Тенденции уровня жизни в России и пути его повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель: Рассмотреть теоретические материалы и показатели уровня и качества жизни населения.

Предмет: Политика доходов и заработной платы.

Объект: Экономика Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Уточнить содержание уровня жизни как экономической категории, показать его место в общей системе жизнедеятельности людей с учетом понятий благосостояния и качества жизни изучить теоретические направления.

2. Охарактеризовать основные показатели уровня жизни населения России.

3. Обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3

Глава I: Теоретические и методологические основы исследования уровня и качества жизни населения…………………………………………………..….5

1.1. Теоретические подходы к определению уровня жизни…………..……..5

1.2. Характеристика основных показателей уровня жизни населения России……………………………………………………………………….…..14

Глава II: Основные направления повышения уровня жизни населения России……………………………………………………………………….…..31

Заключение……………………………………………………………………..37

Список литературы…………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Мамин курсовик тема 20 в списке.docx

— 198.54 Кб (Скачать документ)

     Интересно, что и в 2009 году ремонт оказался наиболее частым вариантом вложения средств  россиян. Его удалось провести 13 процентам. А вот на втором месте  была покупка мобильного телефона – 9 процентов. Турпутевки приобрели лишь 4 процента опрошенных россиян.

     

     Рис 4. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в Российской Федерации, %. 
 

     Суммарная задолженность по заработной плате  по кругу наблюдаемых видов экономической  деятельности на 01 мая 2010 года составила 3 240 млн. рублей и по сравнению с 01 апреля 2010 года снизилась на 18,3%.

     Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 01 мая 2010 года, составлял 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. На 01 мая 2010 года просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 01 апреля 2010 года в 45 субъектах Российской Федерации, выросла – в 29 субъектах, отсутствовала – в 9 субъектах Российской Федерации.

     Задолженность из – за несвоевременного получения  денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых  видов экономической деятельности на 01 мая 2010 года составила 84 млн. рублей, или 2,6% общего объема просроченной задолженности  по заработной плате.

     Из  общего объема задолженности из –  за бюджетного недофинансирования 84,0% приходилось на федеральный бюджет, 10,4% – на бюджеты субъектов Российской Федерации и 5,6% – на местные бюджеты.

     При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются  невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в  соответствии с бюджетной классификацией, к статье «оплата труда», а также  суммы оплаты труда, предусмотренные  за выполнение государственных заказов  и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.

     Из  общей суммы просроченной задолженности 1240 млн. рублей (38,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2009 году, 415 млн. рублей (12,8%) – в 2008 году и ранее.

     В обрабатывающих, добывающих производствах, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 95 – 100% просроченной задолженности  по заработной плате образовано из – за нехватки у организаций собственных  средств.

     В общем объеме просроченной задолженности  по заработной плате 54% приходится на обрабатывающие производства, 10% – на транспорт, 13% – на строительство и 9% – на сельское хозяйство.

     Из  общей суммы просроченной задолженности  из – за несвоевременного получения  денежных средств из бюджетов всех уровней 16 млн. рублей (19,1%) составляла задолженность за выполнение государственных  заказов и оказание услуг бюджетным  организациям.

     На 01 мая 2010 года просроченная задолженность  по заработной плате из – за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 56 субъектах  Российской Федерации, снизилась по сравнению с 01 апреля 2010 года – в 14 субъектах.

     Задолженность по заработной плате из – за отсутствия собственных средств организаций  за апрель 2010 года снизилась на 672 млн. рублей (17,6%) и на 01 мая 2010 года составила 3156 млн. рублей.

     

     Рис 5. Динамика просроченной задолженности по заработной плате в Российской Федерации. 

     Сам по себе объем доходов адекватного  представления об уровне бедности не дает – понятие бедности в большинстве  случаев достаточно субъективно.

     Как принципы определения этого понятия, так и количественное выражение  минимального уровня доходов, ниже которого человека относят к категории  бедных, обусловливаются, в конечном счете, решением властей исходя из конкретной социально – экономической ситуации и материально – финансовых возможностей государства.  

     Объективное положение таково, что бедность в  России в большинстве случаев  не является прямой причиной смертности или массовых случаев ухудшения  показателей здоровья населения. Рост численности беднейших слоев  в России не сопровождался широким  распространением смертности от истощения, хотя подобные случаи (в частности  в армии) имеют место. В то же время  снижение доходов для многих людей  означает существенное сокращение возможностей для получения сложной, высокоспециализированной медицинской помощи (лечение раковых  заболеваний, сложные сердечно –  сосудистые операции, пересадки органов, дорогое медикаментозное лечение). Стоит отметить влияние низких доходов  на существенное снижение качества питания, особенно характерное для маргинальных групп населения, например бездомных. Известная медикам взаимосвязь  активизации туберкулеза при  снижении качества питания объективно проявилась в существенном росте  численности больных и умерших  от этого заболевания.

     

     Рис 6. Величина прожиточного минимума в Российской Федерации за 4 квартал 2009 года. 

     Правительством  Российской Федерации 21 апреля 2010 года принято постановление № 259 «Об  установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально – демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации за IV квартал 2009 года».

     

     Рис 7. Величина прожиточного минимума за IV квартал 2009 года в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения: рублей в месяц 

     

     Рис 8. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации 

     По  сравнению с III кварталом 2009 года величина прожиточного минимума снизилась на 1%. При этом стоимость продуктов  питания потребительской корзины  снизилась на 4,5%, непродовольственных  товаров и услуг возросла на 3,0% и 0,9% соответственно.

     Величина  прожиточного минимума представляет собой  стоимостную оценку потребительской  корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человеческого  обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи  и сборы.

     Величина  прожиточного минимума определяется ежеквартально  и устанавливается правительством РФ – в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ – в субъектах РФ.

     Начиная с I квартала 2004 г. расчеты величины прожиточного минимума производятся на основе данных Госкомстата России на уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую  корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в  соответствии с методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом  по РФ.

     В 2003 г. средний прожиточный минимум  составлял 2112 рублей. Численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной  в целом по РФ, в III квартале 2003г. составила 31,2 млн. человек (21,9% от общей численности  населения). В 2005 году правительство  установило официальный прожиточный  минимум в стране, рассчитанный по итогам четвертого квартала 2004 года он оказался весьма скромным - в среднем 2459 руб. на душу населения в месяц. По категориям населения прожиточный  минимум дифференцируется так: для  трудоспособного населения - 2474 руб., для пенсионеров - 1709 руб., для детей - 2320 руб. По сравнению с третьим кварталом 2005 года прожиточный минимум вырос всего на 316 руб.- примерно на 10%, хотя потребительские цены за четвертый квартал 2005 года, по официальным данным, выросли на 11,1%.

     Бедность  – это социально-экономическое  положение части населения и  домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Основу официально публикуемых данных об уровне бедности составляет индекс численности бедного населения, определяемый в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. До 1995 года показатели бедности устойчиво снижались. В 1994 году произошло особенно сильное  снижение, однако его объяснения не следует искать в особенностях социально-экономической  политики или значимых институциональных  изменениях. Главный фактор радикального уменьшения численности бедных в  тот период - изменение методики построения ряда распределения по доходам.

     В 1995 году наблюдался некоторый рост масштабов бедности, что связывают  с банковским кризисом, после чего отмечалась тенденция снижения бедности, вплоть до августовского кризиса 1998 года. После этого нового кризиса, последствия которого наиболее ярко проявились в 1999 году, наблюдается устойчивое сокращение бедности, которое объективно произошло еще в 2000 году. Начиная  с 2001 года, наблюдается устойчивая тенденция  снижения численности бедного населения, что свидетельствует о позитивном влиянии экономического роста на уровень доходной обеспеченности населения.

     Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности усиливается  экономическая бедность, когда работоспособные  граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень жизни из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

     Принимая  во внимание, что заработная плата  является основным источником доходов  большинства россиян и составляет две трети структуры доходов  всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке  труда, оказала доминирующее влияние  на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.

     Подведем  итоги – бедность в России стала  массовой – треть населения (29.1%), находящегося за чертой бедности, что  не идет ни в какое сравнение с  ситуацией 1990г.-1.6% (2,3млн. человек). Такова социальная цена, которую заплатило  общество за сложившийся тип экономических  реформ. И она непомерно высока: если падение производства составляет в среднем 2 раза, реальных доходов  на треть, то абсолютный показатель бедности вырос в 20 раз.

     Денежные  расходы населения – это использование доходов населения на покупку товаров и оплату услуг и различного рода платежи: обязательные платежи и профсоюзные взносы (налоги, сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. При этом в Системе Национальных Счетов проводиться различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления. В качестве источника информации используется выборочные бюджетные обследования, баланс денежных доходов и расходов населения, торговая статистика.

     Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений  продуктов питания и стоимости  представленных в натуральном выражении  дотаций и льгот.

     Потребляемые  населением товары удовлетворяют различные  потребности. Возрастающую роль в потреблении  населения играют разнообразные  услуги, оказываемые населению и  удовлетворяющие потребности человека.

     В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются  два вида услуг: по проживанию в собственном  жилище – они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение  проживания в жилище и домашние услуги, производимые наемными работниками  и стоимость определяется оплатой  труда этих работников, включая все  виды компенсаций в натуральной  форме (питание, жилье и т.п.).

     Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов  бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.), услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные) [2, с.32].

     Денежные  расходы населения представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов.

     Под влиянием доходных организаций и  динамики цен усилилась и дифференциация в расходах на отдельные виды товаров  между группами населения с различным  уровнем благосостояния. Рост дифференциации в расходах для населения с  различным уровнем среднедушевых  располагаемых ресурсов был неравномерен по продуктам питания, входящим в  состав той или иной группы продовольственных  товаров.

     Одним из важнейших показателей, характеризующих  уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В  России жилищная проблема стоит очень  остро. В очереди на получение  жилья и улучшение жилищных условий  на начало 2003 г. насчитывалось 31% от общего числа семей. Основным источником обеспечения  населения жильем является новое  жилищное строительство. За 2004г. в области  построено за счет всех источников финансирования 50,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2003 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).

Информация о работе Тенденции уровня жизни в России и пути его повышения