Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание

Экономическая система как объект государственного регулирования
Объекты и субъекты государственного регулирования
Теории государственного регулирования экономики

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

      4. Современная рыночная  экономика (современный капитализм) – форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка с помощью системы цен, прибыли, убытка, спроса и предложения при участии государства.

      5. Смешанная экономика  – частное производство, которое регулируется рыночным механизмом и дополняется административным регулированием и налоговой системой. Современный мир – мир смешанных экономик.

     Кроме деления экономических  систем по типам, в каждой  системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.

     Так, американская  модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода.

Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации – массовой ориентации на достижение личного успеха. Задача социального равенства вообще не ставится.

     Японская модель характеризуется  определенным отставанием уровня жизни населения (заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее курентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры контроля за имущественным расслоением. Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Активна роль государства, направленная на создание хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.

     Шведская модель отличается  сильной социальной политикой,  направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Эта модель получила название «функциональная социализация».

Функция производства ложится на частные  предприятия, функция обеспечения высокого уровня жизни, а также инфраструктуры – на государство.

     Германская модель  экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек как свободная личность, со своими интересами, сознающая свою ответственность перед обществом. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.

     Южнокорейская модель  имеет сходство с японской. Это относится к особенностям психологии нации (трудолюбие, ответственность), в истоках которых лежат нравственные нормы конфуцианства.

     Превращение одной  системы в другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Россия. Происходящие в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации.

     Постсоциалистическая  трансформация – исторически  непродолжительный от-

резок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-

командной системы и формируется  система основных рыночных институтов.

     Постсоциалистические экономики следует отличать от посттоталитарных экономик (Китай и Вьетнам), где развиваются рыночные отношения в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг мелкого производства, но сохраняется господство государственной социалистической собственности в крупной промышленности.

     Экономике переходного  типа свойственны некоторые специфические  черты. Исходная точка – кризис, последующая трансформация экономических отношений. Характерны резкое обострение социально-экономических противоречий, интенсивноеразвитие новых форм одновременно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Например, быстрый рост частного сектора в наше время сопровождается трансформацией госпредприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

     Главная негативная  черта переходной экономики – отсутствие целостной, не противоречивой и когерентной институциональной системы.

     Во всех странах  в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и рассматриваются поэтому как закономерности. К ним относятся:

     – изменение роли  государства;

     – макроэкономическая  стабилизация;

     – приватизация;

     – трансформационный  спад и структурные реформы;

     – интеграция в  мировое хозяйство.

     Группы стран переходной экономики составляют:

     а) Польша, Венгрия,  Чехия, Словакия, Словения, страны  Балтии (с наибольшими темпами продвижения);

     б) Россия, страны  СНГ, Болгария, Румыния, Албания,  Монголия;

     в) страны Восточной  Азии (Китай, Вьетнам).

     Существуют разные концепции переходной экономики: эволюционный путь (концепция градуализма), «шоковая терапия». Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, причем источником рыночных преобразований выступает государство. Отличительная черта этого подхода – стремление государства смягчить экономические и социальные последствия реформ и избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Примерами градуалистской политики являются Венгрия и Китай. Концепция «шоковой терапии» основана на идеях монетаризма – современного варианта либеральной рыночной теории. Стержень монетаристской доктрины – борьба с инфляцией. Основным инструментом антиинфляционной политики считается одномоментная либерализация цен и резкое сокращение государственных расходов. В наиболее последовательном виде «шоковая терапия» реализована в Польше в 1990–1991 гг. Но в той или иной степени доктриной «шоковой терапии» руководствовались почти все постсоциалистические страны.

     Россию начала XXI в.  нельзя отнести ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика – смешанной. К особенностям российской модели переходной экономики относятся следующие: государство располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства; происходит постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов (государственных нормативных актов); финансовый капитал преобладает над промышленным; переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях (в денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню рыночных стран, а в сельском хозяйстве преобладают формы организации, свойственные административной системе); наблюдается неравномерный переход регионов к рыночной экономике; растет криминализация экономической жизни. Российская модель, основанная на сильной регулирующей роли государства, опирается на ряд долговременных

факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства.

     В переходной экономике  России госрегулирование заключается  в выполнении двух групп функций:

     – формирование рыночных  отношений (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);

     – перераспределительные  функции (корректировка несовершенства  рыночных отношений при распределении материальных, финансовых ресурсов, доходов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста).

     Положение государства  кардинально меняется. Оно превращается  в одного из участников экономического процесса, т. е. на него распространяются те же законы и правила экономического поведения, что и на частные компании. В силу исторически сложившихся норм и традиций выполнение этого требования – наиболее трудный элемент постсоциалистической трансформации.

 

 

                       Регуляторы национального хозяйства

 

      Объектами управляющего воздействия со стороны государства являются макроэкономические структуры, на которых держится вся экономика:

      – совокупное  производство – все виды хозяйства  нации, выпускающие товары и услуги;

      – совокупное  предложение: сумма цен товаров и услуг, которые все производители и продавцы реализуют всем покупателям;

      – совокупный  спрос – сумма денег, которую  члены общества готовы заплатить за все приобретаемые товары и услуги.

      Главное условие  нормального развития макроэкономики – такое состояние национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь совокупный покупательский спрос, что возможно лишь при соблюдении народнохозяйственной пропорциональности. Объективный экономический закон пропорционального развития экономики требует постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин производства, предложения и спроса.

      Соблюдение этих  условий поддерживает макроэкономический регулятор – общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства, или хозяйственный механизм.

      В качестве регуляторов  рассматриваются:

      – рыночный механизм  саморегулирования;

      – государственное  регулирование;

      – смешанное регулирование.

      Рыночное регулирование.  Любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную гибкую систему цен. К его преимуществам относятся: эффективный механизм перераспределения ресурсов;

гибкая система, приспосабливающаяся  к меняющимся условиям и потребностям;

строительство на принципах рационального поведения, возможность прогнозировать запросы потребителей. Система рыночного регулирования имеет свои недостатки: порождает монополизм, который разрушает механизм саморегуляции; формирует неравенство доходов, обостряет социальные противоречия, проблему «внешних эффектов».

      Государственное  регулирование экономики в условиях  рыночного хозяйства – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социальноэкономической системы к изменяющимся условиям.

      Во всех экономических  системах государство регулирует  экономику. Причем его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда. Государство решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

     Смешанное регулирование  характеризуется состоянием, когда частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики. Тип смешанного регулирования имеет следующие специфические черты:

     – новый хозяйственный  механизм соединяет устойчивость  государственного

управления, которая необходима для  удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования;

     – позволяет оптимально  сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость, стабильность экономического роста;

     – способен сбалансировать  совокупный спрос и предложение.

     В разных странах  имеются собственные варианты  хозяйственного механизма.

Они различаются по таким показателям, как:

     – сфера действия  рынка и государства;

     – функции регулятора;

     – формы и методы  государственного управления хозяйством.

Информация о работе Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики