Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:58, доклад
В целях защиты отечественных производителей от возросших объемов импорта, наносящих ущерб отечественным предприятиям, а также от таких проявлений недобросовестной конкуренции, как демпинг и ввоз в страну субсидированных товаров, в Казахстане приняты законы: «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах». Указанные законы направлены не на усиление протекционизма, а на содействие структурной перестройке и восстановление конкурентоспособности отраслей, в отношении которых применяются предусмотренные данными законами меры, позволяющие не только восстановить конкурентные условия на внутреннем рынке, но и защищать интересы отечественных экспортеров на внешнем рынке.
Потребность в государственном регулировании внешнеторговых отношений изменяется в отдельные периоды и неодинакова в отношении тех или иных товаров. Наибольшей защитой государства во всем мире пользуются сельскохозяйственные товары. В рамках ВТО на эти товары распространяются исключения из правил в отношении использования субсидий, тарифных и нетарифных ограничений импорта.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, средневзвешенные импортные тарифы по 23 видам сельскохозяйственной продукции составляют в развивающихся странах 18,76 % (в т.ч. в Китае 40,55%), в экономически развитых странах – 43,41 %, а в странах с переходной экономикой – 13,36 %. Таким образом, уровень тарифной защищенности сельскохозяйственных товаров в развитых странах намного выше, чем в развивающихся, и тем более в странах с переходной экономикой. Причем ставки на отдельные виды сельскохозяйственной продукции в этих странах намного превысили указанные показатели, пример, в Японии пошлина на рис составляет 444 %, на пшеницу – 193 %, в США пошлины на молочные продукты составляют 93 %, на сахар – 91 %; в ЕС пошлины на рис – 231 %, на молочные продукты – 205 %, на сахар – 279 %.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что даже в рамках ВТО для узкого круга товаров таможенный тариф сохраняет роль протекционистского инструмента государства. Более того, члены ВТО имеют возможность периодически пересматривать взятые на себя тарифные обязательства при соблюдении определенных правил, предусмотренных в Генеральном соглашении по тарифам и торговле.
3 Нетарифное регулирования внешнеэкономической деятельности
Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимают нетарифные методы внешнеторговой политики.
При всем многообразии нетарифных барьеров их можно условно разделить на экономические и административные. Первые подобно пошлинам таможенного тарифа действуют через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары, а вторые непосредственным образом, т.е. помимо рыночных отношений ограничивают доступ в страну импортных товаров и поставку отечественных товаров за границу.
При использовании экономических нетарифных мер точно так же, как и при тарифном регулировании, решающее слово остается за потребителем, который делает выбор между более дорогим импортным товаром и более дешевым отечественным. При использовании административных мер государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, лишая потребителя права свободного выбора.
К основным экономическим нетарифным барьерам относятся антидемпинговые и компенсационные меры, различные налоги и сборы, меры валютного регулирования.
Антидемпинговые меры направлены против ввоза товаров по заниженным ценам с целью защиты внутреннего рынка и отечественных производителей.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины могут применяться в исключительных случаях при ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе за ее пределы товаров. Для их введения необходимо проведение расследования уполномоченными на это соответствующими официальными органами страны-импортера.
По данным Секретариата ВТО, в 1995 г. было начато 156 антидемпинговых расследований, в 2000 г. действовала 1121 антидемпинговая мера. Причем в большинстве своем (примерно 95 %) антидемпинговые меры были направлены на защиту внутреннего рынка, а не на ограничение недобросовестной конкуренции. Основными инициаторами (более половины антидемпинговых мер) являются развитые страны (США, ЕС, Канада, Австралия). В то же время увеличилось использование антидемпинговых мер и развивающимися странами (примерно 39 % всего объема), наиболее активными среди которых являются Индия, Аргентина, Бразилия, Мексика.
Специальные таможенные пошлины применяются в качестве защитной меры, если импортируемый товар ввозится в количествах или на условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.
Специальная таможенная пошлина может применяться в качестве ответной меры на дискриминационные действия против Республики Казахстан отдельных стран и их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на территорию республики товаров по цене, которая существенно ниже, чем их конкурентная цена в стране экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобной продукции. Они также используются в случае вывоза из Казахстана товара по цене, существенно более низкой, чем цена других экспортеров конкурирующих товаров, дабы соблюсти принцип равенства внешнеэкономических субъектов.
Ставка антидемпинговой пошлины не может превышать разницы между конкурентной оптовой ценой объекта демпинга в стране экспорта и ценой его ввоза на таможенную территорию республики или ценой объекта демпинга в Республике Казахстан и средней ценой республиканского экспорта подобных товаров.
Компенсационные таможенные пошлины применяются в случае ввоза на территорию Республики Казахстан товаров, при производстве или при экспорте которых прямо или косвенно применялись субсидии, а также в случае вывоза таких товаров за территорию Республики Казахстан. Ставка компенсационной пошлины не может превышать выявленного размера субсидий.
Примером использования антидемпинговых мер можно назвать введение в США в 1992 г. компенсационной пошлины в размере 116 % на экспорт урана из России, Украины, Казахстана в США, причем в обоснование введения такой пошлины указывалось, что экспорт, урана из стран с нерыночной экономикой наносит ущерб американскому производителю.
Административные нетарифные барьеры более многообразны. К ним относятся эмбарго, лицензирование и квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, монопольный канал торговли, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и т.д.
Наиболее распространенной формой нетарифных барьеров является квота.
Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.
Тарифная квота (контингент) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.
В международной практике используются в основном два вида квот: глобальные и индивидуальные квоты.
Глобальная
квота устанавливает размер импорта (экспорта)
в стоимостных или натуральных единицах
на определенный период времени, вне зависимости
от того, из какой страны импортируется,
или в какую страну экспортируется товар.
Основная цель данной квоты заключается
в обеспечении необходимого уровня потребления.
В настоящее время она является наиболее
распространенным видом квотирования.
Индивидуальная
квота представляет собой квоту, устанавливаемую
для каждой страны, откуда импортируется
или куда экспортируется товар.
По способу формирования различают следующие виды индивидуальных квот:
– индивидуальная квота, формируемая на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;
– индивидуальная квота, создаваемая на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из Казахстана. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;
– индивидуальная квота, формируемая на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяются многими странами особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО.
Кроме того, во внешнеторговой практике часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот.
Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции.
По
направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.
Экспортные квоты
вводятся государством в соответствии
с международными стабилизационными соглашениями,
в рамках которых определяется доля каждой
страны в общем экспорте товара, или с
целью предотвращения вывоза дефицитных
товаров с внутреннего рынка. Они предназначены
для обеспечения национальных производителей
достаточными ресурсами, повышения экспортных
цен на мировом рынке, достижения военно-стратегических
целей и т.д.
Импортные квоты применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.
Механизм действия таких квот напоминает ситуацию с использованием импортных тарифов: они применяются, когда рост внутренних цен выше мировых при ограничении предложения импортных товаров. Однако, в отличие от тарифов, импортные квоты исключают воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены, увеличивая тем самым прибыль отечественных товаропроизводителей и облегчая процесс выравнивания платежного баланса страны. В ситуации, когда тарифные ставки, регламентируемые международными соглашениями, не позволяют стране решить вышеуказанные задачи, ВТО разрешает вводить количественные ограничения экспортно-импортных товаров.
В рамках ВТО в ходе Уругвайского раунда переговоров по либерализации торговли был выработан механизм тарифных квот с уровнем пошлины внутри квоты, позволяющим сохранить торговлю, и уровнем пошлины вне квоты, ограничивающим или прекращающим торговлю.
Тарифные квоты позволяют найти определенный компромисс между интересами производителей и потребителей, поскольку дают возможность, с одной стороны стабилизировать внутренний рынок, не допуская резких увеличений импорта, с другой – защищают товаропроизводителей без серьезных потерь для потребителей.
Для Казахстана тарифные квоты являются важным инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, поскольку в республике высок объем импорта, подавляющий отечественное производство. Однако потребители не обладают высоким уровнем доходов, поэтому могут серьезно пострадать от повышения цен в результате ограничения импорта.
Кроме того, в случае увеличения экспорта ряда товаров, производимых в Казахстане в объемах, не достаточных для удовлетворения спроса на внутреннем рынке (например, сельскохозяйственной продукции), могут возникнуть проблемы в обеспечении этими товарами населения республики. Поэтому правительство периодически принимает меры по ограничению объема казахстанского экспорта сельскохозяйственного сырья и продуктов ее переработки, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и т.п. – от введения экспортных квот до полного запрета экспорта.
После окончания Уругвайского раунда переговоров ряд стран (Латвия, Китай, Тайвань) получил право на применение тарифных квот и при необходимости вводит их в практику (например, ЕС ввел квоты на зерно).
В настоящее время право на применение тарифных квот имеют около 40 стран – членов ВТО.
Информация о работе Тарифное и нетарифное регулирование международной торговли