Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:39, контрольная работа
16 августа 2006 года на неформальном саммите Главами государств ЕврАзЭС принято решение о формировании Таможенного союза (далее -ТС) в рамках ЕврАзЭС, в котором предусматривали создание единой таможенной территории, применение Единого таможенного тарифа и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
С января 2010 года Таможенный союз трех государств - Беларуси, Казахстана и России вступил в фазу реального функционирования с суммарным ВВП 1,6 трлн. долларов США, на территории, которых проживают около 170 миллионов человек. Страны ТС обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, занимают территорию в 20 миллионов квадратных километров.
16 августа 2006 года на
неформальном саммите Главами
государств ЕврАзЭС принято
С января 2010 года Таможенный союз трех государств - Беларуси, Казахстана и России вступил в фазу реального функционирования с суммарным ВВП 1,6 трлн. долларов США, на территории, которых проживают около 170 миллионов человек. Страны ТС обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, занимают территорию в 20 миллионов квадратных километров.
Формирование единой
таможенной территории создает условия
для восстановления научно-технического
и производственного
ТС открыл для казахстанских предприятий огромный рынок сбыта своей продукции, позволяет Казахстану работать с основным торговым партнером - Россией, а также Беларусью, без преград.
В то же время, участие в данном интеграционном объединении может принести Казахстану не только выгоду, но и сложности, которых, возможно, окажется даже больше, учитывая абсолютное экономическое доминирование России в структуре союза.
Если в сфере
Становление Таможенного союза - долгосрочный, многомерный, многоуровневый и многоэтапный процесс, который обусловлен и экономическими, и политическими факторами. Некорректно его измерять и ждать от него быстрых результатов сразу и для всех.
Таможенный Союз предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках ТС применяются единые тарифные и нетарифные меры регулирования торговли товарами. Рисунок 1 поясняет в целом деятельность Таможенного Союза.
Тарифные меры: 1. Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (ввозные таможенные пошлины)
2. Сезонные таможенные пошлины
3. Тарифные квоты
4. Тарифные льготы
5. Единая система тарифных префер |
|
Нетарифные меры:
1. Запрет или огра-ничение (квотирова-ние) ввоза и вывоза товаров из/в третьи страны
2. Лицензирование импорта и экспорта товаров. |
Источник: www.tsouz.ru
Рисунок 1 – Деятельность Таможенного союза
Основополагающим документом Таможенного союза по вопросам тарифного регулирования является Соглашение о едином таможенно-тарифном (ЕТТ) регулировании от 25 января 2008 года.
Страны ТС добились полного взаимного признания всех разрешительных документов государствами-участниками. Это особенно важно для предприятий агропромышленного комплекса, поскольку санитарные, ветеринарные, фитосанитарные нормы являются главным барьером, который препятствует движению.
На заседании Правительства в декабре 2010г. были приняты проекты соглашений, формирующих договорно-правовую базу Единого экономического пространства, которые делятся на 4 группы. Первая - соглашения, которые призваны обеспечить проведение согласованной экономической политики. Второй блок соглашений направлен на обеспечение свободы движения капитала и услуг. Третья группа соглашений призвана обеспечить свободу движения рабочей силы. Четвертая - доступ к услугам естественных монополий. Эти Соглашения, в целом, характеризуются тем, что их требования направлены на улучшение условий для экономического сотрудничества между тремя странами, то есть выгодны для всех участников ЕЭП. В то же время, следует отметить, что во всех подписанных документах максимально учтены национальные интересы Казахстана.
Сложившиеся в настоящее время экономические отношения между Казахстаном и другими членами Единого экономического пространства, а также экономическая ситуация в стране, позволяют просчитывать выгоды от подписанных Соглашений. Особенно четко они просматриваются в такой сфере, как производство и транспортировка электроэнергии. Например, Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий, включая основы ценообразования и тарифной политики, в сфере электроэнергетики направлено на создание общего электроэнергетического рынка на основе параллельно работающих энергосистем государств-участников Единого экономического пространства.
Межгосударственная передача
электрической энергии
Для Казахстана этот принцип особенно актуален в связи с тем, что энергодефицитные западные области не связаны с электросетями других регионов. С заключением Соглашения, западные регионы получают электроэнергию из северных регионов РК через российские сети. Передача электроэнергии по территории РФ для потребителей Западного Казахстана из Северного Казахстана осуществляется путем взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии из северной части ЕЭС Казахстана в ЕЭС России и из ЕЭС России в западную зону ЕЭС Казахстана - через разные точки поставки, расположенные на границе РК-РФ.
Таким образом, ввод тразитно-замещающей схемы позволил избежать поставок дорогостоящей электроэнергии от российского поставщика. Это большая выгода, ведь за 2006-2010 годы тарифы на российскую электроэнергию повышались семь раз, рост составил 250 процентов1. Ранее ТОО «Акжайыкэнергосауда» получило уведомление от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о повышении цены электроэнергии с 1 января 2011 года до 13,2 тенге за кВт/час, с ростом на 160 процентов. Вступление в силу Соглашения позволил оздоровить финансово-экономическую ситуацию энергоснабжающей компании и получить экономию от разницы в цене около 390 миллионов тенге - за 11 месяцев 2010г. текущего года убытки от покупки электроэнергии составили около 600 миллионов тенге. При ожидаемом росте стоимости электроэнергии от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» существующие тарифы для населения Западно-Казахстанской области останутся одними из самых низких по Республике Казахстан - 6,88 тенге. Доходы ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», которое будет поставлять электроэнергию в Западный Казахстан в объемах, замещающих объемы поставки от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», увеличатся, ориентировочно, на 1 миллиард 680 миллионов тенге, при этом объем чистой прибыли увеличится приблизительно на 673 миллиона тенге.
Еще один плюс - возможность поставок электроэнергии из Казахстана в Беларусь, также по российским электросетям. Ожидается, что в 2015 году производство электроэнергии в Казахстане превысит ее потребление на 2,95 миллиарда кВт/часов в год. Потенциальная прибыль от экспорта электроэнергии транзитом через территорию РФ в 2015 году, по расценкам 2010 года и с учетом расходов на передачу по электросетям Казахстана и России, составит 7,16 миллиарда тенге в год.
Соглашение ЕЭП о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства - документ, который улучшить условия для дальнейшего развития такого важного сектора казахстанской экономики, как агропромышленный комплекс.
Цель Соглашения - установление единых подходов к субсидированию аграрной отрасли в рамках Единого экономического пространства. В соответствии с Соглашением, все меры господдержки сельского хозяйства подразделяются на три категории: меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю - «зеленая корзина»; меры, в наибольшей степени искажающие торговлю - «запрещенные субсидии»; меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю - «желтая корзина». Проект этого Соглашения был разработан по аналогии с требованиями Соглашения Всемирной торговой организации по сельскому хозяйству.
Справка. К «зеленой корзине» относятся: проведение научных исследований; борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и животных; услуги по инфраструктуре и другие услуги общего характера. Такие меры применяются без ограничения. К «запрещенным субсидиям» относятся экспортные и импортозамещающие субсидии. Применение таких мер запрещается. К мерам «желтой корзины», относятся все остальные субсидии, то есть меры, влияющие на цену и себестоимость товара. К ним относятся: программы закупок сельхозпродукции у фермеров по ценам выше рыночных цен; займы с льготными процентными ставками в сравнении с рыночными; удешевление стоимости оборотных средств, лизинг и другие меры.
Предоставление таких мер будет ограничиваться, по договоренности между тремя странами, на уровне отношения максимальной процентной доли объема господдержки к объему валовой продукции сельского хозяйства каждой страны. Поскольку сейчас в Казахстане и России этот показатель ниже, чем в Беларуси, наши и российские производители сельхозпродукции работают в менее выгодных условиях, чем белорусские.
Справка. В Беларуси уровень господдержки, искажающей торговлю, составляет около 18 процентов, в России - до 6 процентов, в Казахстане - около 4 процентов. Теперь устанавливается разрешенный уровень господдержки, относящейся к «желтой корзине», в размере 10 процентов к валовой стоимости продукции сельского хозяйства. Для смягчения перехода к такому уровню Беларуси предоставлен 6-летний срок, в течение которого она должна снизить свой уровень до 10 процентов.
Разрешенный уровень господдержки не ограничивает Казахстан, а напротив, дает возможность увеличивать объемы поддержки аграрной отрасли - до 10 процентов, и это позволит повысить качество и конкурентоспособность отечественной продукции сельского хозяйства. Поскольку теперь для казахстанской аграрной продукции открыты рынки Беларуси и России, Правительство принимает меры по стимулированию сельхозпроизводства. Чтобы преимущества, предоставляемые процессом интеграции, были реализованы, необходимо создание множества условий - развитие данных отраслей, соответствие техническим нормам, нормам безопасности.
Точно так же, в странах ЕЭП будут действовать единые правила предоставления субсидий промышленным предприятиям. Соответствующее Соглашение не запрещает предоставление промышленных субсидий, а определяет четкие критерии, по которым они являются разрешенными.
С 1 января 2012 года стороны
обязались не применять запрещенные
промышленные субсидии, но относительно
Казахстана и России предусмотрены
изъятия. В частности, на поддержку
экспортоориентированных
Выводы
Итоги работы первого
года Таможенного союза показывают,
что экспорт продукции
Объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 28,1% до 16,5 млрд. долл. США, и составил 18,5% от общего товарооборота Казахстана.
Создание таможенного союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами.
Государствами-участницами ТС разрабатывается новое соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках всего СНГ. Опытом Таможенного союза заинтересовались в странах дальнего зарубежья. К примеру, принято решение создать совместные исследовательские группы по изучению вопроса либерализации взаимной торговли стран, входящих в Таможенный союз, с Египтом, Сирией, Новой Зеландией, а также блоком ЕАСТ, в который входят Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.
Отсюда участие Казахстана в Таможенном союзе предоставляет огромные возмож-ности для экономики страны и является шагом на пути к дальнейшей экономической интеграции.
В 2010 году экономика страны смогла обеспечить значительный задел для дальнейшего устойчивого посткризисного развития. Валовой внутренний продукт за 2010 год по сравнению с 2009 годом возрос на 7,0 %.