Тенденции уровня жизни в России и пути его повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель: Рассмотреть теоретические материалы и показатели уровня и качества жизни населения.

Предмет: Политика доходов и заработной платы.

Объект: Экономика Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Уточнить содержание уровня жизни как экономической категории, показать его место в общей системе жизнедеятельности людей с учетом понятий благосостояния и качества жизни изучить теоретические направления.

2. Охарактеризовать основные показатели уровня жизни населения России.

3. Обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3

Глава I: Теоретические и методологические основы исследования уровня и качества жизни населения…………………………………………………..….5

1.1. Теоретические подходы к определению уровня жизни…………..……..5

1.2. Характеристика основных показателей уровня жизни населения России……………………………………………………………………….…..14

Глава II: Основные направления повышения уровня жизни населения России……………………………………………………………………….…..31

Заключение……………………………………………………………………..37

Список литературы…………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Мамин курсовик тема 20 в списке.docx

— 198.54 Кб (Скачать документ)
 

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТРУДА И  ПРАВА

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

Курсовая  работа

 

по дисциплине: Политика доходов и заработной платы.

на тему: Тенденции уровня жизни в России и пути его повышения. 
 
 

Выполнила студентка

361 группы 6 курса

Портнягина  Ирина 

Анатольевна

____________________

(подпись)

Научный руководитель,

Кулагина Ирина  Петровна

____________________

(подпись)

 

  «   »____________2011г.

Оценка_______________

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………….……..3

Глава I:  Теоретические и методологические основы исследования уровня и качества жизни населения…………………………………………………..….5

1.1.  Теоретические подходы к определению уровня жизни…………..……..5

1.2.  Характеристика основных показателей уровня жизни населения России……………………………………………………………………….…..14

Глава II: Основные направления повышения уровня жизни населения России……………………………………………………………………….…..31

Заключение……………………………………………………………………..37

Список литературы…………………………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Цель: Рассмотреть теоретические материалы и показатели уровня и качества жизни населения.

     Предмет: Политика доходов и заработной платы.

      Объект: Экономика Российской Федерации.

      Задачи  работы:

     1. Уточнить содержание уровня жизни  как экономической категории,  показать его место в общей  системе жизнедеятельности людей  с учетом понятий благосостояния  и качества жизни изучить теоретические направления.

     2. Охарактеризовать основные показатели  уровня жизни населения России.

     3. Обозначить основные направления  повышения уровня жизни РФ.

     В современных условиях формирования рыночной экономики в России одним  из приоритетных направлений осуществления  социально-экономической политики является повышение уровня жизни  населения.

     Для определения перспектив развития экономики  России возникает необходимость  детального исследования различных  сторон повышения жизненного уровня населения. В качестве основы целесообразна  подробная характеристика самого понятия  жизненного уровня, связанного с важнейшими человеческими потребностями. Базируясь  на определении уровня жизни, закономерен  переход к анализу показателей, его характеризующих. Их применение дает возможность оценки состояния  уровня жизни населения России.

     Существующие  разногласия в методологии определения  уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая  социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают  необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.

     Изучению  вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли  труды К. Маркса. Исследованиями в  этой области занимались С.Л.Брю, Дж. М. Кейнс, Ф.Котлер, А.Маслоу, С.Фишер  и др. Зарубежными авторами разработаны  национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.

     Немалый вклад в изучение уровня жизни  населения с учетом особенностей российской экономики внесли отечественные  экономисты: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская Н.М. и др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные  под руководством В. Н. Бобкова. В  трудах отечественных авторов нашли  отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация  индикаторов уровня жизни.

     Однако  целый ряд вопросов остается нерешенным: отсутствует общепринятый агрегированный показатель уровня жизни, не решены вопросы  защиты доходов населения в условиях инфляции и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I: Теоретические и методологические основы исследования уровня и качества жизни населения 

    1. Теоретические подходы к определению  уровня жизни.
 

     Проблемам уровня жизни населения в экономических, социально-экономических и социологических  исследованиях уделяется достаточное  внимание. В научной литературе в  той или иной мере исследованы  и нашли отражение такие методологические и теоретически значимые вопросы, как  содержание понятия «уровень жизни» и система его показателей; взаимосвязь  производства, потребления и потребителей; закономерности формирования и развития потребностей населения и т.д.

     Понятие «уровень жизни» в современной научной  литературе трактуется по-разному в  зависимости от целей и задач  исследования. В определении уровня жизни в литературе наблюдаются  различные подходы в зависимости  от исходной позиции авторов. Такими отправными моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни, потребительские нормативы и  стандарты, а также их комбинации.

     Подход  с точки зрения производства рассматривает  уровень жизни в зависимости  от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности  общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: «… в экономической  литературе наиболее распространено представление  об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых  и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой  стадии развития производительных сил» [1, с.72].

     Вместе  с тем стоит заметить, что этот общеэкономический показатель обусловлен характером распределительных отношений, социально-демографической структурой общества и т.д.

     Рассмотрение  уровня жизни с точки зрения потребления  как «совокупности характеристик  потребления» находит отражение  во многих отечественных и зарубежных работах. Так, авторы книги «Семья, труд, доходы, потребление», понимая всю  сложность понятия «уровень жизни», тем не менее считают: «Категория уровень жизни определяется совокупностью  реальных условий и характеристик  функционирования населения в сфере  потребления».

     Применительно к рыночным отношениям концепция  потребительского подхода базируется на формировании и распределении  доходов, которые используются как  косвенные показатели жизненного уровня.

     Весьма  распространенным подходом к толкованию понятия уровня жизни является подход «от доходов населения».

     В официальных статистических материалах, в частности в сборниках Госкомстата  России, к уровню жизни почти безоговорочно  причисляются все рубрики, перечисляющие  доходы, заработную плату, пенсии, социальные пособия и трансферты. Например, в статистическом сборнике «Россия  в цифрах» [2, с.96] записано: «Уровень жизни включает: данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения: основные показатели социального обеспечения и социальной помощи: жилищный фонд и жилищные условия населения».

     Несколько иной подход к пониманию уровня жизни  населения определяет И.И. Елисеева: «Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными  благами и услугами, достигнутый  уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей», «денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни».

     В ряде исследований понятие «стоимость жизни» приравнивается к понятию  уровня жизни. П. Шпилько наиболее полно  изложил эту концепцию: «…В классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости  совокупности предметов потребления, соответствующей определенному  уровню удовлетворения потребностей. Согласно такой трактовке, изменение  стоимости жизни связано не только с динамикой потребительских  цен, но и со структурными изменениями  в потреблении людей в результате возвышения их потребностей, с состоянием рыночной конъюнктуры и с другими  факторами. При таком понимании  термин «стоимость жизни» в наибольшей степени соответствует содержанию понятия уровня жизни, уровень и  структура которого максимально  возможным образом учитывает  наряду с непосредственным изменением цен совокупное влияние целого ряда существенных факторов: динамику различных  видов доходов, сбережений, улучшение  системы бесплатного обслуживания, прогресс в структуре потребления  населения и т.д.».

     Изложенные подходы к определению понятия уровня жизни вполне правомерны и могут использоваться в аналитической работе. Представляется достаточно обоснованным определение уровня жизни в узком и широком смысле.

     В узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и  степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления  населением благ и услуг). Потребность, понимается как необходимость и  относится к числу первичных  экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, побудителей производственно-экономической  деятельности. Потребность можно  определить как непосредственное выражение  необходимости, которая требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых. Привычки, вкусы, наклонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние носит субъективный характер. Но на формирование потребностей оказывают влияние не только субъективные факторы. В качестве объективного «раздражителя» потребностей выступают различные внешние рычаги, которые могут быть экономическими, социально-психологическими или организационными. В совокупности они составляют объективные факторы формирования потребностей.

     Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки  «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, выдающийся экономист  А.Маршалл отмечает, что потребности  можно подразделять на абсолютные и  относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие  и другие. В учебной экономической  литературе часто используется деление  потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные).

     При изучении уровня жизни в узком  смысле в большинстве случаев  речь идет о материальных и важнейших  духовных потребностях.

     К материальным, как правило, относят  потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь  относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности  имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому  доход применительно к уровню жизни следует трактовать как  потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей.

Информация о работе Тенденции уровня жизни в России и пути его повышения