Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:37, курсовая работа
Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов.
Введение
Сегодня любой банк во всем мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на перемещении средств уже можно зарабатывать, но, все же, основной бизнес банка - это, конечно, предоставление кредитов. К сожалению, в России кредитование как предприятий, так и населения - в современных условиях занятие очень ненадежное, и пока не позволяет ориентироваться на него, как на основную сферу получения доходов банком. С помощью организации систем электронных расчетов вполне возможно построить банковские продукты, которые даже в условиях сегодняшней России, позволят зарабатывать деньги, соединяя воедино все три банковские функции: собирая дешевые ресурсы большого числа небогатых клиентов, контролируя передвижение денег по циклу банковский счет - клиент - магазин - банковский счет, и кредитуя предприятия и торговые структуры, связанные с этой клиентурой. Это одна из немногих сегодня реальных возможностей для банков зарабатывать деньги.
Актуальность темы
достаточно очевидна, так как
все чаще и чаще в нашей
жизни мы сталкиваемся с
При современном уровне развития науки и техники, информатизации различных областей жизни в современном обществе, появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования денег так таковых. Коммерческие банки в современных условиях, просто обязаны идти в ногу со временем, и предоставлять клиентам усовершенствованные банковские услуги, связанные с применением электронных систем расчетов.
ГЛАВА I Теоретические основы системы электронных платежей «Клиент-банк»
Российские экономисты дают
следующие определения
- платежная система
- совокупность инструментов и
методов, применяемых в
- платежная система
- это совокупность адекватного
программного обеспечения,
- платежная система
страны есть совокупность
Платежная система как
экономическая категория
К платежным системам относятся как межбанковские системы для перевода крупных сумм денег, лежащие в основе функционирования национальных и международных рынков кредитов и капитала, так и системы для перевода небольших сумм, используемые хозяйствующими субъектами и частными лицами. Платежные системы состоят из ряда ключевых компонентов, включая деньги нлн денежные обязательства, обычно используемые финансовыми властями или финансовыми учреждениями, и широкий набор инструментов, правил и процедур для фиксирования, оповещения и перевода права собственности на эти обязательства между пользователями. Как в системах банковских переводов, так и в розничных платежных системах в большинстве индустриальных стран применяются преимущественно электронные технологии.
Период развития и формирования платежных систем в информационной экономике прошел следующие этапы: электронизацию, компьютеризацию и интернетизацию.
Система «Клиент-банк» - информационно-диалоговая компьютерная система, дающая возможность клиенту банка управлять и контролировать свой счет, не посещая банк.
Потенциальных пользователей
условно можно поделить на две
категории. Первая - региональные предприятия,
не имеющие возможности постоянно
ездить в банк, хотя бы потому, что
они удалены от него. Вторая - предприятия,
расположенные в крупных
"Клиент-Банк" дает возможность
не только своевременно
Нет единодушного подхода и к собственно программному обеспечению. При том, что все же подавляющее большинство отечественных банков покупает программное обеспечение "Клиент-Банка" у разработчиков, некоторые сами разрабатывают свои системы.
Система "Клиент-Банк" относится к системам удаленного банковского обслуживания (УБО). Кроме нее, сюда входят Интернет-банкинг и телебанк.
"Клиент-Банк" является
программно-техническим
Поскольку связь между
компьютером клиента и
Основной функцией "Клиент-Банка" является предоставление возможности предприятию проводить платежи со своего текущего счета в банке, не посещая банк, из офиса предприятия.
Кроме того, "Клиент-Банк" позволяет:
Основные преимущества системы "Клиент-Банк"
Во-первых, удобство. Ведь в "Клиент-Банке" автоматизирована подготовка таких документов, как платежное поручение, мемориальный ордер, заявка на перевод валюты. Вид электронных документов, отраженных в интерфейсе пользователя, максимально приближен к бумажным, что значительно упрощает пользование системой. Как и бумажные, электронные платежные документы, отправляемые в банк, подписывают должностные лица предприятия, но вместо обычной используется электронная подпись, хранящаяся на дискетах.
Во-вторых, оперативность. При пользовании "Клиент-Банком" увеличивается скорость прохождения платежей (если операционист банка подтверждает электронный документ клиента сразу при его поступлении в банк). Высокая оперативность обусловлена тем, что, как указывалось выше, платежное поручение в электронном виде готовится один раз, причем это делает не операционист банка, а работник предприятия. Кроме того, не нужно готовить первичные платежные документы на бумажных носителях. Вместо них раз в неделю готовится реестр электронных документов.
В-третьих, мобильность. Пользование "Клиент-Банком" делает общение с банком неограниченным во времени, поскольку технические возможности большинства программных комплексов позволяют круглосуточно отправлять документы в банк и просматривать полученные оттуда.
Средства информационной безопасности современных систем "Клиент-Банк" при корректном их использовании гарантируют надежную защиту системы от несанкционированного доступа и модификации информации, передаваемой по телефонным каналам связи.
Наряду с очевидными преимуществами, "Клиент-Банк" имеет и некоторые недостатки.
Поскольку "Клиент-Банк" устанавливается на четко определенном компьютере, то перевод денежных средств с использованием системы требует присутствия в этом месте руководящих лиц предприятия, наделенных правом первой и второй подписи. В противном случае руководители предприятия вынуждены открыть электронную подпись другим лицам, что увеличивает опасность несанкционированного использования средств на текущем счете. В отличие от "Клиент-Банка", система Интернет-банкинга позволяет подписывать электронные документы с различных компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет, и таким образом обеспечивает пользователям определенную пространственную свободу.
Кроме того, могут возникнуть ошибки при переносе информации из "Клиент-Банка" в АБС банка, если эти системы создавались различными разработчиками. Поэтому советуем поинтересоваться, насколько совместимы программный комплекс "Клиент-Банк" и АБС, используемая в банке.
Набор типовых форм, поддерживаемых системой «Клиент — банк»:
— Платежное поручение;
— Выписка из лицевого счета (рублевая);
— Выписка из лицевого счета (валютная);
— Распоряжение по транзитному валютному счету;
— Заявление на перевод средств в СКВ;
— Заявка на продажу иностранной валюты;
— Заявка на покупку иностранной валюты;
— Заявление об акцепте (отказе от акцепта);
— Уведомление о поступлении средств на транзитный счет;
— Справка о валютных операциях;
— Справка о поступлении валюты Российской Федерации;
— Справка о подтверждающих документах;
— Паспорт сделки;
— Текстовый документ.
По мере появления новых банковских продуктов Банк вправе расширить вышеуказанный перечень документов. В случае необходимости возможна интеграция системы «Клиент — банк» с внутренней бухгалтерской системой организации.