Структура институциональных
преобразований представляет собой
систему составляющих ее элементов:
экономических, политических, правовых
и социальных. Каждый из них имеет
свои специфические черты, но в то
же время они взаимообусловлены
и взаимосвязаны между собой.
Их специфичность объясняется направленностью
на реализацию конкретных задач в
своей области. Взаимосвязь и
взаимообусловленность характеризуется
тем, что постановка и решение
каждой задачи в совокупности с другими
преследуют одну общую цель – создание
институциональных условий, способствующих
формированию рыночной среды, ориентированной
на максимальное удовлетворение потребностей
каждого субъекта рынка.
Для успеха и реализации
целей институциональных преобразований
необходима согласованная взаимосвязь
направлений институционального процесса,
что требует комплексный подход
и разработку концептуальной модели.
Каждое направление в отдельности
без взаимосвязи с другими
направлениями институциональных
преобразований неспособно стать конструктивным
фактором общественной стабилизации.
Политические институциональные
преобразования представляют собой
изменения во внутренней и внешней
политике государства. Действие политических
факторов создает определенные условия
для направлений развития государственной
собственности и рынка. Так, упор
на отраслевой подход в управлении
и распоряжении государственной
собственностью ущемляет права регионов
и ограничивает их функции, что грозит
усилением политической нестабильности
и регионального сепаратизма. Таким образом,
институциональные преобразования, движимые
соображениями индивидуальной политической
выгоды, не обязательно совпадающими с
интересами общества, не будут способствовать
их эффективному осуществлению. Это обстоятельство
имеет особое значение при реформировании
государственной собственности, что обусловлено
тесной ее связью с действием политических
факторов.
Правовое направление
институциональных преобразований
связано с принятием правовых
норм и законов, способных эффективно
действовать и тем самым создавать
условия для реализации всех элементов
и процесса в целом. При разработке
законов, касающихся государственной
собственности, необходимо учитывать
действие неформальных правил (институтов),
особенно степень зрелости рыночных
отношений и их готовность к реализации
этих законов. Таким образом, форма
реализации правового направления
институциональных преобразований
видится нам в создании и совершенствовании
формальных и неформальных правил,
предполагающих подкрепление институциональных
преобразований соответствующими механизмами,
обеспечивающими их реализацию.
Социальное направление
институциональных преобразований
в основном сводится к доверию
населения и его различных
социальных слоев, что является ключевым
фактором и непременным условием
поступательного развития общества.
Формой данного направления, на наш
взгляд, будут являться критерии социального
благополучия общества: уровень реальной
заработной платы, структура потребления,
состояние жилищной сферы, уровень
образования, защищенность прав человека,
условия труда и т. д. Отношение
людей к рыночным, государственным
институтам и механизмам управления
во многом носит привычный и долговременный
характер, основанный на историческом
опыте: "институты создают базовые структуры,
с помощью которых люди на протяжении
всей истории добились порядка и таким
образом снизили степень своей неуверенности".
Институциональные преобразования
в трансформируемых экономиках являются
объективной необходимостью. Как
показывает эволюционная теория, спонтанная
селекция институтов далеко не всегда
отбирает лучшие, оптимальные варианты.
Напротив, она может укрепить такие
институты, которые противоречат интересам
общества.
Именно институциональный
подход позволяет полнее учитывать
все составляющие системных преобразований,
их влияние на психологию, нравственность,
мораль, без чего невозможно достигнуть
сбалансированности осуществляемых трансформаций.