Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:39, контрольная работа
16 августа 2006 года на неформальном саммите Главами государств ЕврАзЭС принято решение о формировании Таможенного союза (далее -ТС) в рамках ЕврАзЭС, в котором предусматривали создание единой таможенной территории, применение Единого таможенного тарифа и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
С января 2010 года Таможенный союз трех государств - Беларуси, Казахстана и России вступил в фазу реального функционирования с суммарным ВВП 1,6 трлн. долларов США, на территории, которых проживают около 170 миллионов человек. Страны ТС обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, занимают территорию в 20 миллионов квадратных километров.
Для экономики Казахстана вступление в Таможенный союз, определило увеличение притока инвестиций и развитие внешней торговли, а также инвестиции в инфраструктуру (трасса восток-запад до границы с Китаем) и восстановление банковского кредитования (очищение финансового сектора от проблемных активов). В долгосрочной перспективе, положительно может сказаться развитие человеческого капитала.
Для развития внешней торговли, необходимо продолжить активную работу ТС с целью выработки и продвижения экономических интересов Казахстана и использования новых возможностей открывающихся в рамках ТС и ЕЭП.
ТС - основа создания ЕЭП
2012 год (Жаксылыков)
Сегодня к Таможенному и Евразийскому союзам растет интерес со стороны экономического сообщества. Интеграционный союз Казахстана, России и Беларусь воспринимается большинством серьезных экономических игроков как самостоятельный, самодостаточный и очень важный партнер по торговле и инвестициям. Этот общий рынок в основе своей имеет Таможенный союз, который означает беспрепятственное передвижение товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый универсальный механизм таможенного и торгового регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, в ближайшее время будет построен единый механизм технического регулирования.
На сегодня создано правовое поле, которое в результате гармонизации и унификации законодательства трех стран не только значительно упростило взаимную торговлю, но и создало условия для общего ведения бизнеса и привлечения инвестиций, а также дает возможность для развития кооперации. Кроме таможенных ограничений, в рамках ТС действует единая система количественных ограничений и ограничений экономического характера — это ограничения, которые связаны с лицензированием товара по всевозможным критериям. И этот список тоже единый. Действует единый список норм санитарного контроля, ветеринарного, фитосанитарного контроля.
Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым принят стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, в котором определено, что Казахстан продолжит курс на усиление многоуровневой интеграции в Центральной Азии, на постсоветском и евразийском пространстве. Наряду с Россией Казахстан составляет стабильное ядро СНГ, Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Таким образом, предпринимаемые шаги в рамках интеграции являются частью единой политики РК.
Казахстан является активным участником интеграционных процессов в СНГ. Надо отметить, что интеграционные процессы, происходящие в мире, призваны в первую очередь противостоять как региональным, так и глобальным кризисным явлениям. Это предполагает переход к новой политической стратегии управления, переход от политики глобализации к политике интеграции. Как правило, интеграционные взаимосвязи строятся на основе соблюдения взаимных интересов государств, поиск конструктивных решений требует определенных усилий. Получаемые в результате интеграции взаимные выгоды по улучшению условий для ведения бизнеса, исключению административных барьеров обеспечивают устойчивое желание государств участвовать в процессе интеграции как на всем постсоветском, так и на евразийском пространстве. Подтверждением тому является подписание новых договоренностей по формированию зоны свободной торговли СНГ в конце прошлого года, а также формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства с последующим выходом на создание Евразийского экономического союза.
Вторым этапом интеграции трех стран стал формирование с 1 января 2012 года Единого экономического пространства.
Процессы создания ТС
и ЕЭП тесно увязаны с
ЕЭП подразумевает не только общие правила для всех участников деловой жизни, но и высокую степень координации экономической политики трёх стран, включая вопросы макроэкономики, валютного, антимонопольного и технического регулирования. Создание Единого экономического пространства должно стать стимулом для динамичного экономического развития. Новые условия должны подтолкнуть бизнес, предприятия, целые отрасли экономики к инновациям, к снижению издержек, повышению производительности труда.
С января 2012 года в рамках ТС работает единый для стран-участниц рынок услуг, который включает в себя самые разнообразные их виды: торговые, финансовые, юридические, медицинские услуги и многие другие сферы деятельности, на которые в современных экономиках приходится примерно половина валового продукта. Этот рынок, отличается от рынка товаров тем, что услуги физически не перемещаются. Они потребляются, как правило, по месту их оказания. Формирование общего рынка услуг идет по пути взаимного предоставления предприятиям национального режима всеми участниками (граждане и компании всех стран-участников пользуются одинаковыми правами как внутри своего государства, так и на территории любого другого государства — члена ЕЭП). То есть предприятия не будут дискриминироваться по национальной принадлежности. Это расширяет рынок услуг и создает благоприятные условия для конкуренции, роста прибыльности и качества услуг.
Сейчас наши страны формируют единое экономическое пространство. В частности приняты базовые соглашения, направленные на создание условий для беспрепятственного передвижения услуг, капитала и трудовых ресурсов между нашими странами. Вместе с тем предстоит еще большая работа по реализации положений указанных международных договоров, то есть необходимо привести в соответствие законодательства трех стран, разработать и принять дополнительно порядка 50 документов, чтоб ЕЭП заработал.
По сути, идея создания Таможенного союза и дальнейшее становление Единого экономического пространства нацелены на повышение конкурентоспособности стран – участниц интеграционного объединения в целях противостояния неблагоприятным внешним воздействиям, ухудшению ситуации на мировых рынках.
В рамках
Таможенного союза страны-
Принятые договоренности позволят выровнять условия конкуренции внутри интеграционного объединения, что будет способствовать развитию отечественного бизнеса, создается огромный рынок, в рамках которого гармонизировано законодательство и устранены административные барьеры и который является привлекательным для вложения иностранных инвестиций.
В качестве положительного результата от создания Таможенного союза можно отметить увеличение объема прямых инвестиций в Казахстан в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 9,4 процента, что составило 19,9 млрд долларов США.
Формирование ЕЭП создает условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, работа по созданию Таможенного Союза продолжается. Участие в новой организации всегда сопряжено со структурными изменениями и перестройкой общего функционального механизма хозяйственной деятельности.
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ЕЭП
Одной из целей формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышение уровня жизни населения. Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП, как в абсолютном объеме, так и на душу населения.
ЕЭП как стимул экономического развития подразумевает влияние тех же экономических факторов, что в экономической теории, но в условиях трансформации национальных экономик в единую интегрированную систему.
Согласно экономической теории, экономический рост зависит от ряда факторов. Под факторами экономического роста понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.
По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называют те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.
Создание ЕЭП создает возможности для развития в Казахстане несырьевой экономики. Для несырьевой экономики важен, прежде всего, рынок сбыта. Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.
Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри ЕЭП, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.
Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.
Полезным для национальной экономики Казахстана при вхождении в ЕЭП послужит построение конкурентного преимущества. Следует упомянуть, что инвестиции в экономику Казахстана идут главным образом в нефтяную и металлургическую отрасли, оставляя перерабатывающую промышленность на заднем плане. Образование общего рынка, который превосходит казахстанский в 10 раз, несомненно, должно привести к увеличению инвестиций, в особенности в те регионы РК, которые имеют общую границу с Россией.
Также следует отметить, что в Казахстане в течение ряда лет создавались необходимые условия для развития бизнеса, в том числе несырьевого сектора. Планомерно снижалась налоговая нагрузка, применялись преференции. Ставка НДС в Казахстане снизилась с 20% до 12%, КПН снизился с 30 до 20%, социальный – с 26 до 11%. Есть упрощенные режимы для малого бизнеса.
В целом успешность создания ЕЭП отразится на объеме товарооборота в странах – членах ТС.
Еще одно принципиальное преимущество в условиях единого экономического пространства – реализация с большей эффективностью транзитного потенциала Казахстана, возрождение в современных масштабах великого Шелкового пути. Значительному росту грузоперевозок способствуют отсутствие барьеров на внутренних границах, единые с Россией и Белоруссией тарифы на железнодорожном транспорте, строительство автомагистрали «Западный Китай – Западная Европа», железнодорожных линий «Узень – государственная граница с Республикой Туркменистан» и «Жетыген – Коргас», которые соединяют рынки Европы, Китая и страны Персидского залива.2
В долгосрочной перспективе в условиях ЕЭП Казахстан может получить выгоды для развития и диверсификации экономики, в частности увеличить приток как российских, так и зарубежных инвестиций. Кроме того, усиление конкуренции приведет к снижению цен для покупателей и выводу неэффективных производств.
Перспективы макроэкономической политики
С 1 января 2013 года на всей
территории Единого экономического
пространства будет унифицирован механизм
экспортно-импортной
В целом следует отметить, что договорно-правовая база ЕЭП согласуется с соглашениями Всемирной торговой организации и законодательством Европейского Союза. ЕС применяет внешнеторговую политику в строгом соответствии с правилами ВТО. Законодательство ЕС позволяет применять как тарифные меры в виде Общего таможенного тарифа ЕС, так и нетарифные меры в виде квот, импортных тарифных квот, технических регламентов, санитарных и фитосанитарных мер.
Процессы глобализации происходящие в экономике стран России, Белоруссии и Казахстана способствует повышенной мобильности трудовых ресурсов и возникновению потребности во внешнем притоке рабочей силы. Даже с учетом последствий экономического кризиса можно констатировать, также, будет возрастать потребность в импорте и международном обмене знаний.
Европейский опыт наиболее важен для анализа идей о теории и практике координации макроэкономической политики для других регионов в мире. Этот процесс шел пошагово, увеличиваясь с низкой до высокой интенсивности координации. Кроме того, процесс координации был долгим и трудным процессом между странами с различными экономическими статусами и деятельностью структур, разработанных в рамках меняющихся международных сценариев.
Основные ориентиры макроэкономической политики – количественные значения экономических показателей, принимаемых в соответствии с настоящим Соглашением с целью обеспечения стабильного и устойчивого развития и расширения интеграционного сотрудничества Сторон.
Проведение согласованной макроэкономической политики ЕЭП будет способствовать сближению макроэкономических параметров Сторон и обеспечению стабильной макроэкономической ситуации на территории ЕЭП; повышению внутренней устойчивости, формированию единых принципов функционирования экономик Сторон и обеспечению их эффективного взаимодействия, а также углублению интеграции и повышению предсказуемости направлений экономической политики и развития экономик Сторон.
В странах Европейского Союза координация политики между государствами-членами осуществляется в различных формах, с разными участниками, правовыми основами и степенями принуждения государственных и частных субъектов. Тем не менее, одной характерной особенностью является то, что цели и интересы государств-членов и других субъектов внедрены в учреждения и процедурные правила, которые регулируют процесс принятия решений и осуществления законодательства.