Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа
В настоящее время теневая экономика – предмет значительного числа научных работ и публикаций. Она стала, частью учебных программ многих высших учебных заведений. Однако единого, общепринятого понятия теневой экономики не сформулировано. Ее называют – криминальной, подпольной, черной, серой, второй, незаконной, параллельной, неофициальной. Теневая экономика включает в себя неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Она существует и в командной, и в рыночной системе, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики, выступает несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ 4
1.1 Сущность и содержание понятия «теневая экономика» 4
1.2. История формирования теневой экономики России 7
1.3. Происхождение теневой экономики. 9
1.4. Факторы и структура теневой экономики. 10
1.5. Социальные функции теневых экономических отношений 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 15
2.1. Способы измерения теневой экономики 15
2.1.1. Прямые методы оценки теневой экономики 15
2.1.2. Косвенные методы оценки теневой экономики 17
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ 20
ГЛАВА 3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ 25
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой 25
3.2 Возможные подходы к решению проблем теневой экономики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В государственных властных
структурах, общественных организациях
и научных учреждениях
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991- начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов Российской Федерации законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.
И для повышения эффективности
борьбы с организованной преступностью
в сфере экономики нужен
К наиболее предпочтительным
направлениям борьбы с организованной
преступностью в сфере
- ограничение деятельности
контролируемых
- выявление и нейтрализация
лидеров (руководителей)
- привлечение к уголовной
ответственности участников
Для повышения эффективности
работы правоохранительных органов
следовало бы расширить возможности
применения поощрительных мер к
лицам, оказывающим содействие правоохранительным
органам в борьбе с организованной
преступностью в сфере
- ввести в законодательство
институт "сделки с преступником",
т.е. освобождение от
- предусмотреть возможность
освобождения от уголовной
Теневая экономика стала
проблемой не только правоохранительных
органов, но и всего государства
в целом. Поэтому уже давно
назрела необходимость в
При разработке такого комплекса
мер, не отрицая необходимости силовых
мер, первостепенной задачей следует
считать изменение общих
Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:
• постоянная корректировка
правово-хозяйственных условий
• налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;
• реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;
• изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%;
• освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;
• упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;
• перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;
• введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;
• создание на территории России
специальной инвестиционной зоны с
наличием депозитариев, реестров ценных
бумаг и дополнительными
• налаживание общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.
Также как основные направления противоборства с теневой экономикой можно рассматривать следующие меры, направленные на изменение ментальных стереотипов:
- формирование позитивного
образа легальной
- формирование негативного
образа теневой экономики - осуждающего
отношения к тем видам
- формирование представлений
о дозволенности и моральности
инициативной помощи рядовых
граждан правоохранительным
Важность этих мер доказывается от противного - демонстрацией того, что в современном российском обществе преобладают противоположные тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений.
В процессе выполнения данной курсовой работы, была изучена одна из наиболее интересных областей научного исследования, как теневая экономика. При выполнении данной курсовой работы были выявлены сущности теневой экономики России, ее специфика и трудности преодоления, а также выяснено, в чем состоит сущность и механизм действия теневой экономики, оценены масштабы теневой экономики в современной России. В работе раскрыты некоторые формы проявления теневой экономики. Выполнив все цели, поставленные, перед этой работай, можно сделать небольшие выводы.
По данной работе понятно,
что теневая экономика
В оценке масштабов мы видим,
что теневая экономика в России
достаточно развита. К настоящему
времени в России сложилась система
правового обеспечения
Один из основных недостатков действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.
Для устранения имеющихся
недостатков законодательства, а
также в целях прогнозирования,
появления новых способов совершения
экономических преступлений необходимо
на государственном уровне создать
систему криминологической