Теоретические основы муниципального управления ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание

Актуальность рассмотрения данной темы состоит в том, что,жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших сфер жизнедеятельности каждого человека. Каждый день, знает об этом человек или нет, его «житие-бытие» регулируется нормами жилищного законодательства. И от того, какие это нормы, каково их наполнение и содержание, в значительной степени зависит его жизнь.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы муниципального управления ЖКХ
1.1 Общие проблемы управления и реформирования ЖКК
1.2 Государственная политика реформирования ЖКК
1.3 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК
Глава 2. Управление ЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска
2.1 Общая характеристика состояния ЖКХ г.Воткинска
2.2 Основные направления развития ЖКХ г.Воткинска
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
жилищное коммунальное хозяйство

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы муниципального управления ЖКХ.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

- обеспечение финансового оздоровления ЖКК на основе повышения эффективности использования бюджетных расходов и адресной поддержки реально нуждающихся граждан в предоставлении определенного стандарта жилищно-коммунального обслуживания, оптимизации соотношения тарифного и бюджетного финансирования, а также увеличения инвестиционной составляющей в тарифах на услуги ЖКК;

- регулирование деятельности  коммунального комплекса с целью  консолидации теплоэнергетических  активов в муниципальном образовании  и проведения органами муниципального управления единой политики по обеспечению его устойчивого функционирования, надежности и безопасности предоставляемых услуг, модернизации сетей, сооружений и оборудования и повышение на этой основе ресурсной эффективности производства и качества услуг.

Финансовое оздоровление предприятий ЖКК базируется на проведении инвентаризации, реструктуризации и  ликвидации накопившейся многолетней  задолженности. Без решения этой первоочередной задачи другие мероприятия  не дадут положительного эффекта.

Предусматривается переход на полную оплату всеми категориями потребителей затрат на содержание и ремонт жилья  и на предоставление коммунальных услуг. Вместо дотирования предприятий  ЖКК введена система адресных жилищных субсидий, зачисляемых на персонифицированные счета граждан. При этом устанавливается единый показатель для получения жилищных субсидий - доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Федеральным стандартом эта доля установлена в размере 22%, однако субъекты РФ могут понижать ее для отдельных категорий домохозяйств за счет использования средств местных бюджетов.

Разделение функций собственника, управляющего жилищным фондом и обслуживающих  организаций на основе договорных отношений  между ними позволит демонополизировать систему управления многоквартирными домами, их обслуживания и ремонта, обеспечить замену административных отношений в данной сфере рыночными, создать конкурентную среду в сфере управления и обслуживания жилищного фонда и предпосылки для повышения качества ЖКУ.

Изменение тарифной политики включает в себя введение государственного регулирования  тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергию и природный газ) и ежегодное установление федеральным  законом предельной стоимости ЖКУ  на квадратный метр жилой площади дифференцированно по субъектам РФ. На все виды ЖКУ должны быть установлены экономически обоснованные тарифы, обеспечивающие покрытие текущих затрат эксплуатирующих организаций и включение инвестиционной составляющей на цели модернизации и реконструкции объектов. При этом должны быть созданы эффективные механизмы целевого использования собственных средств предприятий, и в первую очередь амортизационных отчислений на цели модернизации и ремонта.

При условии установления экономически обоснованных тарифов на оплату ЖКУ содержание жилищного фонда и систем инженерного обеспечения поселений становится потенциально привлекательным для частных инвесторов.

Особо важным и серьезным шагом  в реформировании жилищно-коммунального  комплекса является передача управления многоквартирными домами с разным набором собственников от муниципальных органов к собственникам помещений. При этом собственники на общем собрании обязаны самостоятельно выбрать способ управления многоквартирным домом и управляющую организацию и нести полную ответственность за текущее содержание и ремонт домовладения.

В этих условиях необходимо обеспечить прозрачность управления, предполагающую гласность и открытость процессов  функционирования и развития ЖКК, включая  тарифную политику, структуру и объемы работ (услуг), включаемые в тарифы и цены, а также участие общественных организаций и иных объединений собственников, нанимателей жилья в принятии решений и контроле их выполнения при управлении многоквартирными жилыми домами на основе пообъектного планирования доходов и расходов, а также ресурсосбережения в масштабах конкретного здания.10

В процессе реформирования ЖКК возрастают требования к осознанию целей  и задач конкурентной политики общественностью, субъектами рыночной деятельности и  органами местного самоуправления. При этом должна быть обеспечена защита конкуренции, построенная на убеждении и информировании населения как потребителя услуг.

Важнейшим элементом повышения  эффективности управления муниципальным  ЖКК является обеспечение общественного надзора не только со стороны собственников жилья и контролирующих организаций, но и с участием саморегулируемых организаций в сфере ЖКК, что позволит бизнесу выработать и принять критерии, которым должен соответствовать хозяйствующий субъект для участия в жилищно-коммунальной деятельности (заказчик, инвестор, управляющая организация, подрядчик и т.д.), разработать и принять правила и стандарты такой деятельности, повысить ответственность субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг перед потребителями путем выработки механизмов коллективной ответственности за эксплуатацию жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг.

 

1.3 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК

 

Реализация положений Жилищного  кодекса РФ существенно повлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКК, избавит их от непосредственного выполнения хозяйственных функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий. В то же время в условиях реформирования ЖКК перед органами местного самоуправления ставится ряд новых задач, перечень которых представлен на рис. 2.

В каждом муниципальном  образовании должна быть разработана  собственная экономически и социально  обоснованная программа реформирования жилищно-коммунального комплекса, учитывающая местную специфику, направленная на осуществление перехода на систему договорных отношений между органами местного самоуправления, собственниками и нанимателями жилищного фонда, управляющими организациями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, создание конкурентной среды в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации, а также системы концессионных соглашений по передаче в управление частному бизнесу систем инженерного обеспечения населенных пунктов. На этой основе должно быть обеспечено существенное повышение качества предоставления ЖКУ.

В системе управления муниципальных администраций имеются  структурные подразделения, отвечающие за вопросы ЖКК. Важно их укреплять, осуществлять переподготовку специалистов применительно к новой экономической и управленческой ситуации в сфере ЖКК, обучать их работе с населением, немуниципальными управляющими и эксплуатирующими организациями.

 

Глава 2. Управление ЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска

2.1 Общая характеристика состояния ЖКХ г.Воткинска

 

Основные мероприятия, проводимые в области жилищно-коммунального хозяйства г.Воткинска, за последние годы были направлены на реализацию главной задачи - бесперебойное обеспечение населения и организаций жилищно-коммунальными услугами в соответствии со стандартами.

В области  водоснабжения – МУП «Водоканал»  в 2005 году выполнены ремонтные работ  на сумму 4,5 млн. руб. – это почти в 2 раза больше, чем в 2004 году. Сделан капитальный ремонт фильтра в цехе очистных сооружений водозабора. Заменено почти 2 тыс.метров сетей водопровода, заменен резервный кабель от насосной станции 1-го подъема до станции 2–го подъема.

Начаты работы по строительству 2-й очереди водозабора: подготовлена техническая документация и разработан проект станции по обеззараживанию питьевой воды. На эти цели из республиканского бюджета направлено 3 млн.рублей.

В рамках городской целевой  программы «Обеспечение населения г. Воткинска питьевой водой на период 2004 – 2010 г.» выполнены работы по строительству водопроводов по ул. Сиреневая, Заречная, Зеленая и в жилом районе «Сельхозхимия». Общая протяженность сетей почти 2 тыс. метров на сумму 1,8 млн.руб., в том числе из городского бюджета – 300 тыс.руб.

В области  теплоснабжения – в 2005 году МУП «Коммунальные тепловые сети» обеспечили подачу тепла для населения и организаций в полном объеме. Для бесперебойной работы теплосетей выполнены работы на сумму 8 млн. руб. Своевременно подготовлены к отопительному сезону ЦТП и котельные. Произведена замена и частичный ремонт трубопроводов отопления и горячего водоснабжения протяженностью более 12 км. Подключены к системе горячего водоснабжения жилые дома по ул. Рабочая, 2, 4, ул. Кварсинская, 1, 5, ул. Достоевского, 117.

В области  электроснабжения - МУП «Воткинские  городские электросети» для обеспечения стабильности работы выполнили капитальный ремонт объектов энергоснабжения на общую сумму 6,3 млн. рублей – это почти в 2,5 раза больше, чем в 2004 году.

Произведена реконструкция кабельных линий протяженностью более 3-х километров общей стоимостью 2,5 млн. руб.

Для снижения затрат на наружное освещение на магистральных  улицах города проводятся работы по замене ламп на более экономичные, ежегодный годовой эффект составит 76 тыс. руб.

За счет средств  найма и задолженности прошлых  лет по статье «капремонт» предприятиями ЖКХ выполнены работы по капитальному ремонту жилого фонда на сумму 7,5 млн.рублей, это составляет 108,5% от запланированных работ на год, на 14 млн.руб. проведен текущий ремонт.

К сожалению, на развитии коммунального хозяйства отрицательно сказываются долги населения. С  должниками велась активная работа. За прошедший год направлено 353 судебных исков, из них рассмотрено и удовлетворено 268 исков, возмещено 1,4 млн. рублей (за 2004 год – 735,0 тыс. рублей).

В 2005 году предприятия  ЖКХ пополнили свой автопарк на сумму 3 млн.рублей – это в 4 раза больше, чем в 2004 году. Была приобретена фреза для ямочного ремонта, рециклер для приготовления асфальтовой смеси, два мусоровоза, кран, гидроподъемник и другая техника.

Основные показатели состояния сферы жилищно-коммунального  хозяйства г. Воткинска представлены в приложении 1, 2.

Характеристика финансового  состояния предприятия ЖКХ города представлено в таблице 1.

 

Таблица № 1Финансовое состояние предприятий ЖКХ г.Воткинска

Показатели

Ед. изм.

2004 год

2005 год

Выручка от реализации работ (услуг)

Тыс.руб.

432062

520588

Финансовый результат (+ прибыль),

(- убыток)

Тыс.руб.

11331

47170

Дебиторская задолженность, всего:

Тыс.руб.

129800

136368

Кредиторская задолженность

Тыс.руб.

132200

116840

Стоимость услуг ЖКХ  на 1 км.м. общей площади в месяц

Руб.

18

21,70

Собираемость платежей

%

92,3

91,3


 

Основной  проблемой финансового состояния предприятий ЖКХ является задолженность населения за потребленные коммунальные услуги, которая по состоянию на 01.01.2006 составляет более 54 млн.рублей. Одной из важнейших задач в области ЖКХ является вывод из кризисного состояния предприятия «Благоустройство», в отношении которого сейчас проводится процедура банкротства.

Объем социальной помощи (льготы, субсидии) по оплате жилья и  коммунальных услуг для населения в городе составляет (таблица 2):

 

Таблица № 2Объем социальной помощи (льготы, субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг г.Воткинска

Показатели

Ед. изм.

2004 год

2005 год

Количество семей, получающих субсидии

 Кол-во

5649

5446

Субсидии:

     

- предоставлено

Тыс.руб.

44444

30945

- профинансировано

Тыс.руб.

5998411

29174

Льготы по ФЗ:

     

- предоставлено

Тыс.руб.

28378

42171

-профинансировано

Тыс.руб.

20680

6247712


 

 

Уменьшение количества семей, получающих субсидии в 2005 году по сравнению с 2004 годом произошло в связи с изменением методики расчета согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2004г. № 444 .

В 2004 - 2005 г. в рамках реализации республиканской целевой программы  «Жилище» были выделены финансовые средства в сумме 5181 тыс. рублей для представления жилищных займов на приобретение и строительство жилья

2.2 Основные направления развития ЖКХ г.Воткинска

 

Основными целями развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства г.Воткинска являются:

-повышение эффективности,  устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

- привлечение инвестиций  в жилищно-коммунальный комплекс;

-улучшение качества  услуг с одновременным снижением  нерациональных затрат;

-адресная социальная  защита малообеспеченных слоев  населения при оплате жилья и коммунальных услуг.

Для достижения этих целей в 2009-2010 годах будут решаться следующие задачи:

1. Принятие мер по  финансовому оздоровлению предприятий  ЖКХ:

- разработка действенных  мер по снижению и постепенной  ликвидации кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства,

- принятие мер по  сокращению дебиторской задолженности,  в том числе задолженности  населения, реализация мероприятий по повышению ответственности потребителей за своевременную оплату коммунальных услуг;

- обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

Информация о работе Теоретические основы муниципального управления ЖКХ