Тактика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:23, реферат

Описание

Цель курсовой работы – тактика менеджмента: понятие, виды.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
1.Понять тактику менеджмента.
2.Узнать сущность менеджмента.
3.Рассмотреть всё на конкретном примере.

Содержание

Коротка історія ЗАТ «Оболонь»
Сировина для виробництва пива
Технологічні стадії виробництва пива
Нові технології «Оболоні» у виробництві пива
Технології та екологія
Список використаної літератури

Работа состоит из  1 файл

курсач менеджмент.doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)

     Более прогрессивный способ — оптимальное планирование. Он основывается на системе научно обоснованных нормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении планов взаимосвязанных объектов. Его цель — достижение наиболее высоких конечных результатов. Такое планирование часто связано с коренными качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов, сил и средств. Однако при нем не всегда учитываются возникающие возможности корректировки заданий в ходе производства на местах.

     Широко внедряется адаптивное планирование, которое позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, т.е. учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться; центр тяжести переносится на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используются местная инициатива, резервы, исследуются пути дальнейшего повышения эффективности производства. Большое внимание уделяется процессу составления плана, его согласованию со смежниками.

     На современном этапе экономического развития планирование должно быть комплексным. Сначала проводится анализ состояния хозяйства, различных сторон его деятельности, а затем учитываются такие факторы, как общественная потребность, имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

     Принимаются во внимание также нормативная база, сбалансированность планов на основе балансов натуральных и стоимостных, производственных мощностей и труда, т.е. используются различные методы планирования.

     Балансовый метод основывается на взаимоувязке ресурсов, которыми располагает или будет располагать фирма, и потребностей в них в рамках планового периода, т.е. срока, на который составляется план.

     Балансовый метод реализуется посредством составления системы балансов  материально-вещественных, стоимостных и трудовых.

     —Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой — их распределение.

     Нормативный метод состоит в использовании при планировании норм затрат различных ресурсов (материалов, рабочего времени, финансовых ресурсов и т.д.). Обычно используются указанные нормы на единицу продукции (услуг). Нормы могут быть натуральными, стоимостными и временными.

     Нормативный метод может использоваться как самостоятельный, так и вспомогательный по отношению к балансовому методу.

     Математико-статистические методы заключаются в оптимизационных расчетах на основе различного рода моделей. Простейшими моделями являются статистические модели, например корреляционная модель, отражающая взаимную зависимость двух величин.

     Организационное (внутрифирменное) планирование в конкретной фирме может основываться на использовании различных методов и способов планирования, их сочетании.

     Принципы планирования:

- основной принцип — участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах;

- принцип непрерывности планирования, когда оно рассматривается как единичный акт, а постоянно возобновляющийся процесс составления планов и их изменения — в соответствии с изменившимися условиями;

- принцип координации и интеграции, т.е. координация процессов планирования «по горизонтали» (между структурными подразделениями), а интеграция — «по вертикали» (между вышестоящим и нижестоящим уровнем управления);

- принцип экономичности, когда полученный эффект должен покрывать затраты, связанные с планированием;

- другие принципы — научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальности и т.д.

     Планирование в зависимости от направленности и характера задач организации бывает стратегическим, или перспективным; среднесрочным; тактическим, или текущим краткосрочным, или оперативным.

     В стратегическом планировании часто используют метод экстраполяции, при котором результаты выполнения показателей прошлого периода переносят на вновь планируемый период. В расчете на то, что будущее будет лучше прошлого, эти показатели несколько завышаются. Целью стратегического планирования является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период.

     Цели долгосрочных планов реализуются через программы, годовые планы, планы прибылей.

     Программы закрепляются за подразделениями организации.

     Среднесрочное планирование, как правило, охватывает срок от одного до трех—пяти лет. В среднесрочных планах отражаются количественные показатели, в том числе распределение ресурсов, сведения об услугах, капиталовложениях и источниках финансирования.

     Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно до одного года) текущих планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Текущий производственный план состоит из календарных планов (месячных, квартальных, полугодовых). В них детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективными и среднесрочными планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей.

     Краткосрочное, или оперативное планирование охватывает квартал — месяц. В оперативных планах содержатся плановые задания по большинству важнейших показателей деятельности предприятия и его подразделений.

1.3. Основные этапы оперативного управления

     Планирование заключается в обоснованном определении главных направлений и соразмерности развития производства. При этом учитываются материальные источники обеспечения плана и спрос рынка. В процессе планирования конкретизируется развитие всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определяются хозяйственные задачи, средства их достижения, сроки и последовательность реализации, выявляются все виды ресурсов, необходимые для выполнения поставленных задач. Организация стремится заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, которые могут обеспечить благоприятные условия для ее нормального функционирования и развития.

     При планировании разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкретных целей с учетом наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном.

     Благодаря планированию обеспечивается увязка функций отдельных структурных подразделений в технологической последовательности: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Основами планирования являются выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценка имеющихся ресурсов, поэтому планирование должно быть согласованно с маркетинговой деятельностью, чтобы обеспечить регулирование производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

     На качество планирования оказывают влияние компетентность менеджеров всех уровней управления, их квалификация, а также информационное обеспечение.

     Планирование является начальным этапом управления, но это не единовременный акт, а процесс, который включает комплекс предусмотренных операций и продолжается до их завершения.

     Структура планирования как функции управления показана на рисунке 2.

          Рис 2

 

     Прогнозирование состоит в построении прогнозов будущего состояния социально-экономических процессов системы производства и определении вероятности наступления тех или иных положительных и негативных ситуаций.

     Прогноз — это предположительная оценка будущего развития. Прогноз строится на сложных математических расчетах и аналитических заключениях. Широко распространенной при составлении прогнозов является экспертная оценка.

     Моделирование представляет собой научное описание ситуаций и будущего состояния социально- экономических процессов производства, средства и методы их достижения, т.е. составляется математическое выражение или модель, отражающая соотношение между некоторыми независимыми переменными. Распространенным видом моделирования является эконометрическое моделирование, основанное на широком применении регрессионных моделей.

     Программирование — это конкретное обоснование реализации решений, прогнозов, моделей и планов по временному и пространственному признаку. Широко используется в планировании линейное программирование — математический прием, используемый для определения наилучшей комбинации

 ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата.

     Основу планирования составляет система планов. План можно рассматривать как систему взаимосвязанных решений.

     Основные виды оперативных планов представлены в таблице 3.

 

 

 

Т а б л и ц  а 3

     Оперативный план — документ, цель которого обеспечить общее понимание задач компании, стратегии и тактики решения таких задач, а также определить объемы, качество и структуру ресурсов, выделяемых для этого.

     Оперативный план устанавливает границы количественных и качественных задач, конкретизируя их для фирмы в целом и для каждого его подразделения. Он определяет взаимосвязи в рамках предприятия и создает представление о его будущем, а также четко фиксирует как будут решены поставленные задачи и кто конкретно за это ответствен.

     В современном планировании особое место отводится бизнес-плану, который в разных методиках понимается по-разному: как план формирования и развития нового бизнеса — инвестиционный бизнес- план или как план деятельности существующего предприятия на текущий год.

     Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

1. Резюме (краткое содержание, основная идея бизнес-плана и  основные показатели его эффективности).

2. Виды товаров, услуг.

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности  фирмы.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

     Не всегда система планирования является эффективной и полученный результат совпадает с плановым заданием. Среди наиболее распространенных «ловушек» планирования:

- нереальные первоначальные ожидания;

- жесткое планирование, недоучет перепланирования и корректировок;

- планирование как отдельное событие, а не процесс управления; подмена содержания планирования формой.

     Для преодоления вышеуказанных «ловушек» планирования рекомендуется:

– организация поддержки  высшего руководства и его  участие в процессе планирования;

– определение ответственности  за процесс планирования;

– обучение менеджеров современным  технологиям планирования;

– организация эффективной  системы обмена информацией;

– связь планирования с системой вознаграждения;

– разработка вероятностных (альтернативных) планов;

– открытая реакция на сопротивление планированию;

– понимание того, что влияние и действенность планирования имеют свои границы.

     Таким образом, планирование является важнейшей частью любого бизнеса, суть которого выражена в известном афоризме «Планировать или быть планируемым».

     План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число рекомендательных показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

     Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Менеджмент

2.1 Сущность менеджмента

     Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера. Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Информация о работе Тактика менеджмента