Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:22, автореферат
Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала.Целью диссертационного исследования являются: разработка методологических подходов к определению сущности импортной таможенной пошлины - одного из основных инструментов воздействия государства на внешнеторговые товаропотоки, выработка рекомендаций по совершенствованию методов построения экономически-обоснованного таможенного тарифа.
Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию таможенно-тарифной политики государственного регулирования импорта и ее основному инструменту - ввозной таможенной пошлине.
Актуальность темы исследования. Попытка скачкообразно изменить форму хозяйствования с плановой, практиковавшейся более 70-ти лет, на рыночную путем либерализации цен и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не только не привела к ожидаемым результатам, заключавшимся в повышении эффективности и статуса российской экономики на мировом рынке, но и породила множество новых негативных явлений. Излишняя открытость внутреннего рынка для иностранных товаров с одной стороны, и, для неконтролируемого вывоза отечественного сырья и капиталов с другой, в первые годы реформ- привела к тому, что к настоящему времени в отношении экспорта Россия может надолго получить статус сырьевого придатка мировой экономики, а в отношении импорта продолжать катастрофически зависеть от поставок товаров, и, прежде всего продовольствия. Оба эти факта усиливают уже не только экономическую, но и политическую зависимость страны от влияния внешних факторов и подрывают национальную безопасность.
Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала. Анализ мероприятий, проводимых в области регулирования ВЭД в последнее десятилетие, показал, что в нашей стране отсутствует четко выработанная концепция развития внешнеторговой сферы, ориентированная на долгосрочную перспективу, о чем свидетельствует достаточно резкий перекос в сторону протекционизма. Таможенный тариф, как главный инструмент таможенно-тарифной политики, претерпевал постоянные изменения, в результате чего таможенная пошлина почти полностью потеряла свою экономическую сущность, превратившись лишь в инструмент добывания средств для государственного бюджета.
О природе таможенной пошлины
и ее роли в регулировании импортно-
Приоритетность экономических,
в том числе таможенно-
Обозначенные проблемы требуют разработки научно-обоснованных, концептуальных подходов к вопросам таможенно-тарифного регулирования импорта и представляют особую важность и актуальность в связи с необходимостью соблюдения экономических интересов России.
Цели и задачи исследования: Целью диссертационного исследования являются: разработка методологических подходов к определению сущности импортной таможенной пошлины - одного из основных инструментов воздействия государства на внешнеторговые товаропотоки, выработка рекомендаций по совершенствованию методов построения экономически-обоснованного таможенного тарифа. Реализация поставленных целей обусловила решение следующих задач:
- Рассмотрение основных
теорий внешней торговли и
взглядов ученых-экономистов
- Оценка влияния
- Исследование содержания,
методов и инструментов
- Определение экономической
сущности таможенной пошлины,
ее взаимосвязи с ценами и
налогами, а также выделение ее
роли в таможенной политике
и системе таможенных платежей
в соответствии с
- Проведение исследования
механизма воздействия
Объект и предмет исследования: Предметом исследования является действующая таможенная политика, а также основной ее инструмент - таможенная пошлина во взаимосвязи с другими методами регулирования импорта. Объектами исследования выступают направления и принципы государственного регулирования импорта, нормативно-правовое и методическое обеспечение тарифного регулирования ВЭД.
Методы и методология исследования. Методологической основой данной диссертационной работы являются теория цены, теории внешней торговли и теория протекционизма. Основными методами данного исследования являются сопоставление и анализ трудов ученых-экономистов по соответствующей тематике; принципы логического, системного и сравнительного анализа; экономико-математическое моделирование, синтез полученных результатов и разработка рекомендаций. В работе использованы некоторые статистические методы и понятия (средние величины, темпы роста, темпы прироста, индексы и др.).
Теоретическая и информационная
база исследования. Теоретической основой
диссертации послужили: труды ведущих
экономистов в области внешней
торговли и протекционизма; Таможенный
кодекс РФ; законодательные акты и
нормативные документы по вопросам
государственного регулирования ВЭД;
положения международных
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- Доказана необходимость
сохранения высокого уровня
- Предложена классификация
методов государственного
- Методологически обосновано новое определение таможенной пошлины, как разницы между мировыми и внутренними ценами;
- Разработаны методологические
принципы формирования ставок
ввозных таможенных пошлин в
условиях российской экономики
и на их основе предложен
алгоритм модели определения
оптимального уровня
- Выявлено противоречие
между понятием таможенной
- Разработана модель «структуры
импортных возможностей»,
- Обоснована необходимость
дифференциации ставок
Практическая значимость
исследования определяется комплексным
системным подходом к анализу
сущности и роли таможенной пошлины
в объеме всех методов государственного
регулирования импорта, что позволило
выработать конкретные предложения
по определению уровней
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, приложений, списка использованной литературы и заключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние десятилетия рейтинг России на международной арене значительно упал, что во многом связано с «шокотерапией», которой у нас в стране сопровождались реформы в экономической сфере. Однако, внешнеэкономический комплекс России в первые пять лет реформ спасал народное хозяйство страны от окончательного развала, хотя доля России в мировой торговле снижалась и продолжает снижаться. Одновременно усиливаются негативные тенденции во внешней торговле, как в ее структуре, так и в величине экспортной и импортной квот: за рубеж уходят невосполнимые ресурсы, а качество импортной продукции, поступающей на внутренний рынок, снижается. К настоящему времени объем импорта достиг угрожающих размеров, что ставит под удар экономическую безопасность России. В связи с этим, вопросы реформирования внешнеторговой сферы стоят особенно актуально, с учетом также того, что процессы глобализации мировой экономики, набирающие силу последние годы, способны надолго закрепить за Россией статут сырьевого экспортера, если последняя не предпримет решительных попыток изменить сложившуюся ситуацию.
Сложность и многоплановость
поставленной задачи потребовала от
автора обратиться к анализу теоретических
изысканий в области внешней
торговли, а также к опыту проведения
соответствующих реформ в других
странах. Исторически анализ проблем
внешней торговли сталкивает два
противоположных мнения, одно из которых
обосновывает принцип свободы торговли,
другое - протекционизма. Чаще всего
аргументом в пользу введения импортных
тарифов в России является тезис
о защите отечественной промышленности
от иностранной конкуренции, что
является достаточно обтекаемой формулировкой.
По мнению автора, основной причиной, которой
можно оправдать существующий высокий
уровень пошлин - это защита не столько
отечественной промышленности, сколько
национальной безопасности, в том
числе и экономической
Провозглашенный курс на либерализацию
внешней торговли и усиление открытости
экономики России, чего от нее требуют
международные организации, сталкивался
с начала его реализации с рядом
препятствий, которые и привели
к усилению протекционизма в последние
годы. К числу таких неблагоприятных
условий можно отнести, во-первых,
неблагоприятные
Проведение стратегической
внешнеторговой политики, которая заключается
во введении протекционизма в отношении
ряда ключевых отраслей, на наш взгляд,
было бы наилучшим способом реформирования
внешнеторгового сектора. Но на практике
это может быть связано с определенными
трудностями, так как, во-первых, государство
должно правильно выделить отрасли
целенаправленного воздействия, а,
во-вторых, поддержка отечественных
производителей при использовании
таможенных пошлин или субсидирования
может привести к тому, что к
такой же политике прибегнут и
торговые партнеры страны. Безусловно,
наиболее сильную поддержку реформам
внешней торговли обеспечила бы политика
макроэкономической стабилизации и
создание прочной институционально-
В процессе реализации рекомендаций
и требований международных организаций
и союзов по реформированию внешнеторговой
политики, которые во многом связаны
со снижением таможенных пошлин, должны
быть найдены способы защиты национальных
интересов России и национальных
производителей, обеспечена надлежащая
конкурентоспособность их продукции.
В связи с чем, наиболее важными
направлениями деятельности государства
в области импорта, целью которых
является усиление позиций России на
мировом рынке, должны быть: установление
межведомственного