Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России – основа создания Евразийского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:39, контрольная работа

Описание

16 августа 2006 года на неформальном саммите Главами государств ЕврАзЭС принято решение о формировании Таможенного союза (далее -ТС) в рамках ЕврАзЭС, в котором предусматривали создание единой таможенной территории, применение Единого таможенного тарифа и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
С января 2010 года Таможенный союз трех государств - Беларуси, Казахстана и России вступил в фазу реального функционирования с суммарным ВВП 1,6 трлн. долларов США, на территории, которых проживают около 170 миллионов человек. Страны ТС обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, занимают территорию в 20 миллионов квадратных километров.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Таможенный союз.doc

— 1.57 Мб (Скачать документ)

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России –

основа создания Евразийского союза

16 августа 2006 года на  неформальном саммите Главами  государств ЕврАзЭС принято решение  о формировании Таможенного союза (далее -ТС) в рамках ЕврАзЭС, в котором предусматривали создание единой таможенной территории, применение Единого таможенного тарифа и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

С января 2010 года Таможенный союз трех государств - Беларуси, Казахстана и России вступил в фазу реального функционирования с суммарным ВВП 1,6 трлн. долларов США, на территории, которых проживают около 170 миллионов человек. Страны ТС обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, занимают территорию в 20 миллионов квадратных километров.

Формирование единой таможенной территории создает условия  для восстановления научно-технического и производственного потенциалов  предприятий, выпускающих продукцию  с высокой добавленной стоимостью. Это приведет к восстановлению разорванных после развала СССР технологических цепочек в промышленности, к сращиванию целых отраслей, производств и повышению кооперации между отдельными предприятиями. В российских отраслевых и региональных программах развития есть направления, в которые в рамках того разделения, которое существовало в СССР, могут войти казахстанские предприятия как в начальные технологические стадии, так и в промежуточные производственные ниши. Достигнутый более благоприятный инвестиционный и бизнес-климат в Казахстане станет стимулом для кооперации взаимодополняющих предприятий и создания совместных вертикально-интегрированных корпораций России, Белоруссии и Казахстана.

ТС открыл для казахстанских предприятий огромный рынок сбыта своей продукции, позволяет Казахстану работать с основным торговым партнером - Россией, а также Беларусью, без преград.

В то же время, участие  в данном интеграционном объединении  может принести Казахстану не только выгоду, но и сложности, которых, возможно, окажется даже больше, учитывая абсолютное экономическое доминирование России в структуре союза.

Если в сфере продовольственного рынка существуют необходимые условия  для конкуренции, то по непродовольственной  группе товаров имеются серьезные  опасения, т.к. по значительной номенклатуре продукции, особенно промышленным товарам, Казахстан уступает конкурентам из России, а также странам Юго-Восточной Азии. Данное обстоятельство вызывает необходимость к повышению эффективности производства в этой сфере, поскольку российские предприятия находятся в заведомо выгодном положении по сравнению с казахстанскими и белорусскими, благодаря более дешевым энергоносителям. В настоящее время Правительством Казахстана предпринимается ряд шагов по адаптации казахстанских производств к работе в новых условиях. Принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, которая придает мощный импульс переходу предприятий на более высокие переделы. Крайне важным фактором будет целевая направленность использования дополнительных доходов. Эти ресурсы важно сконцентрировать на поддержке действующих и создании новых высокотехнологичных производств, ориентированных на потребности стран Таможенного союза и внешние рынки. Правительством рассматривается широкий инструментарий таких мер - это точечное субсидирование товаропроизводителей с целью повышения их конкурентоспособности в рамках Таможенного союза и вне его пределов; обеспечение доступа предприятий к кредитным ресурсам и снижение бремени их обслуживания; предоставление дополнительных налоговых стимулов несырьевому сектору; создание инфраструктуры с целью привлечения инвестиций. Создание интеграционного объединения привлечет инвестиции в несырьевые сектора экономики страны. Это касается химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, легкой, пищевой промышленности, АПК. Наряду с новыми возможностями появляются и новые вызовы. Для того чтобы удерживать свои рынки и занимать новые экспортные ниши, необходимо повысить требования к качеству товаров и конкурентоспособности казахстанских предприятий. Поэтому необходимо повышать приоритет обновления, модернизации действующих и создания новых высокотехнологичных производств, внедрения передовых систем контроля качества. В целом, участие Казахстана в Таможенном союзе предоставляет огромные возможности для экономики страны и является шагом на пути к дальнейшей экономической интеграции между странами-участницами.

Становление Таможенного  союза - долгосрочный, многомерный, многоуровневый и многоэтапный процесс, который обусловлен и экономическими, и политическими факторами. Некорректно его измерять и ждать от него быстрых результатов сразу и для всех.

Таможенный  Союз предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках ТС применяются единые тарифные и нетарифные меры регулирования торговли товарами. Рисунок 1 поясняет в целом деятельность Таможенного Союза.

 

 

Тарифные 

меры:

1. Единый таможенный  тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (ввозные таможенные пошлины)

 

2. Сезонные таможенные  пошлины

 

3. Тарифные квоты

 

4. Тарифные льготы

 

5. Единая система тарифных преференций

Нетарифные 

меры:

 

1. Запрет или огра-ничение (квотирова-ние) ввоза и вывоза товаров из/в третьи страны

 

2. Лицензирование импорта  и экспорта товаров.


Источник: www.tsouz.ru

 

Рисунок 1 –  Деятельность Таможенного союза

 

Основополагающим документом Таможенного союза по вопросам тарифного регулирования является Соглашение о едином таможенно-тарифном (ЕТТ) регулировании от 25 января 2008 года.

Страны ТС добились полного  взаимного признания всех разрешительных документов государствами-участниками. Это особенно важно для предприятий  агропромышленного комплекса, поскольку санитарные, ветеринарные, фитосанитарные нормы являются главным барьером, который препятствует движению.

На заседании  Правительства в декабре 2010г. были приняты проекты соглашений, формирующих договорно-правовую базу Единого экономического пространства, которые делятся на 4 группы. Первая - соглашения, которые призваны обеспечить проведение согласованной экономической политики. Второй блок соглашений направлен на обеспечение свободы движения капитала и услуг. Третья группа соглашений призвана обеспечить свободу движения рабочей силы. Четвертая - доступ к услугам естественных монополий. Эти Соглашения, в целом, характеризуются тем, что их требования направлены на улучшение условий для экономического сотрудничества между тремя странами, то есть выгодны для всех участников ЕЭП. В то же время, следует отметить, что во всех подписанных документах максимально учтены национальные интересы Казахстана.

Сложившиеся в настоящее  время экономические отношения  между Казахстаном и другими членами Единого экономического пространства, а также экономическая ситуация в стране, позволяют просчитывать выгоды от подписанных Соглашений. Особенно четко они просматриваются в такой сфере, как производство и транспортировка электроэнергии. Например, Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий, включая основы ценообразования и тарифной политики, в сфере электроэнергетики направлено на создание общего электроэнергетического рынка на основе параллельно работающих энергосистем государств-участников Единого экономического пространства.

Межгосударственная передача электрической энергии осуществляется в пределах имеющейся технической возможности электрической сети. Особенно важно то, что Соглашением предусмотрено обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии из одной части энергосистемы государства-участника ЕЭП в другую ее часть через энергосистему сопредельного государства.

Для Казахстана этот принцип  особенно актуален в связи с тем, что энергодефицитные западные области не связаны с электросетями других регионов. С заключением Соглашения, западные регионы получают электроэнергию из северных регионов РК через российские сети. Передача электроэнергии по территории РФ для потребителей Западного Казахстана из Северного Казахстана осуществляется путем взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии из северной части ЕЭС Казахстана в ЕЭС России и из ЕЭС России в западную зону ЕЭС Казахстана - через разные точки поставки, расположенные на границе РК-РФ.

Таким образом, ввод тразитно-замещающей схемы позволил избежать поставок дорогостоящей электроэнергии от российского поставщика. Это большая выгода, ведь за 2006-2010 годы тарифы на российскую электроэнергию повышались семь раз, рост составил 250 процентов1. Ранее ТОО «Акжайыкэнергосауда» получило уведомление от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о повышении цены электроэнергии с 1 января 2011 года до 13,2 тенге за кВт/час, с ростом на 160 процентов. Вступление в силу Соглашения позволил оздоровить финансово-экономическую ситуацию энергоснабжающей компании и получить экономию от разницы в цене около 390 миллионов тенге - за 11 месяцев 2010г. текущего года убытки от покупки электроэнергии составили около 600 миллионов тенге. При ожидаемом росте стоимости электроэнергии от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» существующие тарифы для населения Западно-Казахстанской области останутся одними из самых низких по Республике Казахстан - 6,88 тенге. Доходы ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», которое будет поставлять электроэнергию в Западный Казахстан в объемах, замещающих объемы поставки от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», увеличатся, ориентировочно, на 1 миллиард 680 миллионов тенге, при этом объем чистой прибыли увеличится приблизительно на 673 миллиона тенге.

Еще один плюс - возможность  поставок электроэнергии из Казахстана в Беларусь, также по российским электросетям. Ожидается, что в 2015 году производство электроэнергии в Казахстане превысит ее потребление на 2,95 миллиарда кВт/часов в год. Потенциальная прибыль от экспорта электроэнергии транзитом через территорию РФ в 2015 году, по расценкам 2010 года и с учетом расходов на передачу по электросетям Казахстана и России, составит 7,16 миллиарда тенге в год.

Соглашение ЕЭП о  единых правилах государственной поддержки  сельского хозяйства - документ, который  улучшить условия для дальнейшего развития такого важного сектора казахстанской экономики, как агропромышленный комплекс.

Цель Соглашения - установление единых подходов к субсидированию аграрной отрасли в рамках Единого экономического пространства. В соответствии с Соглашением, все меры господдержки сельского хозяйства подразделяются на три категории: меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю - «зеленая корзина»; меры, в наибольшей степени искажающие торговлю - «запрещенные субсидии»; меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю - «желтая корзина». Проект этого Соглашения был разработан по аналогии с требованиями Соглашения Всемирной торговой организации по сельскому хозяйству.

Справка. К «зеленой корзине» относятся: проведение научных исследований; борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и животных; услуги по инфраструктуре и другие услуги общего характера. Такие меры применяются без ограничения. К «запрещенным субсидиям» относятся экспортные и импортозамещающие субсидии. Применение таких мер запрещается. К мерам «желтой корзины», относятся все остальные субсидии, то есть меры, влияющие на цену и себестоимость товара. К ним относятся: программы закупок сельхозпродукции у фермеров по ценам выше рыночных цен; займы с льготными процентными ставками в сравнении с рыночными; удешевление стоимости оборотных средств, лизинг и другие меры.

Предоставление таких  мер будет ограничиваться, по договоренности между тремя странами, на уровне отношения максимальной процентной доли объема господдержки к объему валовой продукции сельского хозяйства каждой страны. Поскольку сейчас в Казахстане и России этот показатель ниже, чем в Беларуси, наши и российские производители сельхозпродукции работают в менее выгодных условиях, чем белорусские.

Справка. В Беларуси уровень господдержки, искажающей торговлю, составляет около 18 процентов, в России - до 6 процентов, в Казахстане - около 4 процентов. Теперь устанавливается разрешенный уровень господдержки, относящейся к «желтой корзине», в размере 10 процентов к валовой стоимости продукции сельского хозяйства. Для смягчения перехода к такому уровню Беларуси предоставлен 6-летний срок, в течение которого она должна снизить свой уровень до 10 процентов.

Разрешенный уровень  господдержки не ограничивает Казахстан, а напротив, дает возможность увеличивать объемы поддержки аграрной отрасли - до 10 процентов, и это позволит повысить качество и конкурентоспособность отечественной продукции сельского хозяйства. Поскольку теперь для казахстанской аграрной продукции открыты рынки Беларуси и России, Правительство принимает меры по стимулированию сельхозпроизводства. Чтобы преимущества, предоставляемые процессом интеграции, были реализованы, необходимо создание множества условий - развитие данных отраслей, соответствие техническим нормам, нормам безопасности.

Точно так же, в странах  ЕЭП будут действовать единые правила предоставления субсидий промышленным предприятиям. Соответствующее Соглашение не запрещает предоставление промышленных субсидий, а определяет четкие критерии, по которым они являются разрешенными.

С 1 января 2012 года стороны  обязались не применять запрещенные  промышленные субсидии, но относительно Казахстана и России предусмотрены  изъятия. В частности, на поддержку  экспортоориентированных производств в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» взят пятилетний переходный период для реализации всех проектов по кредитам, выданным до 1 июля 2011 года. Кроме того, изъятия предусмотрены для режима промышленной сборки в рамках Свободных экономических зон и свободных складов.

 

Выводы

Итоги работы первого  года Таможенного союза показывают, что экспорт продукции Казахстана  в Россию вырос на 35,9%, в Беларусь в 1,6 раза. Импорт из России вырос на 23,7%, из Беларуси на 24,5%.

Объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 28,1% до 16,5 млрд. долл. США, и составил 18,5% от общего товарооборота Казахстана.

Создание таможенного союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами.

Государствами-участницами ТС разрабатывается новое соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках всего СНГ. Опытом Таможенного союза заинтересовались в странах дальнего зарубежья. К примеру, принято решение создать совместные исследовательские группы по изучению вопроса либерализации взаимной торговли стран, входящих в Таможенный союз, с Египтом, Сирией, Новой Зеландией, а также блоком ЕАСТ, в который входят Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.

Отсюда участие Казахстана в Таможенном союзе предоставляет огромные возмож-ности для экономики страны и является шагом на пути к дальнейшей экономической интеграции.

В 2010 году экономика страны смогла обеспечить значительный задел  для дальнейшего устойчивого  посткризисного развития. Валовой внутренний продукт за 2010 год по сравнению с 2009 годом возрос на 7,0 %.

Информация о работе Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России – основа создания Евразийского союза