Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:40, реферат
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
1. Введение
2. Понятие скрытой и неформальной экономической деятельности
3. Механизм функционирования теневой экономики
4. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики
5. Заключение
6. Список литературы
По данным Госкомстата
за 2007–2008 годы (см. табл. 1), в российской
промышленности на долю скрытой и неформальной
деятельности приходится немногим менее
8% добавленной стоимости (компонент ВВП
на уровне отраслей). В строительстве этот
показатель превышает 13%, что вызвано значительной
долей частного строительства на селе,
на транспорте — 20% (из-за значительной
доли услуг частных предпринимателей
— владельцев легкового и грузового автотранспорта).
В сельском хозяйстве доля теневого сектора
превышает 90% добавленной стоимости, и
это объясняется тем, что подавляющее
большинство сельхозпродукции производится
в России не в сельхозпредприятиях, а в
частных хозяйствах населения. Велика
доля официально неучитываемых услуг
и в торговле (розничной, оптовой и внешней),
где от налогообложения укрывается 61%
добавленной стоимости.
Объем
скрытой и неформальной
деятельности в ВДС
отрасли в % к ВВП
Удельный вес скрытой
и неформальной деятельности
в ВДС отрасли (в %)
Все отрасли экономики 19,8 22
Промышленность 1,9 2,1 7,3 7,8
Сельское хозяйство 4,4 4,6 77,8 92,8
Строительство 0,8 0,9 10,3 13,6
Транспорт 1,9 1,7 20,5 20,7
Торговля и общественное питание (включая оптовую торговлю продукцией производственно- технического назначения,
внешнюю торговлю)
8,2 10 57,6 61
Механизм функционирования теневой экономики
Механизм функционирования
теневой экономики можно
Первый, основной,
предполагает наличие "объекта эксплуатации",
при этом в роли "дойной коровы"
выступает государство или
Соответствующие схемы:
Первая: При предприятии
создаются товарищества с ограниченной
ответственностью (или акционерные
общества закрытого типа и т.п.), в
число учредителей которых
Схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.
Вторая: Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, переадресующие наиболее выгодные заказы "параллельному предприятию".
Третья: Базовое
предприятие представляет собой
НПО или НИИ, получающие средства
на проведение научно-исследовательских
работ из государственного бюджета.
Указанные средства переводятся
с бюджетного счета предприятия
на депозитный счет коммерческого банка.
По истечении, обусловленного депозитным
договором и временем выполнения
плана научно-
Отмеченные три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются "концы" указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж.
Данный круг
сделок трудно фиксировать и изучать,
а быстрое становление новой
отечественной банковской системы
непосредственно связано с
Регистрируемый
сейчас уровень деловой активности
не позволяет большинству
Общая структура
любой финансово-хозяйственной
- предприятия,
осуществляющие торгово-
- банк;
- "службу безопасности";
- связи.
Что представляет
собой каждый из этих элементов? Одна
и та же хозяйственная деятельность
обычно ведется российскими
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.
"Служба безопасности"
имеет разные формы: это и
обычные охранники, и
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.
Структуры "теневой экономики" в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и "силовым министерствам", дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.
Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло "власть на собственность". Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.
За спорами
последних лет о реформах и
контрреформах, о том, что преобразования
идут плохо или вообще остановились,
общество упускает совершенно очевидную
реальность - реальность формирования
системы
Это, прежде всего, огромный вес "теневого" сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений.
Это образование
в экономической сфере кланов
- устойчивых властно-хозяйственных
структур, имеющих "крышу" в виде
того или иного государственного
властного органа, распоряжающихся
крупными суммами накопленного разными
путями капитала и ведущих широкомасштабную
коммерческую деятельность. Однако из
следствий возникновения
Другое печальное следствие формирования кланов - узкой прослойки людей, присваивающих колоссальные доходы - обнищание огромной части населения.
Третье следствие
- деградация бюджетной системы (на
которой эти структуры
Четвертое следствие
- перераспределение
Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.
Вся эта система
сегодня устойчиво
О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов, свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой - постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.
Подобного рода экономическая система не представляет ничего принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на Филлипинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно.
Реальные решения
связаны с очень серьезными усилиями,
в том числе с политическими.
Действительно реалистичный рецепт
- продвижение по пути демократизации
всех социально-экономических
Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.
Нетрудно было
также предвидеть, что при разделении
экономики на государственный и
частный секторы возникнет
Легализация теневой
экономики становится необходимым
фактором для обеспечения