Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного воздействия в России, Беларуси, США и других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с развитием теневой экономики в мире и в Республике Беларусь, предпосылками ее формирования, прогнозированием и поиском конкретных путей приостановления развития масштабов нелегальной деятельности.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
— определить сущность и охарактеризовать основные формы проявления теневой экономики;

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Теоретический аспект теневой экономики ….………………….………..6
1.1 Общая характеристика теневой экономики …………..………….6
1.2 Причины и условия возникновения
теневого сектора экономики…….. ..………………..…………....12
1.3 Структура теневой экономики………………………………..…...13

2. Анализ масштабов теневой экономики, борьба с ней в
Республике Беларусь, России, США и других странах…..……………15
2.1 Динамика показателей, характеризующих особенности
развития теневой экономики в РБ, России, США и других
странах мира ……………………………………………………….15
2.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики
в мировой практике ………………….……………………………17

3. Перспективы эффективного ограничения
теневой экономики …………………..…………………………………….26
3.1 Масштабы воздействия теневой экономики на современном
этапе и легализация незаконных доходов ….………………....26
3.2 Перспективы ограничения воздействия теневой экономики
государственными органами……………..…………….…………26

Заключение……………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 102.40 Кб (Скачать документ)

Источник: [6, с.23].

Самую малую теневую экономику  в мире на современном этапе имеет Швейцария. Ее размер в среднем за период 2001-2009г. составил 8,6%. При этом даже в этой стране теневая экономика за этот период увеличилась на 0,7 процентных пункта ВВП. США тоже имеет относительно небольшую долю экономической активности в тени – 9,0% ВВП в 2009г. и 8,8% в среднем за девять лет. В абсолютных цифрах это значит, что между пальцев государства проходит более $1трлн. разного рода экономических операций. В десятку самых «чистых» стран мира вошли также Австрия, Люксембург, Япония, Британия, Голландия, Новая Зеландия, Сингапур и, на удивление, Китай. В Поднебесной только 13,5% экономики находится в тени. Это почти $700млрд. Даже высокая культура, солидарность и ответственность скандинавских стран не позволила им войти в первую двадцатку. Дания оказалась лишь на 21-м месте, Финляндия – на 22-м, Норвегия на 27-м, а Швеция – на 30-м. Среди бывших социалистических стран отметим успех Словакии. Она оказалась выше других в рейтинге стран с наименьшим объемом теневой экономики, на 31-м месте. Из стран Европейского Союза самые плохие дела у Латвии. Она – на 109-м месте. В этой стране в 2009г. 44,3% ВВП находилось в «тени». Из богатых стран Запада традиционно «серой» остается Италия – 27,4% ВВП производится в теневой экономике.

 Авторитарные Россия, Казахстан и Беларусь с треском  проигрывают борьбу с «теневой»  экономикой. Их показатели гораздо  хуже стран Центральной и Восточной Европы. В 2009г. в Казахстане от контроля «Большого брата» уходило 48,2% ВВП, в России – 52,0%, в Беларуси – 53% ВВП. Беларусь оказалась на 136-м месте между африканскими Бенином (135) и Конго (137).

 Стоит внимательно  подумать над этими расчетами. Около $25млрд. белорусской экономики находится в «тени». И это без наркотиков, проституции, самогоноварения и других, к сожалению, распространенных видов экономической деятельности. В 2009г. власти с $49млрд. официального ВВП собрали более 57трлн. бел. руб. налогов ($20,5млрд.). Если размер теневой экономики у белорусов составляет 53% ВВП, то это значит, что $26млрд. экономической активности не было охвачено налогами и регулированием. В итоге они не получили в бюджет около $11млрд. поступлений. Этих денег с лихвой бы хватило на выплату в течение года $300-долларовой пенсии всем пенсионерам и пособия по безработице для 500 тысяч человек в размере $120. Если бы размер теневой экономики был бы у нас, как в Швейцарии, то белорусский официальный ВВП был бы на $21млрд. больше. К тому же, мы бы ежегодно получали дополнительных доходов в бюджет при гораздо меньшей налоговой нагрузке в объеме $9млрд [15].

 В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Показатель 40-50% считается критическим. Принято считать, что на этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества [17, c.105].

Вот в какие огромные суммы  издержек обходится нам жадность распорядителей чужого и неумение учитывать  все издержки государственного интервенционизма. Размер теневой экономики – это  яркий пример провала государства. Таким образом, с ней бесполезно бороться запретами, контрольными органами, высокими штрафами и тюрьмой. Очищение экономики от «тени» нужно начинать с существенного сокращения налоговой нагрузки и дебюрократизации экономики.

 

2.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики в мировой практике

Смягчение масштабов теневой  экономики связано с очень  серьезными усилиями, в том числе  политическими. Это продвижение  по пути реальной демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти, усиление судебной системы  и правоохранительных органов в  целом, борьба с коррупцией в госаппарате [17, c.106].

В свете глобальности межбанковских  операций пресечение деятельности по «отмыванию» денег концептуально  должно строиться на общей для  всех государств основе. Каждая же страна обязана разработать стратегию  такой борьбы, учитывающую национальные особенности и специфику местных  условий. Комплексные меры должны базироваться на мировой практике и включать следующие  моменты:

· постоянное отслеживание новых схем «отмывания» денег  и обмен полученной информацией  на межгосударственном уровне;

· изучение методов перемещения  денежных средств, в том числе  сопоставительный анализ методов, применяемых  наркокартелями, торговцами оружием, террористами и пр.;

· отслеживание процессов  проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные  структуры с использованием незаконно  полученных капиталов;

· постоянное ужесточение  порядка отчетности банков по клиентуре  и применение за его нарушение  таких мер, как уголовное преследование, штрафы, изъятие лицензий;

· отслеживание процессов  срастания организованной преступности с легитимными преступными финансовыми  институтами;

· усиление контроля за деятельностью  небанковских финансовых организаций  и учреждений, а также за функционированием  некоммерческих структур, создающих  благотворительные фонды (кассы);

· анализ влияния преступной деятельности по «отмыванию» денег  на национальные правоохранительные органы и экономические структуры;

· постоянное совершенствование  работы государственных служб, занимающихся пресечением преступной деятельности по «отмыванию» денег [10, c. 88].

Как показывает опыт многих стран, в настоящее время организованная преступность активно пытается “легализироваться”, то есть проникнуть в легальную экономику  и даже в некоторой степени  контролировать ее. Именно поэтому  борьба с отмыванием денег уже  давно приняла международный  характер, следствием чего явилась  разработка ряда международных договоров, предназначенных для противодействия  легализации доходов, полученных незаконным путем. К таким документам можно  отнести прежде всего Конвенцию  ООН “О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ” 1988 года (Венская  Конвенция) и Конвенцию Совета Европы “Об отмывании, выявлении, изъятии  и конфискации доходов от преступной деятельности” 1990 года (Страсбургская  Конвенция). В дополнение к данным документам важную роль в становлении  международных принципов в борьбе с легализацией средств, нажитых  преступным путем, сыграли Директива  Совета Европы ЕС 91/308 и Сорок рекомендаций FATF (Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег), которые  на сегодняшний день действуют в  редакции от 28 июня 1996 года. Стоит отметить, что тем самым была создана  концепция борьбы с отмыванием денег, ставшая своего рода базой для  становления национального законодательства большинства стран мира [12].

Особый интерес для  правоохранительных органов многих стран в плане противодействия  легализации криминального капитала представляют аналитические разработки Специальной группы (FATF- от англ. Financial Action Task Force), которая обобщила до уровня методик большое количество вариантов  легализации преступных денежных средств. FATF была создана в Париже на саммите стран “большой семерки” в 1989 году. Основные направления работы FATF:

1. Мониторинг достижений стран - участниц FATF в деле осуществления мер по борьбе с “отмыванием” денег посредством ежегодного двухступенчатого процесса самооценки своей деятельности и более детальной оценки деятельности других стран-участниц.

2. Изучение тенденций  и методов “отмывания” денег,  создание на их основе мер  противодействия и включение  их в так называемые “Сорок  рекомендаций.

3. Оказание содействия  по принятию и выполнению рекомендаций FATF государствам, которые не входят  в состав FATF.

В данный момент членами FATF являются 26 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное  Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Сингапур. В состав FATF также входят две международные организации: Комиссия Евросоюза и Совет по сотрудничеству стран Персидского  залива. Исполнительным органом FATF является Секретариат, который возглавляет  президент, избираемый сроком на один год из числа официальных государственных  лиц стран-участниц [20,c.75].

FATF создавалась с целью  разработки мер для эффективной  борьбы с “отмыванием” денег.  Уже в 1990 году были изданы  «Сорок рекомендаций» в данной  сфере. Самая первая рекомендация FATF сообщает о том, что страны-участницы должны ратифицировать и реализовать Венскую Конвенцию 1988 года. B соответствии с ней страны-участницы обязаны признать уголовным преступлением сокрытие или утаивание подлинного характера, источника собственности или других средств, равно как и их конверсию и передачу, если известно, что эти средства возникли в результате правонарушений, вытекающих из незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Кроме того, Конвенция обязывает страны-участницы ввести в национальное законодательство меры, наделяющие компетентные органы полномочиями по выявлению и аресту собственности и других средств, источниками которых является незаконный оборот наркотических и психотропных средств. В целях осуществления мер для более эффективной борьбы с “отмыванием” денег Венская Конвенция обязала страны-участницы уполномочить суды и компетентные органы издавать постановления о предоставлении или аресте банковских и финансовых документов, если они свидетельствуют о совершении данного вида преступления. Таким образом, Венская Конвенция, по сути, сделала первый и очень важный шаг в борьбе с “отмыванием” денег, поскольку более 80% таких преступлений имеют международный характер [13].

В четвертой рекомендации говорится о том, что “каждое  государство должно предпринять  необходимые меры (включая и меры законодательного характера) для того, чтобы в соответствии с Венской  Конвенцией квалифицировать “отмывание”  денег как уголовное преступление. Каждая страна должна установить ответственность за преступление, связанное с “отмыванием” доходов от торговли наркотиками, как за тяжкое преступление”.

Рекомендации с 10-й по 21-ю, а также 23-я регламентируют деятельность как банков, так и небанковских финансовых учреждений, направленную на противодействие легализации  преступных средств. В соответствии с ними финансовые учреждения обязаны:

  • не открывать анонимные счета или счета клиентов с заведомо фиктивными именами;
  • устанавливать подлинность клиента на основе официального или другого надежного удостоверения личности и регистрировать информацию о своих клиентах в момент установления деловых отношений или совершения операций;
  • проверять законность существования и структуру организации клиента путем получения доказательств регистрации;
  • убедиться в том, что любое лицо, намеревающееся действовать по поручению клиента, действительно обладает полномочиями для этого, а также удостоверить подлинность этого лица;
  • в течение пяти лет хранить все необходимые регистрационные записи по операциям (как внутренним, так и международным), с тем, чтобы иметь возможность оперативно предоставлять их по запросу компетентных органов;
  • хранить регистрационные записи об установлении подлинности клиента (например, копии или записи таких официальных удостоверяющих документов, как паспорт, удостоверение личности, водительские права и подобные им документы), архивы счетов и деловую переписку, по крайней мере, в течение пяти лет после закрытия счета;
  • обращать особое внимание на все запутанные, необычно крупные операции и на все необычные по своей структуре сделки, которые не имеют явного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • при возникшем подозрении, что источником средств является преступная деятельность, своевременно сообщать о своих подозрениях в компетентные органы;
  • не предупреждать своих клиентов о тех случаях, когда информация о них передается в компетентные органы;
  • финансовые учреждения должны также разработать программы, направленные на борьбу с “отмыванием” денег. Эти программы, как минимум, должны включать:
    1. разработку внутренней политики, методов и средств контроля, включая назначение агентов по сотрудничеству с компетентными органами на руководящие должности и подготовку адекватных методов проверки, обеспечивающих высокие стандарты отбора при найме служащих;
    1. постоянно действующую программу обучения сотрудников;
    2. контрольные функции для проверки системы.

Еще одним из положений  «Сорока рекомендаций» является то, что финансовые учреждения, их директора, ответственные сотрудники и служащие должны быть защищены правовыми нормами  от уголовной или гражданской  ответственности за нарушение любых  ограничений на раскрытие информации, предусмотренных договором или  любыми правовыми, директивными либо административными  положениями, если они сообщают о  своих подозрениях в компетентные органы, даже не имея точных сведений о  скрытой криминальной деятельности, и независимо от того, было ли совершено  преступление на самом деле. Как  видим, FATF данным положением попыталась поколебать положения о банковской тайне, тщательно охраняемой ведущими банками всего мира.

 Несмотря на то, что  «Сорок рекомендаций» не имеют  обязательной юридической силы, они оказывают сильное политическое  воздействие на страны-участницы,  а также существенно повлияли  на развитие национальной законодательной  базы в данной сфере. Эти  рекомендации дважды пересматривались  и дополнялись с учетом активизации  деятельности преступных организаций  по “отмыванию” денег. Таким образом, следует отметить, что мировое сообщество ведёт активную борьбу с теневым сектором экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 ПЕРСПЕКТИВЫ  ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

3.1 Масштабы воздействия  теневой экономики на современном этапе и легализация незаконных доходов

 Ситуацию с проблемой  теневой экономики в Республике  Беларусь можно оценить не  более оптимистично. Не смотря  на то, что уровень теневой экономики, попадающей под действие Уголовного кодекса, достигает в Белоруссии 25 %, что является одним из самых низких показателей в СНГ, тем не менее сокращение доходов населения почти в четыре раза и снижение уровня средних зарплат со 110 долларов в начале 1998 года до 30 долларов весной 2001 года во многом способствовали развитию так называемой “серой” экономики, оказавшейся спасительной в условиях экономического кризиса в стране. “Серая” экономика - вид экономической деятельности, осуществляемой с нарушениями административного законодательства. Примерами могут служить частное репетиторство, частные медицинские консультации, “челночная” и рыночная торговля без уплаты налогов. Уровень “серой” экономики оценивается почти 80 % от официального ВВП. Прямым следствием такого рода экономической деятельности явился уход в “тень” валютного рынка страны. [10, с.89].

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного воздействия в России, Беларуси, США и других странах