Тарифное и нетарифное регулирование международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:58, доклад

Описание

В целях защиты отечественных производителей от возросших объемов импорта, наносящих ущерб отечественным предприятиям, а также от таких проявлений недобросовестной конкуренции, как демпинг и ввоз в страну субсидированных товаров, в Казахстане приняты законы: «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах». Указанные законы направлены не на усиление протекционизма, а на содействие структурной перестройке и восстановление конкурентоспособности отраслей, в отношении которых применяются предусмотренные данными законами меры, позволяющие не только восстановить конкурентные условия на внутреннем рынке, но и защищать интересы отечественных экспортеров на внешнем рынке.

Работа состоит из  1 файл

и нетарифное регулирование международной торговли.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

А.А. Кайгородцев

 

Тарифное и  нетарифное регулирование международной  торговли

 

1 Сущность тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

Государственное управление внешнеэкономической деятельностью охватывает меры контрольно-регулирующего, финансового и стимулирующего  характера.

В целях защиты отечественных  производителей от возросших объемов  импорта, наносящих ущерб отечественным  предприятиям, а также от таких  проявлений недобросовестной конкуренции, как демпинг и ввоз в страну субсидированных товаров, в Казахстане приняты законы: «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»,  «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах». Указанные законы направлены не на усиление протекционизма, а на содействие структурной перестройке и восстановление конкурентоспособности отраслей, в отношении которых применяются предусмотренные данными законами меры, позволяющие не только восстановить конкурентные условия на внутреннем рынке, но и защищать интересы отечественных экспортеров на внешнем рынке.

В соответствии с действующим  законодательством, защита отечественных  товаропроизводителей может осуществляться путем ограничения объема импорта  посредством установления квот или  введения защитных пошлин.

К применению защитных мер следует подходить избирательно. В частности, вызывает сомнение необходимость возведение административных барьеров на пути импорта товаров из России и других стран СНГ, которые являются важнейшими торговыми партнерами Казахстана.  Искусственное ограничение импорта совсем не обязательно приведет к развитию отечественного производства. Объем отечественного производства нужно наращивать, стимулируя товаропроизводителей изготавливать конкурентоспособные товары, а, не устраняя конкурентов, ведь конкуренция стимулирует развитие производства, а ее отсутствие приводит к экономическому застою.

Приоритет должен быть предоставлен экономическим рычагам, а не административным ограничениям. К тому же Россия и  другие страны в ответ на протекционистскую  политику Казахстана  неизбежно создадут свои барьеры казахстанским экспортерам. Кроме того, вводя ограничения на импорт, следует учитывать, что не все граждане республики могут покупать высококачественные и в то же время дорогие товары. Надо дать им возможность покупать товары более низкого качества по доступным ценам, не увеличивая пошлины на товары повседневного спроса.  

Импортные пошлины являются действенным инструментом государственного регулирования открытости национальной экономики. Вместе с тем, повышенные импортные пошлины следует устанавливать не на все товары, а только на те, которые в достаточном количестве производятся в Казахстане.

Решения о применении защитных мер должны приниматься  на основе всестороннего анализа. При  этом необходимо обеспечивать максимальный уровень поддержки отечественных товаропроизводителей, сведение к минимуму предполагаемых отрицательных эффектов протекционизма, использование преимуществ свободной торговли и развитие добросовестной конкуренции.  

 

2 Таможенно-тарифное регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

В основе таможенно-тарифного  метода государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности лежит механизм применения таможенной пошлины.

Таможенная  пошлина – государственный денежный налог, взимаемый с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей.

Уплата таможенных пошлин является обязательным условием ввоза и вывоза товаров. При этом используемая в международной практике система таможенно-тарифного регулирования демонстрирует разнообразие таможенных пошлин.

Экспортные и импортные  пошлины являются одним из основных инструментов таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Наиболее часто применяются  импортные пошлины, являющиеся основным инструментом защиты отечественных товаропроизводителей. Реже используются экспортные пошлины.  Их цель – получение дополнительного количества валюты для пополнения государственного бюджета.

С экономической точки зрения таможенные пошлины выполняют следующие функции:

– протекционистскую – при помощи импортных пошлин осуществляется  защита отечественных товаропроизводителей от нежелательной иностранной конкуренции;

– стимулирующую, действие которой обратно пропорционально действию протекционистской функции, – импортные пошлины устанавливаются, как правило, на нулевом уровне, что усиливает иностранную конкуренцию и заставляет отечественных товаропроизводителей бороться за рынки сбыта;

– балансировочную – экспортные и импортные пошлины выравнивают внутренние и мировые цены.

Величина (или ставка) таможенной пошлины при ввозе определяет степень закрытости или доступности внутреннего рынка для иностранных товаров.

Сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом, поэтому регулирование внешней торговли с помощью тарифа называется таможенно-тарифным регулированием.

Основные цели таможенного тарифа:

– рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

– поддержание рационального соотношения вывоза или ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории страны;

– создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

– защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

– обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Таможенный тариф состоит  из двух частей: ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры).

Товарная  номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта, а также статистического учета внешнеторговых операций.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, разработанная на базе гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно-стоимостной номенклатуры Европейского экономического сообщества, составляет основу системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности большинства стран мира.

В рамках сотрудничества Казахстана со странами СНГ было подписано  Соглашение о единой Тарифной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) Содружества Независимых Государств, основанной на международных классификаторах и Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. С 1 января 1997 года действует второе издание ТНВЭД СНГ.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный (рис. 2).

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин.

Сложный таможенный тариф  наиболее часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное экономическое сотрудничество.

В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Рисунок 2 – Классификация таможенных тарифов.

 

Автономные  ставки являются наиболее высокими, вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения.

Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора.

Преференциальные  ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.    

Кроме перечисленных  ставок, размер которых устанавливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

Картельные  пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Величина ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает уровень максимальных ставок.

По  способу взимания пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные (таблица 8).

Адвалорные  пошлины начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров и иных предметов.

Расчет суммы таможенной пошлины по адвалорной ставке производится по формуле:

 

ТП = ТС х АС,                                                                                                (4)

 

где ТП – сумма таможенной пошлины;

       ТС – таможенная  стоимость товара, определяемая  в соответствии с действующим  таможенным законодательством;

АС – адвалорная ставка таможенной пошлины.

 

Специфические пошлины начисляются по ставкам, устанавливаемым на единицу облагаемых товаров.

Расчет суммы таможенной пошлины  по специфической ставке производится по формуле:

 

ТП = К х СП,                                                                                                   (5)

 

где ТП – сумма таможенной пошлины;

  К – количество  единиц облагаемого товара;

       СП  – специфическая ставка таможенной  пошлины.

 

При применении комбинированной ставки в виде:

– одновременного применения адвалорной и специфической ставок таможенных пошлин (например,10 % плюс 2 евро за килограмм) подлежащая уплате сумма таможенной пошлины складывается из сумм таможенных пошлин, исчисляемых по адвалорной и специфической ставкам;

– выбора максимальной расчетной суммы (например, 10 %, но не менее 0,5 евро за килограмм) для определения подлежащей уплате суммы таможенной пошлины осуществляется расчет сумм таможенных пошлин по адвалорной и специфической ставкам, а уплачивается большая из полученных сумм.

 

Таблица 8 – Пример расчета  сумм таможенных пошлин по адвалорной,

 специфической и  комбинированной ставкам

Код ТНВЭД

Краткое наименование

Таможенная

стоимость

Ставка таможенной

пошлины

Формула расчета

Сумма таможенной

пошлины

040229110

Молоко для

грудных детей

680 тг/кг

5 %

ТП = ТС х АС

ТП = 680 х 0,05 = = 34 тг/кг

080810

Яблоки свежие

2350 тенге за 20 кг

0,2 евро за кг

(39,50 тенге)

ТП = К х СП

ТП = 20 х 39,50 =

= 790 тенге за 

20 кг

6401

Водонепроницаемая обувь

60000 тенге за 5 пар

15 % + 0,5 евро (98,75 тенге) за пару

ТП = ТП1 +

      + ТП2;

ТП1 = ТС х АС;

ТП2 = К х СП

ТП1 = 60000 х 0,15 = 9000 тенге

 ТП2 = 5 х 98,75 =

= 493,75 тенге

ТП = 9493,75 тенге

П р и м е ч а н и  е – Курс евро принимается по официальному курсу Национального  банка РК на дату расчета (197,50).

Информация о работе Тарифное и нетарифное регулирование международной торговли