Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:22, автореферат
Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала.Целью диссертационного исследования являются: разработка методологических подходов к определению сущности импортной таможенной пошлины - одного из основных инструментов воздействия государства на внешнеторговые товаропотоки, выработка рекомендаций по совершенствованию методов построения экономически-обоснованного таможенного тарифа.
Выполнить свои обязательства перед ВТО по снижению уровня протекционизма, Россия может лишь применяя внутренние налоги для выравнивания цен на отечественные и импортные товары, а, также выделив в российском импортном тарифе пошлины, снижение которых выгодно для отечественной экономики, и пошлины, которые можно снизить для уменьшения общего уровня таможенного обложения, чтобы сохранить или увеличить ставки защитных таможенных пошлин для тех видов производств, которые в этом нуждаются. Снижение таможенных пошлин, компенсирующееся повышением ставок НДС, а также повышением акциза на импортные товары, возможно в тех случаях, когда оно не заблокировано соответствующими обязательствами правительства РФ, так как особенности взимания НДС и акциза с импортных и отечественных товаров не только допускают определенные различия в системе налогообложения, но и делают такие различия неизбежными. Однако подобный подход к нахождению компромисса между внешними обязательствами и внутренними потребностями приведет к тому, что НДС и акцизы будут выполнять функции таможенной пошлины по регулированию внешнеторгового оборота.
Выполнение поставленной
в диссертации цели, направленной
на совершенствование методов
Последовательно решая поставленные задачи (см. выводы по главам 1, 2, 3), мы пришли к выводу, что наиболее эффективным методом регулирования импорта в Россию для повышения ее экономической безопасности является таможенно-тарифное регулирование, хотя, значение других методов также нельзя недооценивать. Импортная таможенная пошлина, не являясь налогом, а лишь принимающая форму налога, может, в тоже время, выполнять фискальную и регулирующую функции.
В рамках сформулированного подхода к сущности таможенной пошлины требуют переосмысления и некоторые другие аспекты таможенно-тарифного регулирования импорта. Учитывая большую территориальную протяженность нашей страны, принцип единства ставок таможенных пошлин на всем таможенном пространстве может рассматриваться как дискуссионный. Если таможенная пошлина представляет собой разницу между мировыми и национальными ценами, то встает вопрос, какие из мировых и национальных цен могут быть приняты в качестве базы для определения ввозных пошлин. Тот факт, что при единых ставках таможенной пошлины отдельные регионы находятся в более выгодных условиях, нежели другие, не требует доказательств. Исправить положение, на наш взгляд, возможно путем применения специальных региональных надбавок или скидок к таможенным пошлинам, причем только к таможенным пошлинам, вводимым с протекционистской целью. Решение о применении подобных мер должны приниматься на уровне ГТК и Правительства после проведения специального обследования положения в соответствующей отрасли региона. Все трудности, связанные с подобной процедурой, носят в основном технический характер, но зато экономически более обоснованной станет роль таможенной защиты в экономике.
Одновременно использование тарифных льгот необходимо свести к минимуму, подобные меры должны стать действенным инструментом по получению встречных уступок со стороны стран-партнеров. Россия не может себе позволить в настоящий момент предоставлять льготы странам в одностороннем порядке, тем более что именно развивающиеся страны чаще всего выступают инициаторами дискриминационных действий по отношению к России. Кроме того, в рамках нашего подхода к пониманию сущности таможенной пошлины, льготы или освобождение от ее уплаты по товарам, имеющим аналоги в стране ввоза, противоречит методологическому принципу установления таможенной пошлины, ставя импортные товары в более привлекательные условия, чем отечественные. Для развивающихся и наименее развитых стран можно предложить лишь освобождение от уплаты таможенной пошлины для товаров, аналогов которым в России не производиться.
Проведенный автором теоретической анализ влияния импортной таможенной пошлины на экономику, вводящей ее страны, позволил предложить некоторые уточнения к традиционной модели:
Ограничить анализ модели
влияния пошлины в условиях частного
равновесия каким-то определенным временным
интервалом, например кварталом, так
как в более длительный период
могут сказываться сезонные колебания
конъюнктуры рынка данного
Необходимо снять ограничение
относительно стабильного уровня цен,
и, прежде всего мировых цен. При
относительной стабильности мирового
рынка с использованием методов
прогнозирования можно
Необходимо мировую цену выразить в национальных денежных единицах, с учетом средневзвешенного курса за рассматриваемый период (квартал), тогда учет изменения валютного курса возможен при переходе к анализу импорта в следующем временном промежутке.
Разработанная автором «модель
структуры импортных
Таможенный тариф Российской Федерации находится в процессе постоянного реформирования. Но не всегда за процедурой изменения ставок пошлины на какой-либо товар можно увидеть глубокий экономический анализ сложившейся в соответствующей отрасли ситуации. Предложения, внесенные в новый таможенный тариф, направленные на унификацию ставок таможенных пошлин, основаны скорее не на экономических расчетах, а на требованиях сегодняшнего момента по борьбе с нарушениями таможенных правил.
Пересмотр таможенных пошлин
и налогов на импортируемые товары
целесообразно осуществлять на основе
тщательного анализа состояния
национальной экономики, динамики национальных
и мировых издержек, цен: мировых,
производителей-поставщиков
Объективная оценка последствий предполагаемых изменений тарифов требует комплексного системного подхода к данной проблеме. Автором предложена модель, включающая целеполагающие алгоритмы определения ставок таможенных пошлин в зависимости от их функциональной значимости, где в качестве целей введения тарифов рассмотрены фискальная и протекционистская, причем анализ последней проведен с точки зрения обеспечивающего расширенное воспроизводство экономического роста. Однако в связи с тем, что статическая модель мало подходит для описания торговых процессов, предлагается разработать динамическую модель быстрого реагирования на изменение внешних и внутренних факторов экономической конъюнктуры, целью которой будет являться расчет приемлемых ставок таможенной пошлины на конкретные товары в зависимости от значения исходных параметров и прогноза их изменения на период предполагаемого действия расчетных ставок таможенной пошлины. Такая модель, построенная с применением выведенных зависимостей, может быть применима только в виде компьютерной программы, которая должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД.
Государственная политика в
отношении
Список литературы
1. Федеральный Закон от
13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном
регулировании
2. Балацкий Е. Эффективность внешнеторговых операций: тарифы и валютное равновесие // Мировая экономика и международные отношения. 2008. - №6. - С.95-102.
3. Балашова Л. О налоге
на добавленную стоимость при
экспорте и импорте // Экономика
и жизнь. Бухгалтерское
4. Барабашин Г.П., Лебедев Д.К. Пути стимулирования российской внешней торговли // Финансы. 2007. - №2. - С.21-24.
5. Басс Л. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России //Внешняя торговля.2008. - № 6. - С. 10-12.
6. Безлепкин Б.И. Особенности таможенного оформления товаров в торговле России с другими государствами-участниками СНГ // Иностранный капитал в России. 2007. -№12. -С.59-65.36.