Таможенно-тарифная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:22, автореферат

Описание

Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала.Целью диссертационного исследования являются: разработка методологических подходов к определению сущности импортной таможенной пошлины - одного из основных инструментов воздействия государства на внешнеторговые товаропотоки, выработка рекомендаций по совершенствованию методов построения экономически-обоснованного таможенного тарифа.

Работа состоит из  1 файл

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию таможенно.docx

— 28.59 Кб (Скачать документ)

Настоящая диссертационная  работа посвящена исследованию таможенно-тарифной политики государственного регулирования импорта и ее основному инструменту - ввозной таможенной пошлине.

 

Актуальность темы исследования. Попытка скачкообразно изменить форму хозяйствования с плановой, практиковавшейся более 70-ти лет, на рыночную путем либерализации цен и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не только не привела к ожидаемым результатам, заключавшимся в повышении эффективности и статуса российской экономики на мировом рынке, но и породила множество новых негативных явлений. Излишняя открытость внутреннего рынка для иностранных товаров с одной стороны, и, для неконтролируемого вывоза отечественного сырья и капиталов с другой, в первые годы реформ- привела к тому, что к настоящему времени в отношении экспорта Россия может надолго получить статус сырьевого придатка мировой экономики, а в отношении импорта продолжать катастрофически зависеть от поставок товаров, и, прежде всего продовольствия. Оба эти факта усиливают уже не только экономическую, но и политическую зависимость страны от влияния внешних факторов и подрывают национальную безопасность.

 

Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала. Анализ мероприятий, проводимых в области регулирования ВЭД в последнее десятилетие, показал, что в нашей стране отсутствует четко выработанная концепция развития внешнеторговой сферы, ориентированная на долгосрочную перспективу, о чем свидетельствует достаточно резкий перекос в сторону протекционизма. Таможенный тариф, как главный инструмент таможенно-тарифной политики, претерпевал постоянные изменения, в результате чего таможенная пошлина почти полностью потеряла свою экономическую сущность, превратившись лишь в инструмент добывания средств для государственного бюджета.

 

О природе таможенной пошлины  и ее роли в регулировании импортно-экспортных операций идут постоянные дискуссии. Можно  сказать, что мнения разделились  на два противоположных лагеря: один из которых отстаивает приоритет свободы торговли, другой - протекционизма. Свой вклад в развитие теоретических исследований в области международной торговли внесли такие ученые-экономисты как Д. Кейнс, П. Самуэльсон, Э. Хекшер, Д. Лейдлер, Б. Олин, Д. Калдор, Р. Нилд. Среди отечественных ученых можно отметить Д.И. Менделеева, С.Ю. Витте, а позже Б.Н. Габричидзе, А.П. Киреева, И.Н. Гречикову, А.Д. Ершова, А.С. Простова, Е.В. Балацкого и др.

 

Приоритетность экономических, в том числе таможенно-тарифных, методов в системе государственного регулирования ВЭД признана практически всеми учеными и экономистами. Однако формы практической реализации этих методов могут быть весьма разнообразны. Применение унифицированного или дифференцированного таможенного тарифа, таможенные преференции, уровень ставок таможенных пошлин - вот некоторые вопросы, стоящие сейчас на повестке дня. Особую актуальность приобретает реформирование таможенного тарифа в свете предстоящего вступления России в ВТО - организацию, имеющую особые требования к стране-участнице в вопросах таможенной политики. Некоторые положения таможенного законодательства России не соответствуют международным нормам и правилам. Несомненно, реформирование коснется структуры и содержания таможенного тарифа и сопряженных с ним вопросов в целях нахождения компромисса между международными обязательствами и национальными интересами России.

 

Обозначенные проблемы требуют  разработки научно-обоснованных, концептуальных подходов к вопросам таможенно-тарифного регулирования импорта и представляют особую важность и актуальность в связи с необходимостью соблюдения экономических интересов России.

 

Цели и задачи исследования: Целью диссертационного исследования являются: разработка методологических подходов к определению сущности импортной таможенной пошлины - одного из основных инструментов воздействия  государства на внешнеторговые товаропотоки, выработка рекомендаций по совершенствованию методов построения экономически-обоснованного таможенного тарифа. Реализация поставленных целей обусловила решение следующих задач:

 

- Рассмотрение основных  теорий внешней торговли и  взглядов ученых-экономистов на  воздействие внешней торговли  на экономику отдельной страны  и всего мирового сообщества;

 

- Оценка влияния внешнеторгового  фактора на экономику России  и анализ основных аргументов  в защиту протекционизма;

 

- Исследование содержания, методов и инструментов государственного  регулирования импорта, основных  направлений и целей реформирования  импортного тарифа, с учетом практики  проведения подобных реформ в  зарубежных странах; 

 

- Определение экономической  сущности таможенной пошлины,  ее взаимосвязи с ценами и  налогами, а также выделение ее  роли в таможенной политике  и системе таможенных платежей  в соответствии с приоритетными  функциями, которые должны быть  ей присущи; 

 

- Проведение исследования  механизма воздействия таможенной  пошлины на благосостояние страны  и разработка дополнений к  факторам, оценивающим выгоды и  потери от введения таможенной  защиты.

 

Объект и предмет исследования: Предметом исследования является действующая  таможенная политика, а также основной ее инструмент - таможенная пошлина  во взаимосвязи с другими методами регулирования импорта. Объектами исследования выступают направления и принципы государственного регулирования импорта, нормативно-правовое и методическое обеспечение тарифного регулирования ВЭД.

 

Методы и методология  исследования. Методологической основой  данной диссертационной работы являются теория цены, теории внешней торговли и теория протекционизма. Основными  методами данного исследования являются сопоставление и анализ трудов ученых-экономистов  по соответствующей тематике; принципы логического, системного и сравнительного анализа; экономико-математическое моделирование, синтез полученных результатов и  разработка рекомендаций. В работе использованы некоторые статистические методы и понятия (средние величины, темпы роста, темпы прироста, индексы  и др.).

 

Теоретическая и информационная база исследования. Теоретической основой  диссертации послужили: труды ведущих  экономистов в области внешней  торговли и протекционизма; Таможенный кодекс РФ; законодательные акты и  нормативные документы по вопросам государственного регулирования ВЭД; положения международных соглашений. Информационной базой исследования выступили справочные материалы  Госкомстата России, Государственного Таможенного Комитета РФ, материалы  научно-практических конференций и  другая официальная информация.

 

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

 

- Доказана необходимость  сохранения высокого уровня таможенной  защиты российской экономики; 

 

- Предложена классификация  методов государственного регулирования  ВЭД, с введением в нее группы  методов - комплексных; 

 

- Методологически обосновано  новое определение таможенной  пошлины, как разницы между  мировыми и внутренними ценами;

 

- Разработаны методологические  принципы формирования ставок  ввозных таможенных пошлин в  условиях российской экономики  и на их основе предложен  алгоритм модели определения  оптимального уровня таможенных  пошлин в зависимости от их  функционального назначения;

 

- Выявлено противоречие  между понятием таможенной пошлины  и таможенными преференциями,  предложены рекомендации относительно  установления таможенных льгот  и преференций; 

 

- Разработана модель «структуры  импортных возможностей», включающая  коэффициент эффективности таможни  и позволяющая повысить значение  фискальной функции импортной  таможенной пошлины; 

 

- Обоснована необходимость  дифференциации ставок импортных  пошлин, ужесточение методов определения страны происхождения товаров и таможенной стоимости для уменьшения возможностей недобросовестного поведения участников внешнеэкономической деятельности при импорте товаров.

 

Практическая значимость исследования определяется комплексным  системным подходом к анализу  сущности и роли таможенной пошлины  в объеме всех методов государственного регулирования импорта, что позволило  выработать конкретные предложения  по определению уровней таможенного  обложения, направлений реформирования таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Рекомендации автора могут лечь в основу разработки динамической модели комплексного анализа тарифной политики и прогнозирования ее результатов при изменений каких-либо факторов экономической конъюнктуры.

 

Структура работы. Диссертационная  работа состоит из введения, трех глав, приложений, списка использованной литературы и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За последние десятилетия  рейтинг России на международной  арене значительно упал, что во многом связано с «шокотерапией», которой у нас в стране сопровождались реформы в экономической сфере. Однако, внешнеэкономический комплекс России в первые пять лет реформ спасал народное хозяйство страны от окончательного развала, хотя доля России в мировой торговле снижалась и продолжает снижаться. Одновременно усиливаются негативные тенденции во внешней торговле, как в ее структуре, так и в величине экспортной и импортной квот: за рубеж уходят невосполнимые ресурсы, а качество импортной продукции, поступающей на внутренний рынок, снижается. К настоящему времени объем импорта достиг угрожающих размеров, что ставит под удар экономическую безопасность России. В связи с этим, вопросы реформирования внешнеторговой сферы стоят особенно актуально, с учетом также того, что процессы глобализации мировой экономики, набирающие силу последние годы, способны надолго закрепить за Россией статут сырьевого экспортера, если последняя не предпримет решительных попыток изменить сложившуюся ситуацию.

 

Сложность и многоплановость  поставленной задачи потребовала от автора обратиться к анализу теоретических  изысканий в области внешней  торговли, а также к опыту проведения соответствующих реформ в других странах. Исторически анализ проблем  внешней торговли сталкивает два  противоположных мнения, одно из которых  обосновывает принцип свободы торговли, другое - протекционизма. Чаще всего  аргументом в пользу введения импортных  тарифов в России является тезис  о защите отечественной промышленности от иностранной конкуренции, что  является достаточно обтекаемой формулировкой. По мнению автора, основной причиной, которой  можно оправдать существующий высокий  уровень пошлин - это защита не столько  отечественной промышленности, сколько  национальной безопасности, в том  числе и экономической безопасности, престижа страны, которая, в конечном итоге, побуждает стимулировать  отечественное производство. Второй причиной применения высоких ставок таможенных пошлин является тот факт, что таможенные тарифы в России обеспечивают более 30% бюджетных доходов.

 

Провозглашенный курс на либерализацию  внешней торговли и усиление открытости экономики России, чего от нее требуют  международные организации, сталкивался  с начала его реализации с рядом  препятствий, которые и привели  к усилению протекционизма в последние  годы. К числу таких неблагоприятных  условий можно отнести, во-первых, неблагоприятные макроэкономические условия в начале и в процессе реформ и возникающие противоречия между целями реформы внешнеторговой политики и целями стабилизации. Во-вторых, увеличение бюджетного дефицита в результате сокращения поступлений от налогов  на внешнюю торговлю при отсутствии компенсационных мер по снижению государственных расходов или привлечению  других источников доходов. В-третьих, отсутствие быстрых позитивных изменений  в производстве, так как перемещения  в экспортные и эффективные импортозамещающие  отрасли ресурсов, высвободившихся  из прежде сильно защищенных отраслей, не произошло. В-четвертых, слабость институциональной  структуры, отсутствие твердой политической линии и недостатки правового  регулирования.

 

Проведение стратегической внешнеторговой политики, которая заключается  во введении протекционизма в отношении  ряда ключевых отраслей, на наш взгляд, было бы наилучшим способом реформирования внешнеторгового сектора. Но на практике это может быть связано с определенными  трудностями, так как, во-первых, государство  должно правильно выделить отрасли  целенаправленного воздействия, а, во-вторых, поддержка отечественных  производителей при использовании  таможенных пошлин или субсидирования может привести к тому, что к  такой же политике прибегнут и  торговые партнеры страны. Безусловно, наиболее сильную поддержку реформам внешней торговли обеспечила бы политика макроэкономической стабилизации и  создание прочной институционально-правовой базы. К числу других благоприятных для реформы внешнеторговой политики факторов можно отнести: развитие эффективного и честного предпринимательства, программ, направленных на повышение мобильности факторов производства, создание соответствующей инфраструктуры ВЭД (портов, свода таможенных правил, таможенных агентов, банков, средств связи и транспорта, а также служб по сбору и распространению информации о рынках и установлению международных торговых связей).

 

В процессе реализации рекомендаций и требований международных организаций  и союзов по реформированию внешнеторговой политики, которые во многом связаны  со снижением таможенных пошлин, должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных производителей, обеспечена надлежащая конкурентоспособность их продукции. В связи с чем, наиболее важными  направлениями деятельности государства  в области импорта, целью которых  является усиление позиций России на мировом рынке, должны быть: установление межведомственного взаимодействия по улучшению сквозного контроля за перемещением товаров во внешней торговле; приведение товарной номенклатуры в соответствие с потребностями российской экономики; принятие жестких адекватных мер против товаров, поставляемых из стран, применяющих ограничительные меры в отношении товаров российского экспорта, вплоть до исключения таких стран из перечня стран-пользователей схемой преференций РФ; выявление и исключение «криминальных коридоров» ввоза продукции, находящихся, прежде всего, в странах Балтии и Беларуси, путем создания специальных пунктов пропуска отдельных товаров; усиление контроля за импортными товарами, реализуемыми на российском рынке, регулярное проведение операции «Импорт» с участием силовых ведомств РФ под руководством ГТК России с целью выявления нарушений таможенных правил и контрабанды; сокращение до минимума импорта продуктов питания, и переход на самообеспечение.

Информация о работе Таможенно-тарифная политика