Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта Р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематике курсовой работы, сопоставительный анализ данных, системный и статистический анализ, и ряд других.

Предмет курсовой работы - это исследование сущности, структуры и технологии прогнозирования и программирования социально-экономического развития на региональном уровне, а также механизмы индикативного управления экономикой Пензенской области.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ…………………………………………………………………

1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования
1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития
Заключение
Список использованных источников информации

Работа состоит из  1 файл

региональная экономика.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ…………………………………………………………………

1.1 Понятие, виды  и организация системы прогнозирования  социально-экономического развития региона.

1.2 Технология  прогнозирования регионального  развития: опыт разработки и использования

1.3 Понятие, задачи  и структура региональных программ  социально-экономического развития

Заключение

Список использованных источников информации

Введение

Проведение в  стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы  стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

Обострение проблем  регионального развития России связано  с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности  социально-экономического положения  регионов, потребностью освоения природных  ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д.

Поэтому в современных  условиях большое значение придается  актуальности изучения и использования  новых, эффективных методов воздействия  на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования  и программирования регионального  социально-экономического развития.

К основным задачам  исследования можно отнести:

определение теоретических  основ организации системы прогнозирования  и программирования социально-экономического развития региона;

рассмотрение  технологии прогнозирования регионального  развития;

анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области;

характеристика  показателей индикативного управления экономикой Пензенской области.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематике курсовой работы, сопоставительный анализ данных, системный и статистический анализ, и ряд других.

Предмет курсовой работы - это исследование сущности, структуры и технологии прогнозирования  и программирования социально-экономического развития на региональном уровне, а также механизмы индикативного управления экономикой Пензенской области.

Объектом выступают  территориальная социально-экономическая  система, функционирующая на уровне субъекта РФ, население региона, а  также отдельные производственные комплексы и отрасли.

При написании  курсовой работы была использована нормативно-правовая, научная и периодическая литература. Был проведен анализ различных точек  зрения по проблематике данной курсовой работы. Так, например, Житкова Е.Л., Митрофанова И.В. в своих работах рассматривают и анализируют социально-экономическое прогнозирование и программирование региона.

Глава 1 Теоретико-методологические основы организации  системы прогнозирования  и программирования социально-экономического развития субъекта РФ

1.1 Понятие, виды  и организация  системы прогнозирования  социально-экономического  развития региона

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов  РФ является разработка научно-обоснованного  прогноза, стратегии и программы  социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Под прогнозированием социально-экономического развития (далее СЭР) региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач СЭР, выработки соответствующей региональной политики [8, 230].

В настоящее  время прогнозирование СЭР субъекта Федерации включает:

разработку вариантов  СЭР региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;

предоставление  материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;

уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.

Прогноз СЭР  является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного СЭР территории. Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

С целью разработки прогнозов СЭР проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям [4, 57]:

· демографическая  ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);

· природная  среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);

· социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);

· региональные финансы (состояние бюджета, налоговый  потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);

· уровень жизни  населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская  корзина);

· производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);

· экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

В теории прогнозирования  существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Однако наиболее подходящей к социально-экономическим  прогнозам будет являться классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точки зрения этого критерия прогнозы СЭР делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные [5, 378].

Долгосрочные  прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов СЭР региона, а также концепции и программ СЭР. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства. Данные прогнозов СЭР региона на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

Среднесрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население). Данные прогнозов СЭР региона на среднесрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

Краткосрочные прогнозы СЭР разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой  составления проекта регионального  бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население. Данные прогнозов СЭР региона на краткосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

В Пензенской области  руководство прогнозированием СЭР  осуществляется Правительством области. Именно Правительство в лице своих  структурных подразделений составляет прогнозы СЭР региона, а затем  вносит их на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области, где они проходят утверждение. Исполнение прогнозов также возложено на высший исполнительный орган власти Пензенской области.

Организационная система регионального прогнозирования  включает различных участников в лице министерств, управлений, научных учреждений и т. д. Основными участниками этой системы являются Министерство финансов Пензенской области, Управление экономики Пензенской области и Управление инвестиционного развития и туризма Пензенской области. Центральное место в этой системе отводится Управлению экономики Пензенской области, которое в целом разрабатывает комплексную социально-экономическую политику в регионе, а также занимается прогнозированием макроэкономической ситуации в регионе, основных показателей уровня жизни населения, рынка труда и др.

В прогнозировании  и планировании по своим направлениям деятельности участвуют другие органы исполнительной власти Пензенской области. Так, Министерство финансов Пензенской области разрабатывает и исполняет региональный бюджет на три года; реализует на территории региона финансовую и денежно-кредитную политику. Управление инвестиционного развития и туризма Пензенской области дает оценку инвестиционной привлекательности региона, разрабатывает инвестиционные и инновационные проекты, а также реализует инвестиционную политику на территории Пензенской области.

Всей необходимой  информацией различные органы власти Пензенской области обеспечивает Пензенский комитет статистики, который создает  информационный массив для разработки прогнозов СЭР региона. Он также занимается статистическим мониторингом итогов СЭР региона, что позволяет оценивать качество прогнозов состоявшимися событиями.

Кроме того, в  организационную структуру регионального  прогнозирования входят различные научно-исследовательские учреждения и организации.

1.2 Технология прогнозирования  регионального социально-экономического  развития субъекта  РФ

Анализ практического  опыта администраций субъектов  Федерации показывает, что при  прогнозировании регионального развития большинство органов управления в регионах используют традиционные методики, основанные на трех подходах.

Трендовый подход. В его основе лежит метод экстраполяции  данных, то есть прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение  динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Метод экстраполяции эффективен для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво. В долгосрочной же перспективе результаты прогнозирования с применением этого подхода оказываются противоречивыми. Это порождает необходимость их согласования, что выполняется чаще всего только по отношению к верхнему уровню показателей путем более или менее механической подгонки. Поскольку показатели других уровней остаются при этом без изменения, то противоречивость не устраняется, а как бы «ретушируется». И что хуже всего, любое изменение в сценарии прогнозирования неизбежно ведет к повторению этой трудоемкой и неформализованной процедуры.

2. Составление  общего списка прогнозируемых параметров, выписывание отношений и причинно-следственных связей между ними. Для реализации этого подхода на практике необходимо ввести субъекты региона как действующих агентов и сформировать их стратегию поведения на региональном рынке. Задав сценарно траектории экзогенных параметров полученной модели, можно рассчитать эволюцию эндогенных параметров путем воспроизведения установленных причинно-следственных связей. Главное преимущество такого подхода к прогнозированию состоит в том, что основное внимание уделяется не анализу трендов основных показателей, характеризующих состояние региона, а оценке параметров стратегий поведения его субъектов, приведших к этому состоянию. Еще один важный аргумент - априорная сбалансированность получаемого прогноза в отличие от трендового прогнозирования по отдельным показателям или их группам.

Информация о работе Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта Р