Создание правовых
экономических условий по сокращению
“теневой” экономики
Следует вспомнить, как много надежд
возлагалось еще недавно на приватизацию.
Безвозмездная приватизация заведомо
не могла обеспечить должный поток
средств для инвестирования, финансовой стабилизации
и решения социальных проблем. Но сегодня
возможен переход к денежной форме приватизации
с привлечением инвестиций. Где же их взять?
Из легализованных теневых источников.
Как представляется, проблема легализации
теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:
· Благоприятные для бизнеса изменения
правохозяйственных условий (налоговая
политика, приватизация, внеэкономическая
деятельность), причем изменения, носящие
упреждающий характер к необходимому
усилению карательных мер;
· Четкое разграничение капиталов криминальных
элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного
разделения в законодательных актах по
борьбе с организованной преступностью
и коррупцией, о легализации преступных
доходов, в Уголовном кодексе;
· Формирование нового отношения к отечественным
предпринимателям, в том числе к проживающим
за рубежом, отношение на основе программы
репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный
ресурс России;
· Укрепление доверия к власти, предполагающего
в качестве одной из мер демонстрации
эффективной защиты населения от финансовых
мошенничеств, защиты сбережений, капиталов
и самого института частной собственности;
· Установление общественного контроля
над деятельностью хозяйствующих субъектов
в границах правового поля. Механизм такого
контроля должен быть основан на данных
о правонарушениях в сфере экономики,
что облегчает выбор партнера в деловых
отношениях.
Последствия теневой
экономики
Экономические последствия.
· Расширение теневой экономики.
Это приводит к уменьшению налоговых поступлений
(государство постоянно недобирает минимум
40 % налогов) и ослаблению бюджета, а как
следствие – государство теряет финансовые
рычаги управления экономикой, обостряются
социальные проблемы из-за невыполнения
бюджетных обязательств.
· Нарушение конкурентных механизмов
рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается
не тот, кто конкурентно способен, а тот,
кто смог получить криминальные преимущества.
Это влечет за собой снижение эффективности
рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.
· Замедление появления эффективных
частных собственников, прежде всего из-за
нарушений в ходе приватизаций.
· Неэффективное использование
бюджетных средств, в частности, при распределении
государственных заказов и кредитов. Это
еще больше усугубляет бюджетные проблемы
страны.
· Повышение цен за счет криминальных
«накладных расходов».
· Потеря доверия агентов рынка
к способности власти устанавливать и
соблюдать честные правила рыночной игры.
Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно,
не решается проблема преодоления спада
производства, обновления основных фондов.
· Расширение масштабов криминальных
операций в неправительственных организациях.
Это ведет к уменьшению эффективности
их работы, а значит, снижается эффективность
экономики страны.
Социальные последствия
· Отвлекаются колоссальные средства
от целей социального развития. Тем самым
обостряется бюджетный кризис, снижается
способность власти решать социальные
проблемы.
· Закрепляются и увеличиваются
резкое имущественное неравенство, бедность
большей части населения. Коррупция подстегивает
несправедливое и неправедное перераспределение
средств в пользу узких олигархических
групп за счет наиболее уязвимых слоев
населения.
· Дискредитируется право как
основной инструмент регулирования жизни
государства и общества. В общественном
сознании формируется представление о
беззащитности граждан и перед преступностью
и перед лицом власти.
· Коррумпированность правоохранительных
органов способствует укреплению организованной
преступности. Последняя, сращиваясь с
коррумпированными группами чиновников
и предпринимателей, усиливается еще больше
с помощью доступа к политической власти
и возможностям для отмывания денег.
· Увеличивается социальная напряженность,
бьющая по экономике и угрожающая политической
стабильности в стране.
Политические последствия
· Смещаются цели политики от
общенационального развития к обеспечению
властвования олигархических группировок.
· Снижается доверие к власти,
растет ее отчуждение от общества, тем
самым ставятся под угрозу любые благие
начинания власти.
· Падает престиж страны на международной
арене, растет угроза ее экономической
и политической изоляции.
Можно выделить три укрупненных
типа последствий влияния теневой экономики:
1. Изменение организации, которые,
прямо или косвенно, ведут к созданию лучших
возможностей именно организаций с криминальными
инвестициями и подконтрольными им предприятиями
без криминальных инвестиций
2. Постоянно происходящий процесс
изменения отдельных предприятий и трансформаций
всего производственного комплекса, преимущественно
в направлении, выгодном криминализированным
структурам.
3. Вытеснение организациями
с криминальными инвестициями всех прочих,
приводящее к изменению производственного
комплекса в ущерб приоритетам развития
региона и общероссийским интересам.
Заключение.
В России же на протяжении последних
десятилетий, особенно после распада
Советского Союза, сформировалась достаточно
сложная ситуация как в экономическом,
так и в социальном плане. Нарушилось
большинство экономических отношений,
в связи с распадом бывшей некогда
единой страны с мощной командной
экономикой, когда все было подчинено
центру, возникло множество новых
отдельных предприятий, потерявших
свою экономическую направленность.
Нынешний этап жизни российского
общества – это этап, который
надо пережить в течение многих лет,
«цивилизуя» сложившуюся в России
теневую экономику. Несмотря на то, что
рыночные реформы в России идут уже около
20 лет, масса рынков все еще находится в стадии
формирования, с несложившейся инфраструктурой.
Однако нет сомнения, что по мере развития
этих рынков доля теневой экономики на них
будет снижаться, постепенно приближаясь
к норме развитых стран. И произойдет это
в основном благодаря развитию самого
бизнеса, а также усилий государства.
Список использованной
литературы
1. Никулина В.А. Отмывание грязных денег.
– М.: Юрлитинформ, 2001.
2. Петренко И.Н. Экономическая безопасность
России: Денежный фактор. – М.: Маркет ДС,
2003г.
3. Журавлева Е. Теневой Петербург
// Новые известия. 9 июля 2004г.
4. Исправников В. «Теневые»
параметры реформируемой экономики //
Российский экономический журнал. 2001,
№3;