Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание

Экономическая система как объект государственного регулирования
Объекты и субъекты государственного регулирования
Теории государственного регулирования экономики

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

     Существует множество  вариантов смешанного типа регуляторов.  Из них можно выделить две модели, демонстрирующие практические пределы развития смешанной системы управления экономикой:

     – с минимальным  участием государства;

     – с максимально  допустимым участием государства  при сохранении рынка.

     В первой модели  преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. При этом государство выполняет в первую очередь минимально необходимые функции, а именно:

     – обеспечение рынка  деньгами;

     – регулирование  внешних эффектов;

     – управление нерыночным  сектором хозяйства.

     Такое положение свойственно  экономике США, где до 4/5 ВНП  обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

     Модель с максимально  допустимым государственным регулированием  основана на значительном (до 40% ВНП) развитии госсектора. Подобное состояние наблюдается в Швеции, Австрии, Германии, Японии. В таком случае государство осуществляет следующие функции:

     – создание условий  для эффективного хозяйствования;

     – стабилизация экономического развития;

     – регулирование  социальных отношений.

      Направления и  интенсивность государственного  регулирования экономики

 

      В странах мира  может наблюдаться различная  степень влияния государства  на экономические процессы. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе от особенностей исторического развития. В наиболее общем виде можно выделить два принципиально отличающихся идеологических подхода к участию государства в управлении экономикой: индивидуалистический и коммунитарный. В реальной практике обычно используется их комбинация с преобладанием того или другого.

      Роль государства  в обществе с коммунитарной  идеологией состоит в определении потребностей сообщества в кратко- и долгосрочной перспективе, их планомерном удовлетворении, обеспечении следования страной намеченным курсом, иногда – принудительно и даже с использованием всей политической мощи государства. Помимотого, в коммунитарном государстве (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Швеция) правительство планирует и определяет общий курс развития экономической жизни, т. е.

исполнительные органы оказываются  важнее законодательных – именно они «командуют» бизнесом.

      В современном  мире в странах с развитой  рыночной экономикой сложились различные модели государственного регулирования, а именно:

      – в США преобладают  налогово-бюджетные методы при небольшом объеме государственной собственности;

      – для Западной  Европы характерно сочетание  высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры;

      – в Японии  при относительно небольшой доле  бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

      Практически в  каждой стране существуют свои  особенности регулирования и контроля. Но несомненна общая для всех тенденция: степень государственного влияния во всем мире существенно возросла.

      Многие глобальные проблемы современного общества не могут быть решены без государственного участия. К этим проблемам относится развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в важнейший источник экономического роста. Государство во всех случаях продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя.

  

2.1. Объекты, субъекты  принципы и цели государственного  регулирования

Государственное регулирование экономики обращено на всю систему народного хозяйства и поэтому носит системный характер. Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство. Указанная системная целостность регулирования заключена в поддержании определенных (упорядоченных), соответствующих интересам общества, экономических отношений.

Основными субъектами государственного регулирования экономики (или государственной экономической политики) являются совокупность носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носителями экономических интересов являются социально-профессиональные, демографические, территориальные группы населения, которые отличаются уровнем и структурой своих интересов. Так, экономические интересы молодых семейных пар отличаются от интересов пенсионеров и др. Особенностью реализации интересов их носителей состоит в необходимости адекватных организационно-политических форм их выражения.

Выразители экономических интересов - это профессиональны союзы, политические партии, союзы промышленников и предпринимателей, комитеты защиты прав потребителей, творческие союзы (союз композиторов, художников, журналистов, писателей и др.), религиозные организации, независимые организации граждан по различным интересам. Способ выражения интересов субъектов экономической жизни общества меняется вместе с трансформацией общественной жизни и зачастую из-за ее неразвитости носит непоследовательный характер, зависит от субъективных устремлений исполнителей интересов. Из истории России известно, что стремление Ивана IY заменить наместников выборными посадских и крестьянских миров, то есть ввести самоуправление, не встретило поддержки со стороны многих миров из-за их неразвитости[1]. Напротив, в XXI веке спустя почти 500 лет под предлогом незрелости носителей своих интересов вместо прямых выборов исполнителей интересов (главы субъектов федерации) вводится режим утверждения назначенцев.

Развитость субъектов экономических  интересов проявляется в разнообразии форм их выразителей и исполнителей. Это происходит в частности на основе расщепления функций исполнителей интересов. Так, в странах с давними демократическими традициями (Германия, Швейцария) наряду с исполнителями экономических интересов в лице государственных органов управления существуют самостоятельные публично-правовые институты, которые ведают вопросами страхования, развития больничных касс, общественного транспорта и др.

Исполнители экономических интересов  в классическом виде представлены тремя  ветвями органов власти: законодательной, исполнительной, судебной, которые  действуют в соответствии с организационно-политическим устройством государства. В Российской федерации исполнители экономических интересов действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровне. На всех уровнях функционирования власти действуют также общественные и иные консультативные органы, например, общественные палаты при разных ветвях власти. На принятие решений в области экономической политики косвенное влияние оказывают средства массовой информации, экспертные советы (например, при определении уровня тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства) и другие субъекты социально-экономической жизни. Различные способы общественного действа (сайты и блоги, заявления, публикации, демонстрации, забастовки, обращения в суды, в том числе в международные судебно-правовые организации) способны оказать влияние на принятие решений по тем или иным интересам.

Автономность носителей, выразителей  и исполнителей экономических интересов  предопределяет меру их взаимного влияния. Эффективность влияния со стороны  носителей экономических интересов  на исполнителей этих интересов зависит от степени расхождения с интересами властных структур общества. Поскольку расхождения в объеме и составе интересов власти и основных носителей всегда существуют, а широкое распространение криминала и коррупции усиливает эти расхождения, то полагаться на высокую эффективность такого влияния не приходится.

Объекты государственного регулирования  экономики - условия и явления  экономической жизни общества в  социально-экономических группах  населения, на отдельных территориях, в отраслях и видах экономической деятельности. Экономические проблемы, возникающие в звеньях экономической системы и не разрешаемые автоматически механизмом рынка, могут быть разделены на проблемы микроэкономики, то есть домохозяйств и проблемы макроэкономики, то есть экономической системы в целом. Но между ними не существует непроницаемая стена, например, фирма или домохозяйство не в состоянии брать кредит под высокий процент, а в масштабе народного хозяйства из-за указанных неприемлемых условий останавливается градообразующее предприятие со всеми вытекающими последствиями в виде безработицы, падения уровня жизни, обострения социальной и криминальной обстановки и т.д.

Цели государственного регулирования  экономики (ГРЭ) являются одновременно функцией актуальности экономических проблем и располагаемых ресурсов для их решения. В качестве значимых целей ГРЭ следует рассматривать:

- благосостояние общества, экономическую  и социальную стабильность;

- преобразование структуры народного  хозяйства и выход, но «новые  технологические рубежи»;

- преодоление экономических, социальных  и региональных диспропорций, задающих  новые траектории развития;

- снижение имущественного неравенства  до границ различия в эффективности  производства отраслей, территорий, профессий;

- создание благоприятной атмосферы для инвестиционного процесса как условия экономического роста;

- достижение естественного уровня  безработицы;

- повышение роли среднего и  малого бизнеса в экономическом  развитии, и укреплении существующего  строя;

- формирование человеческого потенциала;

- решение проблем демографического  характера через удовлетворения  потребностей в жилье;

- создание условий экономически  безопасного проживания населения.

Система отраслей народного хозяйства, размещения в совокупности регионов страны, а также социально-экономические процессы, протекающие на микро- и макро уровне экономике составляет объект государственного регулирования. К числу основных объектов ГРЭ относятся:

- структура народного хозяйства  по отраслям, регионам, воспроизводству;

- занятость, трудовые отношения и социальная защита населения;

- инвестиции и подготовка кадров, НИОКР;

- социальная сфера и уровень  жизни;

- инфляционные явления;

- платежный баланс и внешне  экономическая деятельность;

- состояние решения экологических  проблем;

- структура собственности.

В системе ГРЭ активная, преобразующая  роль принадлежит субъектам государственного регулирования. Все субъекты экономической  политики от отдельного домохозяйства  до международного валютного фонда  являются носителями, выразителями и  исполнителями их экономических интересов. Различные социальные группы как субъекты ГРЭ отличаются друг от друга по видам деятельности, доходам, месту проживания, статусу и др., представители социальных групп вступают в различные общественные отношения с государственными учреждениями, проводящими экономическую и социальную политику.

Вместе с тем носители экономических  интересов могут воздействовать на государственную экономическую  политику через политические партии, профсоюзы, союзы предпренимате6лей, которые являются выразителями экономических интересов. Такие субъекты ГРЭ как законодательные, исполнительные и судебные органы выступают исполнителями интересов социальных, профессиональных, экономических групп общества. В Российской Федерации экономических интересов различных общественных групп являются: Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Конституционный Суд и соответствующие региональные органы власти.

По данным Министерства юстиции  РФ в 2005 г. в стране официально зарегистрировано 38 политических партий, что в 10 меньше чем в США.[2] Формирование целей и использование средств ГРЭ зависит также от государственных политических и международных организаций: МВФ, ВТО, Всемирный банк и др.

Цели государственного регулирования  достигаются и имеют определенную упорядоченность, так как ресурсы  регулирования ограничены. Можно  предположить, что разнообразие целей  не должно превосходить разнообразия ресурсов регулирования. Независимо от используемых форм регулирования прямых или косвенных те и другие оказывают противоречивое воздействие на объект регулирования. Так, законодательное повышение минимальной оплаты труда способствует сокращению числа рабочих мест. Используемые формы регулирования обладают различными эффектами: пролонгации, мультипликации и др.

Государственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка.

Государственное регулирование экономики  воздействует на три взаимосвязанных  части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.

Содержание государственного регулирования  экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:  
• информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;  
• обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;  
• выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики — важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.

Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие  понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.

Информация о работе Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики