Теоретические основы реформирования переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:26, реферат

Описание

Современная концепция переходной экономики сложилась в последней четверти XX столетия. Ранее она появиться не могла. Достаточно вспомнить, что политическая экономия (экономическая теория, экономика как наука) появилась в период первоначального капитализма (рыночной индустриальной системы).

Содержание

1.Особенности реформирования переходной экономики теория и методология
2.Модели переходной экономики
3.Основные концептуальные подходы к анализу институциональных преобразований, к формированию рыночной системы хозяйствования, реструктуризации экономики в переходной экономики в переходный период.

Работа состоит из  1 файл

Модели переходной экономики.docx

— 31.23 Кб (Скачать документ)

Тема: «Теоретические основы реформирования переходной экономики

 

Вопросы

1.Особенности реформирования переходной экономики теория и методология

2.Модели переходной экономики

3.Основные концептуальные подходы к анализу институциональных преобразований,  к формированию рыночной системы хозяйствования, реструктуризации экономики в переходной экономики в переходный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  реформирования переходной экономикиЖ  теория и методология

 

 

Современная концепция переходной экономики сложилась в последней  четверти XX столетия. Ранее она появиться  не могла. Достаточно вспомнить, что  политическая экономия (экономическая  теория, экономика как наука) появилась  в период первоначального капитализма (рыночной индустриальной системы). Монетаристы, физиократы и классики рассматривали  анализируемые ими явления развивающегося буржуазного общества как естественный порядок, оставляя в большей, как, например, Д. Рикардо, или меньшей (А. Смит и  др.) степени за рамками теоретического анализа все иные отношения. О  теории переходной экономики здесь  не могло быть и речи. Переходная эпоха понималась в какой-то мере как известная случайность, от которой  была возможна дорога и вперед (Сен-Симон) и назад (Мирабо, Сисмонди).

Историческая школа позднее  стала выделять эпохи индивидуального, переходного и социального хозяйства, рассматривая переходную эпоху как  своеобразную трансформацию индивидуального  хозяйства в социальное.

Марксистская концепция переходной экономики основана на формационном подходе, исходит из неизбежности смены  капитализма социализмом. Необходимость  переходного периода, суть которого — постоянная борьба между старым частнокапиталистическим и новым  социалистическим укладом на основе развития адекватной или материально-технической  базы. Данная теория предполагала экономическую  политику государства в форме  диктатуры пролетариата, направленную на формирование и обеспечение победы социалистического уклада. Уклад  здесь рассматривался как форма  хозяйства.

Концепция «естественного» порядка  сменяется в конце XIX в. критикой капиталистической рыночной системы  хозяйствования, постановками о возможной  замене ее другим строем уже не только марксизмом, впитавшим и преобразовавшим  идеи социалистов-утопистов, но и рядом  виднейших экономистов Запада. Такие  идеи высказываются Т. Вебленом (1857—1929), В. Зомбартом, И. Шумпетером. Новые явления  в развитии капиталистической экономики  подробно показывает в своей работе «Империализм» Д. Гобсон. XX век показал  дальнейшее развитие новых тенденций, получивших выражение в концепциях постиндустриального общества.

Социализм, победивший в XX столетии в  ряде стран, входящих в мировую социалистическую систему, по общему признанию, оказался неподлинным (казарменным, квазигосударственным, «мутантным» и т.д.), завел экономики этих стран в тупик. Возникла необходимость существенных изменений в системах хозяйствования. Появляются новые концепции содержания переходной экономики: или как процесса устранения недостатков (деформаций, мутаций) социализма, или как процесса перехода от «плохого» социализма к «хорошему», или, наконец, как перехода от социализма к капитализму. При этом остается открытым вопрос — к какому капитализму: свободной конкуренции или современной рыночной экономике, характеризуемой целым рядом качественных изменений в механизме ее функционирования? Отдельные экономисты сегодня не склонны рассматривать преобразования в экономиках бывших «социалистических» стран как состояние переходной экономики, предпочитают говорить об этапе формирования рыночной экономики.

Переходная экономика (иногда называемая транзитивной) — это такая экономика, в отличие от любой «ставшей»  зрелой экономики, где важнейшее  значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление  новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное  состояние общества, когда прежняя  система социально-экономических  отношений и институтов разрушается  и реформируется, а новая только формируется. Из-j менения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно  изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся  системы.

Характер и типы переходных процессов

Конкретизация анализа переходных процессов обнаруживает, что истории  известны несколько типов переходной экономики, которые различаются  по масштабу и характеру процессов.

По масштабам переходных процессов  подразделяют локальную и глобальную переходные экономики. Локальная переходная экономика характеризует переходное состояние в каком-либо регионе  или отдельной стране. В основе ее лежит особенность развития каждой экономики под воздействием известных  факторов, вытекающая отсюда неравномерность  развития различных регионов и стран. В локальной переходной экономике  как бы воплощается единство общего и особенного в переходных процессах. Локальная переходная экономика  при классификации типов переходной экономики по масштабам является ее исходным типом.

Глобальная переходная экономика  характеризует единый процесс изменений  или в масштабах всего мирового хозяйства, или в рамках цивилизации (восточной, западной). Конечно, на развитие глобальных переходных процессов определяющее воздействие оказывают изменения  на локальных уровнях, вследствие которых  складываются и определенные глобальные тенденции. Глобальные процессы развиваются  и под действием самостоятельных (глобальных) факторов, в частности углубления общественного разделения труда, ведущего к интер-нациолизации обмена и производства.

По характеру переходных процессов  выделяют также два типа переходной экономики:

•  естественно-эволюционный; выражает естественный ход исторической эволюции;

•  реформаторско-революционный; состоит  в известном регулировании процессов  в определенном направлении на основе сознательно разработанных программ реформирования общества. Можно говорить о переходной экономике реформаторско-эволюционного  типа применительно   к   опыту   применения   программы   Л.    Эрхарда (1897—1977) в послевоенной Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели переходной экономики

 

Градуализм - это экономическая  концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и  отводит государству главную  роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для  создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и  избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. С начала 80-х  гг. Китаю удается поддерживать высокие  темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел  в десятку ведущих государств мира.

Китайское руководство придерживается прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это  возможно, и сохраняет государственный  контроль там, где считает это  необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные  условия для предпринимательства  в сочетании с дешевой рабочей  силой привлекают в Китай иностранный  капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.

В то же время тяжелая  промышленность, которую гораздо  труднее перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя  постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать.

Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что  китайскому руководству удается  совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка»  экономических механизмов обычно ведет  к сбоям в работе предприятий.

Успех преобразований в Китае  в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений  на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в  очень короткие сроки оживить  торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это  дало толчок для более крупных  предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего 

 

 «Шоковая терапия»

 «Шоковая терапия» - это  экономическая концепция, которая  считает инструментом формирования  рынка и антиинфляционной политики  одномоментную либерализацию цен,  резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного  бюджета. Она основана на идеях  монетаризма, современного варианта  либеральной рыночной теории, который  был разработан американским  ученым, лауреатом Нобелевской премии  Милтоном Фридманом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная  форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой  упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию  рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической  теории о том, что хозяйствующие  субъекты (фирмы, предприниматели) в  ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) без всякого вмешательства государства.

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства  в переходный период - поддержание  устойчивости финансовой системы, поскольку  без стабильной денежной единицы  рынок существовать не может. Поэтому  борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства  в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких  бюджетных ограничений, которые  должны сменить мягкие бюджетные  ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения  означают, что предприятия могут  тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение  денег от государства. Что касается огромных тягот для населения  от резкого удорожания жизни, то монетаристы  считают, что период высоких цен  лучше пройти быстро, чем растягивать  финансовую стабилизацию на долгие годы.

В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована  в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству  удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы  в сочетании с бурным развитием  частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

Выбор, который большинство  стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном  этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных  преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов  государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление  последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности  советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми  государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность  рыночных преобразований.

 

  1. Основные концептуальные подходы к анализу институциональных преобразований,  к формированию рыночной системы хозяйствования, реструктуризации экономики в переходной экономики в переходный период

 

 

Институциональные преобразования представляют собой создание условий  для действия рыночной системы путем  преобразования правовых институтов, рыночного типа, создания новой системы  управления народным хозяйством и т. д. Единицей институциональных преобразований является институт, вычленить общепринятое определение которого достаточно сложно (даже у одного и того же автора встречаются  разные определения этого понятия. Обобщая разные взгляды на понятие "институт", можно дать ему следующее определение. Институт – это ряд норм и правил, ограничивающих поведение экономических агентов и упорядочивающих взаимодействие между ними.

Если институт есть "правила  игры", в рамках которых осуществляется обмен и структурируется взаимодействие формирования системы новых организаций  и учреждений

между участниками обмена, то целью институциональных преобразований будет являться создание оптимальной  системы правил, контроля за их соблюдением  и защиты. Именно на основе формирования и воспроизводства четкой структуры  прав собственности и ее защиты возникает  порядок и снижается уровень  неопределенности, что делает менее  рискованным осуществление какой-либо деятельности и взаимодействие с  другими экономическими агентами. Этим обстоятельством объясняется зависимость  осуществления институциональных  преобразований и проблемы привлечения  инвестиций в реальный сектор экономики.

Направленность институциональных  преобразований и формы их реализации определяются той социально-экономической  средой, в которой они осуществляются, и результатами, которые необходимо достичь. Отсюда можно выделить два  направления развития институтов. Первое основано на преобразовании существующих рыночных и государственных структур, второе связано с формированием  новых рыночных структур на основе добровольного соглашения между  хозяйствующими субъектами. Первое направление  реформирования институтов: общество и экономика воспроизводят институты  прошлого, постепенно внося в них  изменения. Но полноценное осуществление  институциональных преобразований подразумевает единство и равноправие  двух вышеуказанных направлений. Действительно, преобразование государственной собственности "вводит" новые формы и методы ее экономической реализации и управления ею, взаимосвязи с другими формами собственности, приводя к появлению новых симбиозных форм и т. д. Тем самым осуществляется развитие второго направления институциональных преобразований.

Информация о работе Теоретические основы реформирования переходной экономики