Таможенно-тарифная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:22, автореферат

Описание

Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала.Целью диссертационного исследования являются: разработка методологических подходов к определению сущности импортной таможенной пошлины - одного из основных инструментов воздействия государства на внешнеторговые товаропотоки, выработка рекомендаций по совершенствованию методов построения экономически-обоснованного таможенного тарифа.

Работа состоит из  1 файл

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию таможенно.docx

— 28.59 Кб (Скачать документ)

 

Выполнить свои обязательства  перед ВТО по снижению уровня протекционизма, Россия может лишь применяя внутренние налоги для выравнивания цен на отечественные  и импортные товары, а, также выделив  в российском импортном тарифе пошлины, снижение которых выгодно для  отечественной экономики, и пошлины, которые можно снизить для  уменьшения общего уровня таможенного  обложения, чтобы сохранить или  увеличить ставки защитных таможенных пошлин для тех видов производств, которые в этом нуждаются. Снижение таможенных пошлин, компенсирующееся повышением ставок НДС, а также повышением акциза на импортные товары, возможно в тех случаях, когда оно не заблокировано соответствующими обязательствами правительства РФ, так как особенности взимания НДС и акциза с импортных и отечественных товаров не только допускают определенные различия в системе налогообложения, но и делают такие различия неизбежными. Однако подобный подход к нахождению компромисса между внешними обязательствами и внутренними потребностями приведет к тому, что НДС и акцизы будут выполнять функции таможенной пошлины по регулированию внешнеторгового оборота.

 

Выполнение поставленной в диссертации цели, направленной на совершенствование методов определения  импортной таможенной пошлины, способной  обеспечить повышение эффективности  импорта в Россию с точки зрения пополнения государственного бюджета, развития отечественной промышленности и повышение ее конкурентоспособности, потребовало решения ряда задач.

 

Последовательно решая поставленные задачи (см. выводы по главам 1, 2, 3), мы пришли к выводу, что наиболее эффективным методом регулирования импорта в Россию для повышения ее экономической безопасности является таможенно-тарифное регулирование, хотя, значение других методов также нельзя недооценивать. Импортная таможенная пошлина, не являясь налогом, а лишь принимающая форму налога, может, в тоже время, выполнять фискальную и регулирующую функции.

 

В рамках сформулированного  подхода к сущности таможенной пошлины  требуют переосмысления и некоторые  другие аспекты таможенно-тарифного регулирования импорта. Учитывая большую территориальную протяженность нашей страны, принцип единства ставок таможенных пошлин на всем таможенном пространстве может рассматриваться как дискуссионный. Если таможенная пошлина представляет собой разницу между мировыми и национальными ценами, то встает вопрос, какие из мировых и национальных цен могут быть приняты в качестве базы для определения ввозных пошлин. Тот факт, что при единых ставках таможенной пошлины отдельные регионы находятся в более выгодных условиях, нежели другие, не требует доказательств. Исправить положение, на наш взгляд, возможно путем применения специальных региональных надбавок или скидок к таможенным пошлинам, причем только к таможенным пошлинам, вводимым с протекционистской целью. Решение о применении подобных мер должны приниматься на уровне ГТК и Правительства после проведения специального обследования положения в соответствующей отрасли региона. Все трудности, связанные с подобной процедурой, носят в основном технический характер, но зато экономически более обоснованной станет роль таможенной защиты в экономике.

 

Одновременно использование  тарифных льгот необходимо свести к  минимуму, подобные меры должны стать  действенным инструментом по получению  встречных уступок со стороны  стран-партнеров. Россия не может себе позволить в настоящий момент предоставлять льготы странам в  одностороннем порядке, тем более  что именно развивающиеся страны чаще всего выступают инициаторами дискриминационных действий по отношению  к России. Кроме того, в рамках нашего подхода к пониманию сущности таможенной пошлины, льготы или освобождение от ее уплаты по товарам, имеющим аналоги  в стране ввоза, противоречит методологическому  принципу установления таможенной пошлины, ставя импортные товары в более  привлекательные условия, чем отечественные. Для развивающихся и наименее развитых стран можно предложить лишь освобождение от уплаты таможенной пошлины для товаров, аналогов которым в России не производиться.

 

Проведенный автором теоретической  анализ влияния импортной таможенной пошлины на экономику, вводящей ее страны, позволил предложить некоторые уточнения  к традиционной модели:

 

Ограничить анализ модели влияния пошлины в условиях частного равновесия каким-то определенным временным  интервалом, например кварталом, так  как в более длительный период могут сказываться сезонные колебания  конъюнктуры рынка данного товара.

 

Необходимо снять ограничение  относительно стабильного уровня цен, и, прежде всего мировых цен. При  относительной стабильности мирового рынка с использованием методов  прогнозирования можно достаточно точно определить тенденцию изменения  уровня мировой цены на ближайшую  перспективу.

 

Необходимо мировую цену выразить в национальных денежных единицах, с учетом средневзвешенного курса  за рассматриваемый период (квартал), тогда учет изменения валютного  курса возможен при переходе к  анализу импорта в следующем  временном промежутке.

 

Разработанная автором «модель  структуры импортных возможностей», рассматривает объем поступающего в страну импорта как состоящий  из трех элементов: официального импорта, нелегального импорта и легализованного  таможней импорта. При анализе появляются два дополнительных эффекта, порожденные  введением в модель двух дополнительных субъектов внешнеторговых отношений: недобросовестных импортеров и таможни. Это: эффекты нелегального импорта  и эффект таможни. Сравнение этих эффектов позволяет судить о том, насколько таможенные органы справляются  с негативными последствиями  введения таможенной пошлины в виде нелегального импорта и оценивать  влияние на благосостояние страны возможности  таможни по его пресечению, что, несомненно, позволяет точнее сформулировать оценки потерь и выгод от протекционистской  защиты

 

Таможенный тариф Российской Федерации находится в процессе постоянного реформирования. Но не всегда за процедурой изменения ставок пошлины на какой-либо товар можно  увидеть глубокий экономический  анализ сложившейся в соответствующей  отрасли ситуации. Предложения, внесенные  в новый таможенный тариф, направленные на унификацию ставок таможенных пошлин, основаны скорее не на экономических  расчетах, а на требованиях сегодняшнего момента по борьбе с нарушениями  таможенных правил.

 

Пересмотр таможенных пошлин и налогов на импортируемые товары целесообразно осуществлять на основе тщательного анализа состояния  национальной экономики, динамики национальных и мировых издержек, цен: мировых, производителей-поставщиков импортной  продукции, отечественных производителей аналогичной продукции и реально  складывающихся цен на внутренних рынках, потребностей страны и возможностей замещения импортируемой продукции  продукцией отечественного производства. Другие направления развития и структуризации таможенного тарифа должны включать: оптимизацию ставок ввозных таможенных пошлин с целью повышения собираемости таможенных платежей; приведение специфических  составляющих комбинированных пошлин в соответствие с адвалорными  составляющими; расширение масштабов  использования комбинированных  тарифных ставок и сезонных ставок; снижение импортных пошлин на сырье  для производства продовольственных  товаров, снижение пошлин на импорт некоторых  товаров (оборудования, лекарственных  препаратов), которое в России не производится или производится в  ограниченном количестве, а также  товаров, способствующих развитию производства в России, с одновременным повышением пошлин на изделия, аналоги которого производятся российскими предприятиями. Наиболее приемлемым способом реформирования тарифной системы являются частичные  пересмотры ввозных и вывозных пошлин, что позволяет своевременно принимать  решения об их уровне, когда подобные меры диктуются внутренними и  внешними причинами.

 

Объективная оценка последствий  предполагаемых изменений тарифов  требует комплексного системного подхода  к данной проблеме. Автором предложена модель, включающая целеполагающие алгоритмы определения ставок таможенных пошлин в зависимости от их функциональной значимости, где в качестве целей введения тарифов рассмотрены фискальная и протекционистская, причем анализ последней проведен с точки зрения обеспечивающего расширенное воспроизводство экономического роста. Однако в связи с тем, что статическая модель мало подходит для описания торговых процессов, предлагается разработать динамическую модель быстрого реагирования на изменение внешних и внутренних факторов экономической конъюнктуры, целью которой будет являться расчет приемлемых ставок таможенной пошлины на конкретные товары в зависимости от значения исходных параметров и прогноза их изменения на период предполагаемого действия расчетных ставок таможенной пошлины. Такая модель, построенная с применением выведенных зависимостей, может быть применима только в виде компьютерной программы, которая должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД.

 

Государственная политика в  отношении конкурентоспособности  должна создавать окружение, позволяющее  фирмам достигать конкурентного  преимущества. Правительствам следует  непосредственно вмешиваться только в те области, где фирмы не в  состоянии действовать или в  силу внешних причин недостаточно активно  делают капиталовложения. Протекционизм  необходим в отраслях, где иностранные  конкуренты заняли прочное положение, тогда как отечественные фирмы, на основе зарождающихся конкурентных преимуществ, только начинают осваивать  данную отрасль, а также для того, чтобы помочь встать на ноги в рыночной среде жизнеспособным и потенциально конкурентоспособным отраслям и  секторам производства. Но протекционизм  должен быть достаточно умеренным и  выборочным -ограниченным по времени и убывающим по степени поддержки отраслей и подотраслей экономики. Протекционистская защита в целях стимулирования отечественного производителя и достижения им конкурентных преимуществ не может отменить необходимости проведения государством макроэкономической политики, направленной на активизацию инвестиционного процесса и создание условий для экономического роста.

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный Закон от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности». 

2. Балацкий Е. Эффективность внешнеторговых операций: тарифы и валютное равновесие // Мировая экономика и международные отношения. 2008. - №6. - С.95-102.

 

3. Балашова Л. О налоге  на добавленную стоимость при  экспорте и импорте // Экономика  и жизнь. Бухгалтерское приложение. 2008. - №3. - С.4-5.

 

4. Барабашин Г.П., Лебедев Д.К. Пути стимулирования российской внешней торговли // Финансы. 2007. - №2. - С.21-24.

 

5. Басс Л. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России //Внешняя торговля.2008. - № 6. - С. 10-12.

 

6. Безлепкин Б.И. Особенности таможенного оформления товаров в торговле России с другими государствами-участниками СНГ // Иностранный капитал в России. 2007. -№12. -С.59-65.36.


Информация о работе Таможенно-тарифная политика