связаны  как с производством телекоммуникационного  оборудования, так и с оказанием  услуг связи. Зачастую за решением о  выдаче лицензии мобильному оператору  стоит политическая воля властей  принимающей страны. Не случайно первыми  зарубежными рынками для российской Yota стали страны с наиболее лояльными  к Москве режимами. Представляется, что после серии революций  в странах Ближнего Востока «стратегический  характер» телекоммуникационного  бизнеса и услуг по доступу  в Интернет лишь усилится.

Мировое потребление услуг связи и телекоммуникационных услуг продолжает расти. Невозможно переоценить значение данных услуг в современном мире. Особенно все большее влияние приобретают услуги сотовой и мобильной связи. Растет также роль российских компаний на мировых рынках телекоммуникационных услуг.

Основными тенденциями развития отрасли на протяжении последних 20  лет стали стремительные технические изменения.   В результате наибольшее развитие получили мобильная связь и Интернет,  которые в настоящее время доминируют в доходах отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Телекоммуникационные системы России

Российская Федерация унаследовала от СССР относительно неразвитую телекоммуникационную инфраструктуру, в том числе слабый уровень проникновения фиксированной  связи. Это способствовало формированию емкого рынка мобильной телефонии, лидирующих позиций на котором достигли «Мобильные Телесистемы» и «Вымпелком», впоследствии к ним присоединился  «Мегафон». Все операторы «Большой тройки» создавались при участии  стратегических инвесторов из Европы. В МТС с момента основания  компании в 1993 г. до 2005 г. сначала 40%, а  затем 25% акций принадлежали немецкой Deutsche Telecom. В «Вымпелкоме» (основанном в 1992 г.) значительным пакетом акций  до сих пор владеет норвежская корпорация Telenor. В «Мегафоне» (компания основана в 2002 г.) такую же позицию  занимает шведско-финская Telia Sonera. 

По мере развития российская телекоммуникационная отрасль стала переходить от импорта  капитала к его экспорту. В определенной степени именно такой характер развития отрасли описывает «парадигма летящих  гусей». На новом этапе развития российским телекоммуникационным операторам зарубежные стратегические инвесторы  стали, скорее, препятствием на пути успешной международной экспансии. МТС удалось  выкупить долю Deutsche Telekom, в то время  как «Вымпелком» и «Мегафон»  вынуждены согласовывать свои планы  зарубежной экспансии с европейскими стратегическими инвесторами. Так, например, «Вымпелком» регулярно  вступает в корпоративные споры  с Telenor по вопросам международной экспансии (на Украине и в Африке). 

На Украине «Вымпелкому» даже пришлось в 2005 г. дополнительно выкупать телекоммуникационную компанию «Украинские радиосистемы»  и фактически «с нуля» создавать  там бренд «Билайн», чтобы обойти запрет Telenor на расширение украинского  бизнеса. Дело в том, что Telenor напрямую владела 57% акций крупнейшего оператора  «Киевстар», в то время как 43% принадлежало «Вымпелкому». Норвежцы не были заинтересованы в уступке своего пакета акций и создании сильных конкурентов своему успешному бизнесу на Украине, поэтому они неоднократно блокировали данное решение «изнутри», посредством участия в органах корпоративного управления «Вымпелкома». 

Как только рост сотового рынка России начал затихать, отечественные операторы заметно активизировались на международных направлениях. В 2004 г. они потратили на зарубежные приобретения более полумиллиарда долларов. В 2005 г. суммарные затраты на экспансию российских инвесторов составили $2,33 млрд. Для анализа мотиваций зарубежной экспансии российских телекоммуникационных операторов в наибольшей степени подходит теоретическая модель И. Ансоффа, позволяющая анализировать стратегии управления компанией на различных этапах развития рынка и продукта. 

В настоящее время «Большая тройка» (МТС, «Вымпелком», «Мегафон») по мере насыщения  рынка переходят от стратегии  проникновения на рынок к стратегиям развития рынка (выход в развивающиеся  страны) и к стратегиям развития товара (неголосовые услуги мобильной  связи). Примечательно, что в процессе международной экспансии российские телекоммуникационных компании, как, впрочем, и компании из других секторов экономики, активно используют оффшорные зоны. По некоторым данным, от 70 до 90% крупных  частных российских компаний юридически принадлежат компаниям, инкорпорированным  в этих юрисдикциях. Так, в 2009 г. «Альфой-групп» и ее дочерней структурой Altimo (Alfa Telecom Ltd.) было создано два совместных предприятия с норвежской Telenor и  шведско-финской TeliaSonera. В одно из совместных предприятий с Telenor, зарегистрированное на Бермудах, с управляющей компанией, зарегистрированной в Амстердаме, были переданы активы российской и норвежской компании в «Вымпелкоме» и «Киевстаре». 

Международная экспансия российских телекомов позволит повысить пока еще  низкий показатель индекса транснационализации  российских ТНК по сравнению с ТНК из других стран. Отечественные ТНК пока не являются действительно глобальными по географии деятельности, основная их деятельность сосредоточена, прежде всего, в России и странах СНГ. В 2008 г. значение индекса транснационализации для 20 наиболее крупных российских ТНК составляло всего 34%, тогда как для ведущих ТНК мира он намного превышает 50%. 

Региональные кластеры российского телекома. Как правило, реализуя международные экспансию, телекоммуникационные ТНК пытаются сформировать региональные кластеры, чтобы снизить расходы на логистику и управление, а также создать зоны сплошного покрытия, охватывающие несколько стран. Какие регионы являются приоритетными для российских телекомов? По нашему мнению, в порядке очередности, это: 1) СНГ; 2)Азия (Юго-Восточная и Южная); 3) Африка; 4) Латинская Америка; 5) развитые страны. Страны СНГ выступают в роли естественного «плацдарма» для развития международной экспансии российских телекомов, так как здесь присутствуют элементы «эффекта соседства» при размещении прямых иностранных инвестиций - знание специфики ведения бизнеса в трансформирующихся экономиках, унаследованные с советских времен деловые контакты, отсутствие языковых барьеров. 

Российские телекоммуникационные компании начали интернационализацию  своего бизнеса с соседних стран  и сразу смогли там успешно  конкурировать с куда более опытными в международной деятельности мощными  западными ТНК. Обретя опыт работы на рынках государств ближнего зарубежья, увеличив абонентскую базу и укрепив  финансовые показатели, российские ТНК  перешли к наступлению в странах  дальнего зарубежья. Для «МТС» и  «Вымпелкома» активное покорение постсоветского экономического пространства происходило  в первой половине 2000-х гг., начавшись  с выхода на рынок Украины, а со второй половины 2000-х гг. они перешли  к экспансии в странах Азии и Африки. «Мегафон» идет к тому же с определенным лагом: в настоящее  время он только фиксирует присутствие в СНГ, выйдя на рынки Таджикистана и Абхазии (см. табл. 2). 

Таблица 2. Количество абонентов «Большой тройки» в России и странах СНГ

 

31.0.2011

28.02.2011

МТС

108 344 612

108 857 986

Россия

71 500 384

71 862 743

Москва

13 501 180

13 604 244

Украина

18 213 409

18 266 449

Узбекистан

9 003 337

9 106 091

Туркменистан

2 408 423

2 391 551

Армения

2 484 053

2 487 355

Беларусь

4 735 013

4 743 789

Вымпелком

92 668 372

92 758 762

Россия

52 536 678

52 677 838

Москва

12 156 050

12 193 750

Казахстан

6 878 651

6 899 878

Украина

24 328 083

24 167 211

Таджикистан

788 754

790 214

Узбекистан

4 951 581

5 007 495

Армения

684 591

681 100

Грузия

568 075

571 636

Кыргызстан

1 931 859

1 963 390

Мегафон

57 070 501

57 105 328

Россия

56 464 595

56 486 277

Москва

8 114 220

8 205 646

Таджикистан

481 433

491 061

Абхазия

124 473

127 990


 

В 2005 г. «Вымпелком» создает компанию Altimo, основная цель которой покупка  зарубежных телекоммуникационных активов. Первый этап зарубежной экспансии формирование кластера в СНГ: компания выходит  на рынки Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Грузии и Киргизии. Через несколько лет «Вымпелком»  также приступает к формированию регионального кластера в Юго-Восточной  Азии. В 2008 г. компания приобрела оператора  связи «Sotelco LTD» (Камбоджа) и создала  совместное предприятие «Gtel Mobile» (Вьетнам). В июне 2009 г. во Вьетнаме состоялся  коммерческий запуска сети Gtel Mobile. В  сентябре 2009 г. «Вымпелком» подписала  соглашение о приобретении 78% доли в  компании Millicom Lao Co, операторе сотовой  связи в Лаосе. Но подлинный рывок  в международной экспансии компания совершила в конце 2010 - начале 2011 г., когда провела крупнейшую зарубежную сделку в истории российского  бизнеса (более 6 млрд. долл. США) по приобретению компании Wind Telecom. Российский оператор стал 100% собственником третьего сотового и второго по величине фиксированного оператора Италии Wind, канадской компании Globalive Wireless (развитые рынки); получил  контроль над Orascom Telecom Holdings (операторы  в Алжире, Тунисе, Зимбабве, Бурунди, ЦАР и Намибии - Африка; а также  в Бангладеш и Пакистане - Южная  Азия). В результате покупки ОАО  «Вымпелком» стал шестым оператором в мире по числу абонентов. 

Выход компании Yota на рынки Перу и  Никарагуа, а также набирающая силу экспансия компании Qiwi, уже присутствующей на рынках Аргентины, Колумбии, Панамы и планирующей в 2011 г. выход на рынок Бразилии, позволяют сделать  вывод: Латинская Америка с большой  вероятностью будет следующим регионом для экспансии российских телекоммуникационных ТНК. 

Сектор фиксированной  связи. Еще не так давно сети с коммутацией каналов, то есть традиционные телефонные, и IP-сети существовали независимо друг от друга. Телефонные сети использовались только для передачи голоса, т.е., аналоговых сигналов, а IP-сети - для передачи цифровых компьютерных данных. Сегодня телефонные и IP-сети работают совместно, позволяя существенно экономить на междугородных и, особенно, международных звонках. Операторы связи широко этим пользуются. Все мы время от времени говорим по IP-сетям, даже не подозревая об этом.

После вступления в силу закона "О связи" и утверждения  правительством РФ в 2005 г. "Правил присоединения  сетей электросвязи и их взаимодействия" ситуация на рынке телефонии изменилась. IP-операторов поставили в один ряд с традиционными, распространив на всех одинаковые правила лицензирования деятельности.

Некоторые компании получили лицензии на услуги дальней связи ("Ростелеком", "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), Golden Telecom, "Транстелеком", "Арктел" и ряд других). Местные операторы  должны подключаться к каналам этих операторов для передачи междугородного и международного трафика. Качество предоставляемых услуг связи  от этого выиграло, но привлекательность IP-телефонного бизнеса снизилась. Раньше дешевизна IP лицензии привлекала на рынок много мелких операторов. Сейчас новых игроков не наблюдается. Сыграло роль также усиление конкуренции  со стороны мобильных операторов и появление инструментов для  непосредственного голосового общения  через интернет (один из примеров - Skype).

На рынке дальней связи  монополистом является "Ростелеком". Его денежная доля оценивается от чуть выше 50% до 55,3%. Лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи имеют около 30 операторов, но только у "Ростелекома" тарифы на межгород регулируются государством. Федеральная антимонопольная служба обещает добиться отмены госрегулирования тарифов на этом рынке связи, когда доля "Ростелекома" сократится до 50%.

С фиксированной связью в  России дела обстоят хуже, чем с  мобильной: проникновение фиксированных  линий не превышает 64% (в Западной Европе в среднем 90%). Тем не менее, именно для фиксированной связи следующий год обещает быть удачным: выручка отрасли вырастет, судя по консенсус-прогнозу аналитиков для журнала Smart Money, на 16,9% (в 2011 г. - 13,6%).

В странах Западной Европы доля минут разговора по стационарным телефонам опустилась ниже 40%, в России она пока превышает 50%. Кто же будет  пользоваться стационарным телефоном, когда звонить по мобильному дешевле? С введением 3G голосовые услуги мобильных операторов вновь могут подешеветь. И тогда операторам фиксированной связи придется искать новые источники доходов.

В настоящее время международную  экспансию осуществляют достаточно молодые компании российского телекоммуникационного  рынка. Компания «Лаборатория сотовых  систем» (LCS), образованная в 1994 г., в 2005 г. начала экспорт услуг в страны с высоким уровнем мобильной  связи (Великобританию, Швецию, Германию) либо с большим распространением русского языка (Литву, Эстонию). Она выступает в роли системного интегратора и комплексного поставщика решений для телекоммуникационного бизнеса. 

В 2007 г. российский рынок  широкополосного интернет-доступа  впервые обогнал по темпам роста  сотовых операторов. В дальнейшем прогнозируется спад темпов роста данного рынка. Увеличивается прирост российских инвестиций в отрасль связи Доходы от мобильного Интернета за 2011 год составили 657 млн.долл., что на 65% выше аналогичного показателя за прошлый год

Количество абонентов  телекоммуникационных услуг растет. В связи с этим операторы фиксированной  связи продолжают терпеть убытки, несмотря на предоставление ими относительно новой услуги – стационарного  интернета. Ответом мобильных компаний на это стала 3G сеть. Количество пользователей мобильного Интернета в России выросло. Операторы фиксированной связи могут заработать на введении новой системы тарифов на местные звонки, которое привело к повышению средней выручки с абонента. Впрочем, эффект от этого нововведения скоро исчерпается, так как мобильные компании предлагают потребителям все более удобные тарифы связи.

Информация о работе Связь и телекоммуникации