Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:51, реферат
Глобализация экономической жизни и растущая роль технологических инноваций серьезно повысили роль информации как одного из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности в современной экономике. Телекоммуникации стали интегральной частью бизнеса и обеспечивают внутренние и международные потоки информации в процессе принятия деловых решений. Объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается в мире каждые 2-3 года, что усиливает значение телекоммуникаций как на уровне компании, так и в целом в экономике мира, что в свою очередь усиливает процессы глобализации
Целью работы является исследование мирового и российского рынка телекоммуникационных услуг и услуг связи.
Становлению телекоммуникационных компаний
развивающихся стран
Мировое потребление услуг связи и телекоммуникационных услуг продолжает расти. Невозможно переоценить значение данных услуг в современном мире. Особенно все большее влияние приобретают услуги сотовой и мобильной связи. Растет также роль российских компаний на мировых рынках телекоммуникационных услуг.
Основными тенденциями развития отрасли на протяжении последних 20 лет стали стремительные технические изменения. В результате наибольшее развитие получили мобильная связь и Интернет, которые в настоящее время доминируют в доходах отрасли.
2. Телекоммуникационные системы России
Российская Федерация
По мере развития российская телекоммуникационная отрасль стала переходить от импорта капитала к его экспорту. В определенной степени именно такой характер развития отрасли описывает «парадигма летящих гусей». На новом этапе развития российским телекоммуникационным операторам зарубежные стратегические инвесторы стали, скорее, препятствием на пути успешной международной экспансии. МТС удалось выкупить долю Deutsche Telekom, в то время как «Вымпелком» и «Мегафон» вынуждены согласовывать свои планы зарубежной экспансии с европейскими стратегическими инвесторами. Так, например, «Вымпелком» регулярно вступает в корпоративные споры с Telenor по вопросам международной экспансии (на Украине и в Африке).
На Украине «Вымпелкому» даже пришлось в 2005 г. дополнительно выкупать телекоммуникационную компанию «Украинские радиосистемы» и фактически «с нуля» создавать там бренд «Билайн», чтобы обойти запрет Telenor на расширение украинского бизнеса. Дело в том, что Telenor напрямую владела 57% акций крупнейшего оператора «Киевстар», в то время как 43% принадлежало «Вымпелкому». Норвежцы не были заинтересованы в уступке своего пакета акций и создании сильных конкурентов своему успешному бизнесу на Украине, поэтому они неоднократно блокировали данное решение «изнутри», посредством участия в органах корпоративного управления «Вымпелкома».
Как только рост сотового рынка России начал затихать, отечественные операторы заметно активизировались на международных направлениях. В 2004 г. они потратили на зарубежные приобретения более полумиллиарда долларов. В 2005 г. суммарные затраты на экспансию российских инвесторов составили $2,33 млрд. Для анализа мотиваций зарубежной экспансии российских телекоммуникационных операторов в наибольшей степени подходит теоретическая модель И. Ансоффа, позволяющая анализировать стратегии управления компанией на различных этапах развития рынка и продукта.
В настоящее время «Большая тройка»
(МТС, «Вымпелком», «Мегафон») по мере насыщения
рынка переходят от стратегии
проникновения на рынок к стратегиям
развития рынка (выход в развивающиеся
страны) и к стратегиям развития
товара (неголосовые услуги мобильной
связи). Примечательно, что в процессе
международной экспансии
Международная экспансия российских телекомов позволит повысить пока еще низкий показатель индекса транснационализации российских ТНК по сравнению с ТНК из других стран. Отечественные ТНК пока не являются действительно глобальными по географии деятельности, основная их деятельность сосредоточена, прежде всего, в России и странах СНГ. В 2008 г. значение индекса транснационализации для 20 наиболее крупных российских ТНК составляло всего 34%, тогда как для ведущих ТНК мира он намного превышает 50%.
Региональные кластеры российского телекома. Как правило, реализуя международные экспансию, телекоммуникационные ТНК пытаются сформировать региональные кластеры, чтобы снизить расходы на логистику и управление, а также создать зоны сплошного покрытия, охватывающие несколько стран. Какие регионы являются приоритетными для российских телекомов? По нашему мнению, в порядке очередности, это: 1) СНГ; 2)Азия (Юго-Восточная и Южная); 3) Африка; 4) Латинская Америка; 5) развитые страны. Страны СНГ выступают в роли естественного «плацдарма» для развития международной экспансии российских телекомов, так как здесь присутствуют элементы «эффекта соседства» при размещении прямых иностранных инвестиций - знание специфики ведения бизнеса в трансформирующихся экономиках, унаследованные с советских времен деловые контакты, отсутствие языковых барьеров.
Российские
Таблица 2. Количество абонентов «Большой тройки» в России и странах СНГ
31.0.2011 |
28.02.2011 | |
МТС |
108 344 612 |
108 857 986 |
Россия |
71 500 384 |
71 862 743 |
Москва |
13 501 180 |
13 604 244 |
Украина |
18 213 409 |
18 266 449 |
Узбекистан |
9 003 337 |
9 106 091 |
Туркменистан |
2 408 423 |
2 391 551 |
Армения |
2 484 053 |
2 487 355 |
Беларусь |
4 735 013 |
4 743 789 |
Вымпелком |
92 668 372 |
92 758 762 |
Россия |
52 536 678 |
52 677 838 |
Москва |
12 156 050 |
12 193 750 |
Казахстан |
6 878 651 |
6 899 878 |
Украина |
24 328 083 |
24 167 211 |
Таджикистан |
788 754 |
790 214 |
Узбекистан |
4 951 581 |
5 007 495 |
Армения |
684 591 |
681 100 |
Грузия |
568 075 |
571 636 |
Кыргызстан |
1 931 859 |
1 963 390 |
Мегафон |
57 070 501 |
57 105 328 |
Россия |
56 464 595 |
56 486 277 |
Москва |
8 114 220 |
8 205 646 |
Таджикистан |
481 433 |
491 061 |
Абхазия |
124 473 |
127 990 |
В 2005 г. «Вымпелком» создает компанию
Altimo, основная цель которой покупка
зарубежных телекоммуникационных активов.
Первый этап зарубежной экспансии формирование
кластера в СНГ: компания выходит
на рынки Казахстана, Таджикистана,
Узбекистана, Армении, Грузии и Киргизии.
Через несколько лет «
Выход компании Yota на рынки Перу и Никарагуа, а также набирающая силу экспансия компании Qiwi, уже присутствующей на рынках Аргентины, Колумбии, Панамы и планирующей в 2011 г. выход на рынок Бразилии, позволяют сделать вывод: Латинская Америка с большой вероятностью будет следующим регионом для экспансии российских телекоммуникационных ТНК.
Сектор фиксированной связи. Еще не так давно сети с коммутацией каналов, то есть традиционные телефонные, и IP-сети существовали независимо друг от друга. Телефонные сети использовались только для передачи голоса, т.е., аналоговых сигналов, а IP-сети - для передачи цифровых компьютерных данных. Сегодня телефонные и IP-сети работают совместно, позволяя существенно экономить на междугородных и, особенно, международных звонках. Операторы связи широко этим пользуются. Все мы время от времени говорим по IP-сетям, даже не подозревая об этом.
После вступления в силу
закона "О связи" и утверждения
правительством РФ в 2005 г. "Правил присоединения
сетей электросвязи и их взаимодействия"
ситуация на рынке телефонии изменилась. IP
Некоторые компании получили
лицензии на услуги дальней связи ("Ростелеком",
"Межрегиональный
На рынке дальней связи монополистом является "Ростелеком". Его денежная доля оценивается от чуть выше 50% до 55,3%. Лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи имеют около 30 операторов, но только у "Ростелекома" тарифы на межгород регулируются государством. Федеральная антимонопольная служба обещает добиться отмены госрегулирования тарифов на этом рынке связи, когда доля "Ростелекома" сократится до 50%.
С фиксированной связью в России дела обстоят хуже, чем с мобильной: проникновение фиксированных линий не превышает 64% (в Западной Европе в среднем 90%). Тем не менее, именно для фиксированной связи следующий год обещает быть удачным: выручка отрасли вырастет, судя по консенсус-прогнозу аналитиков для журнала Smart Money, на 16,9% (в 2011 г. - 13,6%).
В странах Западной Европы доля минут разговора по стационарным телефонам опустилась ниже 40%, в России она пока превышает 50%. Кто же будет пользоваться стационарным телефоном, когда звонить по мобильному дешевле? С введением 3G голосовые услуги мобильных операторов вновь могут подешеветь. И тогда операторам фиксированной связи придется искать новые источники доходов.
В настоящее время международную
экспансию осуществляют достаточно
молодые компании российского
В 2007 г. российский рынок
широкополосного интернет-
Количество абонентов телекоммуникационных услуг растет. В связи с этим операторы фиксированной связи продолжают терпеть убытки, несмотря на предоставление ими относительно новой услуги – стационарного интернета. Ответом мобильных компаний на это стала 3G сеть. Количество пользователей мобильного Интернета в России выросло. Операторы фиксированной связи могут заработать на введении новой системы тарифов на местные звонки, которое привело к повышению средней выручки с абонента. Впрочем, эффект от этого нововведения скоро исчерпается, так как мобильные компании предлагают потребителям все более удобные тарифы связи.