Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:07, контрольная работа
Экономическая система как объект государственного регулирования
Объекты и субъекты государственного регулирования
Теории государственного регулирования экономики
Существует множество
вариантов смешанного типа
– с минимальным участием государства;
– с максимально
допустимым участием
В первой модели преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. При этом государство выполняет в первую очередь минимально необходимые функции, а именно:
– обеспечение рынка деньгами;
– регулирование внешних эффектов;
– управление нерыночным сектором хозяйства.
Такое положение свойственно экономике США, где до 4/5 ВНП обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.
Модель с максимально
допустимым государственным
– создание условий
для эффективного
– стабилизация экономического развития;
– регулирование социальных отношений.
Направления и
интенсивность
В странах мира может наблюдаться различная степень влияния государства на экономические процессы. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе от особенностей исторического развития. В наиболее общем виде можно выделить два принципиально отличающихся идеологических подхода к участию государства в управлении экономикой: индивидуалистический и коммунитарный. В реальной практике обычно используется их комбинация с преобладанием того или другого.
Роль государства
в обществе с коммунитарной
идеологией состоит в
исполнительные органы оказываются важнее законодательных – именно они «командуют» бизнесом.
В современном мире в странах с развитой рыночной экономикой сложились различные модели государственного регулирования, а именно:
– в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольшом объеме государственной собственности;
– для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры;
– в Японии
при относительно небольшой
Практически в каждой стране существуют свои особенности регулирования и контроля. Но несомненна общая для всех тенденция: степень государственного влияния во всем мире существенно возросла.
Многие глобальные проблемы современного общества не могут быть решены без государственного участия. К этим проблемам относится развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в важнейший источник экономического роста. Государство во всех случаях продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя.
2.1. Объекты, субъекты
принципы и цели
Государственное регулирование экономики обращено на всю систему народного хозяйства и поэтому носит системный характер. Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство. Указанная системная целостность регулирования заключена в поддержании определенных (упорядоченных), соответствующих интересам общества, экономических отношений.
Основными субъектами государственного регулирования экономики (или государственной экономической политики) являются совокупность носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носителями экономических интересов являются социально-профессиональные, демографические, территориальные группы населения, которые отличаются уровнем и структурой своих интересов. Так, экономические интересы молодых семейных пар отличаются от интересов пенсионеров и др. Особенностью реализации интересов их носителей состоит в необходимости адекватных организационно-политических форм их выражения.
Выразители экономических
Развитость субъектов
Исполнители экономических интересов в классическом виде представлены тремя ветвями органов власти: законодательной, исполнительной, судебной, которые действуют в соответствии с организационно-политическим устройством государства. В Российской федерации исполнители экономических интересов действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровне. На всех уровнях функционирования власти действуют также общественные и иные консультативные органы, например, общественные палаты при разных ветвях власти. На принятие решений в области экономической политики косвенное влияние оказывают средства массовой информации, экспертные советы (например, при определении уровня тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства) и другие субъекты социально-экономической жизни. Различные способы общественного действа (сайты и блоги, заявления, публикации, демонстрации, забастовки, обращения в суды, в том числе в международные судебно-правовые организации) способны оказать влияние на принятие решений по тем или иным интересам.
Автономность носителей, выразителей
и исполнителей экономических интересов
предопределяет меру их взаимного влияния.
Эффективность влияния со стороны
носителей экономических
Объекты государственного регулирования
экономики - условия и явления
экономической жизни общества в
социально-экономических
Цели государственного регулирования экономики (ГРЭ) являются одновременно функцией актуальности экономических проблем и располагаемых ресурсов для их решения. В качестве значимых целей ГРЭ следует рассматривать:
- благосостояние общества, экономическую и социальную стабильность;
- преобразование структуры
- преодоление экономических,
- снижение имущественного
- создание благоприятной атмосфе
- достижение естественного
- повышение роли среднего и
малого бизнеса в
- формирование человеческого
- решение проблем
- создание условий экономически
безопасного проживания
Система отраслей народного хозяйства,
размещения в совокупности регионов
страны, а также социально-
- структура народного хозяйства по отраслям, регионам, воспроизводству;
- занятость, трудовые отношения и социальная защита населения;
- инвестиции и подготовка
- социальная сфера и уровень жизни;
- инфляционные явления;
- платежный баланс и внешне экономическая деятельность;
- состояние решения
- структура собственности.
В системе ГРЭ активная, преобразующая
роль принадлежит субъектам
Вместе с тем носители экономических интересов могут воздействовать на государственную экономическую политику через политические партии, профсоюзы, союзы предпренимате6лей, которые являются выразителями экономических интересов. Такие субъекты ГРЭ как законодательные, исполнительные и судебные органы выступают исполнителями интересов социальных, профессиональных, экономических групп общества. В Российской Федерации экономических интересов различных общественных групп являются: Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Конституционный Суд и соответствующие региональные органы власти.
По данным Министерства юстиции РФ в 2005 г. в стране официально зарегистрировано 38 политических партий, что в 10 меньше чем в США.[2] Формирование целей и использование средств ГРЭ зависит также от государственных политических и международных организаций: МВФ, ВТО, Всемирный банк и др.
Цели государственного регулирования
достигаются и имеют
Государственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка.
Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.
Содержание государственного регулирования
экономики определено целями, стоящими
перед государством, а также средствами
и инструментами, которые имеет государство
в экономической политике. Государственное
регулирование экономики в себя включает:
• информационная поддержка участников
рынка, в т.ч. информирование о состоянии
государственной экономики и ее перспективах
развития;
• обоснование важнейших моментов экономической
политики, проводимой государственными
органами власти;
• выполнение мероприятий развития государственного
сектора экономики — важнейшего инструмента
воздействия государства на экономику
страны.
Для понимания роли государственного
регулирования экономики в
Информация о работе Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики