Тенденция развития мировой экономики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание

Мировая экономика — совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, для которых характерно расширение международных связей, причем эти связи подчиняются объективным законам рыночной экономики. В результате формируется крайне противоречивая и вместе с тем целостная мировая экономическая система.
В последнем десятилетии XX в. довольно ясно выделился ряд тенденций мирового хозяйства, которые и определяют развитие экономики XXI в. Суть этих тенденций состоит в следующем:
1) формирование глобальной сети производства и сбыта продукции и т. д.

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

   В мировой экономике, как и в любой другой области социальной жизни, проявляются закономерности развития. Равноправным членом мирового экономического сообщества страна может стать только тогда, когда она сумеет в полной мере раскрыть свой экономический потенциал, размеры, формы и методы, использования, которого будут сопоставимы с аналогичными характеристиками потенциала наиболее развитых стран мира.

 Таким образом,  мировая экономика — совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединённых международными отношениями. Особенности современного мирового развития неразрывно связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Всемирное хозяйство в целом, мировой рынок, международные экономические отношения сформировались на базе международного разделения труда в результате углубления взаимозависимости национальных экономик и интернационализации процесса воспроизводства. Международный обмен товарами, технологиями, международное движение капиталов и рабочей силы все в большей степени обусловливают развитие мирового хозяйства в целом и его субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Страны Центральной и Восточной Европы в мировом хозяйстве

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) – Болгария, Венгрия, Чехословакия, Польша, Румыния и др. - были ядром социалистической системы. Это способствовало углублению разделения труда между ними, развитию кооперационных связей в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 года.

Экономическая ситуация в странах Восточной Европы представляла собой не циклическое или краткосрочное  явление, а результат глубокого  долгосрочного спада. В странах  с плановой экономикой кризис имел тяжелые последствия для их технологического прогресса, экономической эффективности, экологии, уровня жизни населения.

 После событий 1980-1990-х годов  в странах Восточной Европы  и распада СССР, Чехословакии, Югославии Варшавский военный договор прекратил свое существование. Совет экономической взаимопомощи распался. Государства, расположенные в центре и на востоке Европы, перестали представлять собой закрытый торговый блок, их экономические системы ориентируются на открытый рынок. Политические и идеологические позиции этих государств если не совпадают, то и не противостоят западным странам.

 Перспективы экономического  развития стран ЦВЕ зависят  от нескольких факторов: последовательного  проведения реформ, влияния технической  и финансовой помощи развитых  стран.

Венгрия, Польша, Чехия и Словакия благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Болгария, страны бывшей Югославии и Румыния отстают в темпах реформирования экономики. Страны ЦВЕ следуют модели преобразований, предложенной МВФ, которая включает системные элементы:

1.Макроэкономическая стабилизация и контроль. Проведение стабилизационной программы: ужесточение налоговой политики, ужесточение кредитной политики, антиинфляционная политика, пересмотр показателей затрат в целях урегулирования внешних расчетов.

2. Реформа цен и рынка, реформа  внутренних цен,  либерализация внешней торговли, свободная структура заработной платы и либерализация рынка рабочей силы, реформа банковской системы.

3.Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры: упрощение открытия и закрытия предприятий, оформления права частной собственности, отраслевая и производственная реформа, ликвидация монополий.

4.Пересмотр роли государства: законодательная реформа (конституционная, имущественная, контрактная, банковская, конкурентная и т. д.); реформа информационной структуры (учет, контроль); институциональная система косвенного управления экономикой (налоговая система, контроль над формированием бюджета); социальная сфера (страхование от безработицы, пенсионное обеспечение, нетрудоспособность, социальные услуги: здравоохранение, образование и пр.).

 

 

За последние годы страны Восточной  Европы добились определённых экономических  успехов в углублении рыночных преобразований. Особенно это заметно в Польше, Чехии, Венгрии и Словакии.

 

Увеличение объёмов  ВНП и промышленной продукции, снижение уровня инфляции, рост внутренней и  внешней торговли и другие показатели свидетельствуют об этом. В результате десятилетних рыночных преобразований национальные экономики лидирующих стран добились наибольших успехов. Одним из важнейших показателей успехов экономических преобразований является экономический рост. По своей структуре экономики рассматриваемых стран уже сегодня можно отнести к постиндустриальному типу. Для сравнения: в 1998 году доля промышленности составляла в Чехословакии 57%, Польше – 52, Венгрии – 36, Румынии – 61, Болгарии – 59%. Через 10 лет структура экономики стран Центральной и Восточной Европы имеет следующие соотношения: сельскохозяйственное производство даёт от 4,4% ВВП в Словении, до 6,9% ВВП в Польше. Промышленность производит от 30,9% ВВП в Венгрии до 41,7% ВВП в Чехии. Особенно выросла доля нематериального производства в ВВП. На услуги приходится от 53,7% ВВП в Чехии до 62,5% в Венгрии. Большую роль в этом играют финансовые услуги и туризм, которые для большинства стран Центральной Европы является отраслью международной специализации.

В структуре промышленности наиболее устойчивыми темпами развиваются отрасли потребительского спроса – текстильная, пищевая, мебельная, полиграфическая, обувная. Своё развитие получили в современных условиях наукоёмкие производства – электронная, электротехническая промышленность, приборостроение.

Быстрые расширения внешней торговли так же становится фактором экономического роста. Основной торговый партнёр – Европейский союз. Приоритетным для себя эти страны считают интеграцию в западноевропейскую экономику, вступление в ЕС. На пути переориентации внешнеэкономические связи отдельных стран Восточной Европы достигли весьма впечатляющих результатов. В Венгрии, Польше, Чехии, Словении доля ЕС во внешней торговле составляет уже от 60 до 70%. Однако само присоединение стран Восточной Европы к ЕС оказывается чрезвычайно дорогостоящим проектом. Проведение финансовой поддержки отстающих регионов через «структурные фонды», а так же обязательства в рамках общей сельскохозяйственной политики для бюджета ЕС обошлись бы увеличением ежегодных расходов на 55 – 65 млрд. долл. Это одна из причин отсутствия единого мнения о сроках принятия стран Центральной и Восточной Европы в Европейский союз.

В целом макроэкономические показатели развития Восточной Европы отмечаются стабильностью развития, и для большинства стран характерен устойчивый подъём экономики, хотя по степени и уровню развития они занимают разные позиции. Большинство стран ЦВЕ (исключая Чехословакию) вступили на путь капиталистического развития позже ведущих стран Западной Европы и накануне второй мировой войны отнеслись к экономически менее развитым европейским государствам. В их экономике преобладало экстенсивное сельское хозяйство. В годы второй мировой войны страны региона (особенно Польша и Югославия) понесли большие материальные и людские потери. После войны в результате политических и социально-экономических преобразований они перешли к централизованно планируемому типу хозяйства в отличие от рыночной экономики стран Западной Европы. За почти полувековое развитие в странах ЦВЕ сформировался специфический тип экономики, отличавшийся чрезмерной централизацией управления и монополизацией социальной и экономической сфер жизни.

Значительно поднялся уровень  их экономического развития; при этом произошло существенное сближение  уровней стран региона. В ходе развернувшейся индустриализации сформировалась новая отраслевая и территориальная структура хозяйства с преобладанием промышленности, в первую очередь ее базовых отраслей.  Была создана новая производственная инфраструктура, в первую очередь в области энергетики и транспорта, усилилась втянутость экономики во внешнеэкономические связи (особенно значительно в Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Словении). Однако достигнутый уровень развития был все еще значительно ниже, чем в ведущих странах Западной Европы. При этом по некоторым количественным показателям произошло существенное сближение отдельных стран ЦВЕ с государствами Западной Европы (например, по добыче угля, производству электроэнергии, выплавке стали и основных цветных металлов, производству минеральных удобрений, цемента, тканей, обуви, а также сахара, зерна и др. в расчете на душу населения). Однако сформировался большой разрыв в качестве выпускаемой продукции, в степени внедрения современных технологий и более экономичных производств. Производимая продукция, хотя и находила сбыт в странах региона и особенно на огромном, но менее требовательном рынке СССР, была большей частью неконкурентоспособной на западных рынках. Накопившиеся недостатки структурного и технологического характера (преобладание отраслей, отяжеленных устаревшим оборудованием) привели в 80-х годах к экономическому кризису. Период форсированной индустриализации первых послевоенных десятилетий сменился стагнацией, а затем и падением производства. Начавшийся процесс перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной, с заменой во внешнеэкономических расчетах на конвертируемую валюту, по мировым ценам имел тяжелейшие последствия для экономики большинства стран ЦВЕ. Оказались в большой мере разрушенными интеграционные экономические связи между странами ЦВЕ и республиками бывшего СССР, на которых были в основном замкнуты их хозяйственные системы. Потребовалась коренная перестройка на новой, рыночной основе всего народного хозяйства ЦВЕ.

К концу 90-х годов некоторые  более развитые страны ЦВЕ — Польша, Словения, Чешская Республика, Словакия, Венгрия — смогли приблизиться к выходу из кризисного состояния. Другие же, в основном Балканские страны, были еще далеки от этого. Но даже первая группа стран продолжала сильно отставать по уровню экономического развития от стран ЕС, и на ликвидацию этого отставания потребуется, вероятно, не менее двух десятилетий. О значительных различиях в уровне социально-экономического развития между разными группами стран самой ЦВЕ можно судить по следующим данным. На пять из них (Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу и Словению), которые обладают более 2/5 территории и половиной населения региона ЦВЕ, приходится почти 3/4 ВВП и внешнеторгового оборота, а также 9/10 объема всех прямых иностранных инвестиций.

Страны с переходной экономикой — это 28 государств центральной  и восточной Европы, Закавказья и  Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике, возникли в связи с распадом мировой социалистической системы и, как следствие, ликвидации совета экономической взаимопомощи (СЭВ). По уровню социально-экономического развития почти все страны центральной восточной Европы относятся к средне – развитым странам. В основном это индустриальные и индустриально-аграрные страны.

В целом, принципы экономических  реформ в этих странах следующие:

1. Макроэкономическая стабилизация, означающая минимизацию дефицита госбюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитования субъектов хозяйствования

2. Либерализация цен. Предполагает, что цены формируются на основе спроса и предложения

3. Формирование частной собственности, гарантированной законом, защищающим права собственников

4. Приватизация государственной  собственности, включая легализацию  прав частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях

5. Становление экономики  открытого типа, включая свободные  торговые отношения с зарубежными  странами, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей в конвертируемую национальную денежную единицу

6. Ограничение прямого  государственного вмешательства  в экономику. Это означает отказ  от большей части функций, которые государственные учреждения выполняли в условиях командной экономики. Т.е. государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен, государственную монополию на внешнюю торговлю.

Процессы трансформации  командно-административной системы  в рыночную экономику здесь начались с 1989 года. Первый период реформ с 1989 по 1993 годы проходил крайне болезненно и привел к резкому спаду экономической активности и глубокому экономическому кризису. Но с 1994 года начался процесс активных преобразований. Венгрия, Польша, Словакия, Чехия довольно быстро преодолели экономический спад и вплотную приблизились к уровню ВВП 1989 года. Однако разрыв между странами с переходной экономикой и промышленно развитыми странами в социально-экономическом и технологическом отношении не только не сократился, но даже увеличился. Пост социалистические страны только приближаются к восстановлению уровня среднедушевого ВВП, в то время как в странах ЕС он вырос за последнее десятилетие на 20%. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения, и одновременно усилилось неравенство в их распределении. За годы реформ только 20% населения бывших социалистических стран улучшило свой жизненный уровень, в то время как 35% превратились в слой «новых бедных». За годы реформ во всех пост социалистических странах возникла и быстро выросла безработица, достигнув 10-16% экономически активного населения.

Наиболее привлекательным  для западных инвесторов оказался инвестиционный климат Венгрии, Чехии и Словении. Практически все страны центральной восточной Европы имеют большую внешнюю задолженность при сравнительно небольших валютных резервах. Для всех этих стран характерно сокращение государственных расходов на здравоохранение, культуру и образование. В результате снижения уровня рождаемости в большинстве стран центральной восточной Европы в последнее десятилетие сократились темпы роста трудоспособного населения.

В промышленности стран  центральной восточной Европы спад охватил тяжелую промышленность и высокотехнологичные области, включая электронику. Наиболее устойчивыми оказались отрасли промышленности ориентированные на массовый потребительский спрос, такие как текстильная, пищевая, полиграфическая и т.д.

Для сферы услуг характерен стабильный рост с самого начала экономических  реформ. Наиболее активно развиваются  финансовые и производственные услуги, а так же бытовое обслуживание населения.

Для большинства стран  центральной восточной Европы одной  из приоритетных задач стало вступление в ЕС. После падения в 1989 году Берлинской стены во всех странах этого огромного региона, именуемого Центральной и Восточной Европой, начались широкомасштабные трансформации политики и экономики. Пост социалистические страны вступили на путь преобразования социалистической экономики в рыночную. Они определили курс, который, по их убеждению, не противоречит либеральной теории, определяющей рационально-прагматический подход к либерализации экономики, приватизации государственной собственности и достижению макроэкономической стабильности.

Информация о работе Тенденция развития мировой экономики на современном этапе