Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:07, контрольная работа
Экономическая система как объект государственного регулирования
Объекты и субъекты государственного регулирования
Теории государственного регулирования экономики
4. Современная рыночная
экономика (современный капитал
5. Смешанная экономика – частное производство, которое регулируется рыночным механизмом и дополняется административным регулированием и налоговой системой. Современный мир – мир смешанных экономик.
Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.
Так, американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода.
Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации – массовой ориентации на достижение личного успеха. Задача социального равенства вообще не ставится.
Японская модель
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Эта модель получила название «функциональная социализация».
Функция производства ложится на частные предприятия, функция обеспечения высокого уровня жизни, а также инфраструктуры – на государство.
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек как свободная личность, со своими интересами, сознающая свою ответственность перед обществом. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.
Южнокорейская модель имеет сходство с японской. Это относится к особенностям психологии нации (трудолюбие, ответственность), в истоках которых лежат нравственные нормы конфуцианства.
Превращение одной системы в другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Россия. Происходящие в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации.
Постсоциалистическая трансформация – исторически непродолжительный от-
резок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-
командной системы и формируется система основных рыночных институтов.
Постсоциалистические экономики следует отличать от посттоталитарных экономик (Китай и Вьетнам), где развиваются рыночные отношения в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг мелкого производства, но сохраняется господство государственной социалистической собственности в крупной промышленности.
Экономике переходного
типа свойственны некоторые
Главная негативная черта переходной экономики – отсутствие целостной, не противоречивой и когерентной институциональной системы.
Во всех странах в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и рассматриваются поэтому как закономерности. К ним относятся:
– изменение роли государства;
– макроэкономическая стабилизация;
– приватизация;
– трансформационный спад и структурные реформы;
– интеграция в мировое хозяйство.
Группы стран переходной экономики составляют:
а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);
б) Россия, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;
в) страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам).
Существуют разные концепции переходной экономики: эволюционный путь (концепция градуализма), «шоковая терапия». Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, причем источником рыночных преобразований выступает государство. Отличительная черта этого подхода – стремление государства смягчить экономические и социальные последствия реформ и избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Примерами градуалистской политики являются Венгрия и Китай. Концепция «шоковой терапии» основана на идеях монетаризма – современного варианта либеральной рыночной теории. Стержень монетаристской доктрины – борьба с инфляцией. Основным инструментом антиинфляционной политики считается одномоментная либерализация цен и резкое сокращение государственных расходов. В наиболее последовательном виде «шоковая терапия» реализована в Польше в 1990–1991 гг. Но в той или иной степени доктриной «шоковой терапии» руководствовались почти все постсоциалистические страны.
Россию начала XXI в. нельзя отнести ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика – смешанной. К особенностям российской модели переходной экономики относятся следующие: государство располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства; происходит постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов (государственных нормативных актов); финансовый капитал преобладает над промышленным; переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях (в денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню рыночных стран, а в сельском хозяйстве преобладают формы организации, свойственные административной системе); наблюдается неравномерный переход регионов к рыночной экономике; растет криминализация экономической жизни. Российская модель, основанная на сильной регулирующей роли государства, опирается на ряд долговременных
факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства.
В переходной экономике
России госрегулирование
– формирование рыночных отношений (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);
– перераспределительные
функции (корректировка
Положение государства кардинально меняется. Оно превращается в одного из участников экономического процесса, т. е. на него распространяются те же законы и правила экономического поведения, что и на частные компании. В силу исторически сложившихся норм и традиций выполнение этого требования – наиболее трудный элемент постсоциалистической трансформации.
Регуляторы национального
Объектами управляющего воздействия со стороны государства являются макроэкономические структуры, на которых держится вся экономика:
– совокупное
производство – все виды
– совокупное предложение: сумма цен товаров и услуг, которые все производители и продавцы реализуют всем покупателям;
– совокупный
спрос – сумма денег, которую
члены общества готовы
Главное условие
нормального развития макроэкон
Соблюдение этих
условий поддерживает макроэкон
В качестве регуляторов рассматриваются:
– рыночный механизм саморегулирования;
– государственное регулирование;
– смешанное регулирование.
Рыночное регулирование. Любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную гибкую систему цен. К его преимуществам относятся: эффективный механизм перераспределения ресурсов;
гибкая система, приспосабливающаяся к меняющимся условиям и потребностям;
строительство на принципах рационального поведения, возможность прогнозировать запросы потребителей. Система рыночного регулирования имеет свои недостатки: порождает монополизм, который разрушает механизм саморегуляции; формирует неравенство доходов, обостряет социальные противоречия, проблему «внешних эффектов».
Государственное
регулирование экономики в
Во всех экономических
системах государство
Смешанное регулирование характеризуется состоянием, когда частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики. Тип смешанного регулирования имеет следующие специфические черты:
– новый хозяйственный
механизм соединяет
управления, которая необходима для удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования;
– позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость, стабильность экономического роста;
– способен сбалансировать
совокупный спрос и
В разных странах имеются собственные варианты хозяйственного механизма.
Они различаются по таким показателям, как:
– сфера действия рынка и государства;
– функции регулятора;
– формы и методы
государственного управления
Информация о работе Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики