Технология и сферы использования форфейтинга в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание

В России пока форфейтинговые услуги оказываются в крайне ограниченных масштабах. Т.к. дефицит доверия к российским компаниям, даже тем, чье имя на слуху, является камнем преткновения для большинства импортеров, от которых зарубежные поставщики требуют стопроцентную предоплату или надежные гарантии. По мнению экспертов, наилучшим выходом из ситуации является так называемое форфейтинговое финансирование, которое позволяет максимально эффективно структурировать внешнеэкономические операции.
Целью данной работы является понятие сущности форфейтинга, изучение технологии его осуществления, рассмотрение особенностей его использования и выявление проблем и перспектив развития в России.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты форфейтинговых операций__5
1.1 История возникновения и развития форфейтинга ___________________5
1.2 Понятие форфейтинга, его участники, объекты и инструменты _______7
Глава 2. Техника совершения форфейтинговой сделки ___________________11
2.1 Технология и этапы осуществления форфейтинговой сделки ________11
2.2 Средства обеспечения форфейтинга _____________________________16
2.3 Определение стоимости финансирования форфейтинговой сделки ___17
2.4 Классификация и определение рисков ___________________________20
2.5 Преимущества и недостатки для участников форфейтинговой сделки_21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития форфейтинга в Российской Федерации ___________________________________________________23
Заключение _______________________________________________________31
Список используемой литературы ____________________________________34
Приложения

Работа состоит из  1 файл

форфейтинг.docx

— 82.21 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине

« Организация  деятельности КБ»

на тему:

Технология и сферы использования форфейтинга

в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение___________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические и исторические аспекты форфейтинговых операций__5

1.1 История  возникновения и развития форфейтинга ___________________5

1.2 Понятие  форфейтинга, его участники, объекты  и инструменты _______7

Глава 2. Техника совершения форфейтинговой сделки ___________________11

2.1 Технология  и этапы осуществления форфейтинговой сделки ________11

2.2 Средства  обеспечения форфейтинга _____________________________16

2.3 Определение  стоимости финансирования форфейтинговой сделки ___17

2.4 Классификация  и определение рисков ___________________________20

2.5 Преимущества  и недостатки для участников  форфейтинговой сделки_21

Глава 3. Проблемы и перспективы развития форфейтинга в Российской   Федерации ___________________________________________________23

Заключение _______________________________________________________31

Список используемой литературы ____________________________________34

Приложения

 

 

Введение

Процессы, происходящие в мировой экономике в настоящее время, - усиление инфляционных тенденций, возрастание общей экономической нестабильности, проблемы неплатежей, в том числе при расчетах коммерческими векселями, приводят к увеличению экономических рисков при осуществлении расчетов между субъектами хозяйствования, что вызывает необходимость использования для предприятий, банков и для экономики в общем форфейтинговых и факторинговых операций.

Форфейтинг  и факторинг представляют собой  формы по кредитованию внешнеторговых операций, известные теоретически в  РФ давно, однако, они продолжительное  время являлись доступными лишь определенному  количеству «пользователей». Вследствие этого формирование этих разновидностей услуг способствует росту актуальности сущности данных внешнеторговых разновидностей кредитования. Помимо этого, форфейтирование  операции в Российской Федерации обладают рядом специфик, что обусловливается как особенностями российского законодательства, а также рыночными различными факторами. Российский рынок обладает огромным потенциалом, но в то же время сохраняет определенные трудности вследствие неразвитости банковской системы, существования непонятных и сложных законов, так же как и необычных бизнес-структур и этики. Компании-экспортеры, прорывающиеся на российский рынок, могут достигнуть больших продаж, но и столкнуться со значительными трудностями.

Бизнес  форфейтинговых отделов коммерческих банков заключается в отделении от любых торговых сделок всех рисков и позволяет экспортеру и импортеру сфокусироваться на бизнесе, которые они ведут. Форфейтер предоставляет услуги и советы для того, чтобы исключить или материально контролировать риски, таким образом, позволяя компаниям быть хозяевами положения в их бизнесе в то время как они узнают новые рынки в постоянно изменяющимся мире.

Все больше импортеров в России стремятся выйти  на международный рынок для того, чтобы купить более дешевое и  качественное оборудование или продать собственную продукцию, пользующуюся спросом за рубежом, а потому готовы платить за товар с отсрочкой платежа большие деньги.  Поскольку доступ к среднесрочному и долгосрочному финансированию в нашей стране ограничен и дорогостоящ, импортер приводит выплаты по контрактам в соответствии с получением доходов от проекта, заранее фиксируя процент за время пользования кредитом.

В России пока форфейтинговые услуги оказываются в крайне ограниченных масштабах. Т.к. дефицит доверия к российским компаниям, даже тем, чье имя на слуху, является камнем преткновения для большинства импортеров, от которых зарубежные поставщики требуют стопроцентную предоплату или надежные гарантии. По мнению экспертов, наилучшим выходом из ситуации является так называемое форфейтинговое финансирование, которое позволяет максимально эффективно структурировать внешнеэкономические операции.

Целью данной работы является понятие сущности форфейтинга, изучение технологии его осуществления, рассмотрение особенностей его использования  и выявление проблем и перспектив развития в России.

 

 

Глава 1. Теоретические и исторические аспекты форфейтинговых операций

1.1 История возникновения и развития  форфейтинга

Форфейтинг  возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших  богатый опыт финансирования международной  торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок  зерна странами Западной Европы в  США. В те годы поставки продукции  и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок.

По мере того как падали барьеры в международной  торговле и многие африканские, азиатские, а также латиноамериканские страны стали более активны на мировых  рынках, западноевропейские предприниматели  все труднее предоставляли кредиты  за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих  сделок. Основные европейские финансовые институты приняли на себя обязательства  по оплате за произведенные поставки и предоставили необходимое финансирование западным экспортерам. Первоначально  форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций “а-форфе” стали создаваться также специализированные институты. В настоящее время значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована в Великобритании, Швейцарии и Германии.

Истоки  форфейтинга в России  относятся  к началу 60-х годов XX столетия в  то время, когда экономики стран  Восточной Центральной Европы стали  испытывать потребность в западных товарах и технологиях и при  этом не имели достаточного объема твердой валюты, чтобы поддерживать такой импорт.

Производители, расположенные на Западе, особенно в Западной Германии, с нетерпением  ждали расширения своих рынков на так называемый коммунистический блок. Они были готовы предоставлять финансирование на период до пяти лет под импорт средств производства в эти страны. Интересно, что во времена СССР внешнеторговые контракты проводились с помощью форфейтинговой схемы очень часто. Основным (если не единственным) игроком на этом рынке был Внешторгбанк СССР. Он вполне эффективно обеспечивал российским предприятиям денежный поток, а сам участвовал даже в операциях на вторичном рынке форфейтинговых обязательств.

Российские  банки занимались дисконтированием платежных обязательств по экспортным контрактам для российских компаний до введения в действие закона "О  валютном регулировании и валютном контроле" в октябре 1992 г. Затем  с принятием закона операции с  платежными обязательствами, выполняющими функцию средства платежа по внешнеторговым контрактам, стали затруднены, и  банки перешли на привлечение  средств для финансирования экспортных контрактов своих клиентов под собственное  имя путем выпуска собственных векселей.     

В некоторых  случаях векселя стали простым  механизмом фондирования, не связанным  с внешнеторговыми сделками. Именно реализация векселей, выпущенных российскими  банками, стала ассоциироваться  в России с понятием форфейтинговой операции.

В настоящее  время форфейтингового рынка как такового в Российской Федерации нет, поскольку банки пока не имеют желания и опыта работать по схемам форфейтинга, особенно в случае среднесрочных рисков. Более того, банки и не могут выступать в роли форфейторов, поскольку существует ряд законодательных ограничений. Тем не менее, банки серьезно подходят к данному виду деятельности, и некоторые из них ведут большую работу в данном направлении. Основные игроки - London Forfaiting Company, имеющая представительство в Москве, германский банк WestLB, у которого в России есть дочерний банк - «ВестЛБ Восток» и Промсвязьбанк, который вступил в МФА.

1.2 Понятие форфейтинга, его участники,  объекты и инструменты

Форфейтинг (от франц. a forfai - целиком, общей суммой)  - покупка форфейтером у экспортера денежных требований к импортеру (дисконтирование), как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг без права обратного требования (регресса) к экспортеру. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Выкупаемое  долговое обязательство импортера  обычно оформляется в тех видах  обязательств, которые регулируются международными нормативными документами, и которые несут в себе полное, безусловное, безотзывное и полностью  переводимое обязательство с  подтверждением банка или государственной  структуры в стране импортера. Обязательство  является безусловным и безрегрессным, что означает, во-первых, что оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара, а во-вторых, безрегрессность означает невозможность для форфейтера обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. При этом на форфейтера переходят все риски сделки — страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке. Ставка дисконта фактически отражает стоимость заимствования для покупателя и его страны на международном финансовом рынке.

Форфейтинг  интересен всем, но ориентирован в  основном на импортера. Экспортер заинтересован  сбыть свой товар, работу или услугу, импортер заинтересован приобрести товар, работу или услугу в рассрочку. Кроме того, в современной конкурентной ситуации импортер из страны «развивающегося» рынка предпочтет иметь дело с  поставщиком, предлагающим более простую  и удобную для импортера схему финансирования. Банк импортера, выступая гарантом платежа (либо эмитентом аккредитива), получает за это соответствующее вознаграждение, в чем и состоит его интерес. Банк экспортера обычно осуществляет предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке.

Форфейтинг  интересен тем российским предприятиям, которые занимаются импортом и получают от продавца торговые кредиты. Экспортер, продавая обязательства покупателя банку импортера (форфейтеру), получает деньги за свою продукцию сразу, направляет их на развитие бизнеса, а импортер в дальнейшем рассчитывается с форфейтером. Форфейтинг применяется практически эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций.

Наиболее  привлекательные в плане торгового  финансирования отрасли – это  медицина и фармацевтика, строительство, деревообработка, полиграфия, горнодобывающая  отрасль и сельскохозяйственное производство, услуги инвестиционного (капитального назначения и сфера  информационных технологий. То есть в первую очередь те отрасли, которые требуют перевооружения, обновления основных средств. Что касается проектов, то наибольшая вероятность финансирования у тех, которые имеют объективные предпосылки для практической реализации. Срок финансирования, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтора, составляет не менее 6 месяцев, а максимальный - до 11 лет (чаще всего - 3-7 лет). Как правило, суммы форфейтинговых контрактов не опускаются ниже 100 тыс. долларов.

Таким образом, механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

· в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

· в экспортно-импортных  сделках - для содействия поступлению  наличных денег экспортеру, предоставившему  кредит российскому импортеру.

К числу  инструментов форфейтирования принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Но не все из этих инструментов в равной степени применимы в России сегодня.

Наиболее  удобным и эффективным инструментом форфейтирования за рубежом считается вексель: для банка импортера нет необходимости выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток импортера найти ничтожные расхождения в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.

В России же сделки и совершаются, то и с векселями, и с аккредитивами. Аккредитив, как известно, - это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

Информация о работе Технология и сферы использования форфейтинга в Российской Федерации