Теория цены и стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание

Для понимания роли и значения Альфреда Маршалла необходимо вспомнить обстановку, в которой находилась буржуазная экономическая мысль в конце XIX века. К тому времени уже сложилось три ведущих направления буржуазной теории стоимости: с одной стороны, два варианта теории "факторов производства" - теория производительности этих факторов и теория их жертв, с другой стороны, теория предельной полезности.
Представители этих трех направлений тратили много усилий во взаимной полемике, пытаясь доказать "преимущества" своих теорий стоимости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕСТО А.МАРШАЛЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ 5
1.1 Экономические взгляды А.Маршалла 5
1.2 Суть нового подхода и новых идей Альфреда Маршалла по сравнению с его предшественниками 12
2. ТЕОРИЯ ЦЕНЫ И СТОИМОСТИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Работа состоит из  1 файл

маршалл.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

     Когда спрос и предложение пребывают  в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

     Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки; мы увидим, что характерной чертой устойчивых равновесий является то, что при них цена спроса превышает цену предложения на величину, несколько меньшую, чем величина равновесного количества, и наоборот. Ведь когда цена спроса выше цены предложения, количество производимого товара имеет тенденцию возрастать. Поэтому, когда цена спроса превышает цену предложения на количество, лишь немногим меньшее, чем равновесное количество, тогда при временном сокращении масштабов производства несколько ниже равновесного количества продукции возникнет тенденция к возвращению к равновесному его уровню, а в результате равновесие сохраняет устойчивость против отклонений в эту сторону. Если цена спроса больше цены предложения на такое количество товара, которое чуть меньше равновесного, она наверняка окажется ниже цены предложения на чуть большее количество товара, а поэтому, если объем производства несколько превышает его равновесное состояние, он будет стремиться вернуться в прежнее положение, равновесие окажется устойчивым против отклонений также и в этом направлении.

     Когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого равновесия, то в случае, если что-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния, немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение, точно так же как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение. Движение объема производства относительно своей точки равновесия будет носить примерно такой же характер. Чтобы представить равновесие спроса и предложения геометрически, можно вывести кривые спроса и предложения, как это сделано на рис. 2.3. Если OR представляет здесь фактический уровень производства, a Rd цену спроса, которая выше цены предложения Rs, производство оказывается исключительно прибыльным и будет возрастать. R - индекс объема, как мы бы его назвали, будет сдвигаться вправо. С другой стороны, если Rd ниже Rs, то R будет отклоняться влево. Если же Rd равно Rs, т. е. если R занимает вертикальное положение под точкой пересечения кривых, спрос и предложение находятся в состоянии равновесия.

Рисунок 2.3 Равновесие на рынке

     Приведенный здесь график может быть принят в  качестве примера типичного устойчивого равновесия для товара, подчиняющегося закону убывающей отдачи. Однако если бы мы превратили SS 'в прямую горизонталь, нам пришлось бы иметь дело с "постоянной отдачей", при которой цена предложения одинакова для всех количеств товара. А если бы мы придали SS' негативное склонение, но менее крутое, чем DD' (необходимость этого условия станет ясна в дальнейшем), нам пришлось бы рассматривать пример с устойчивым равновесием для товара, подчиняющегося закону возрастающей отдачи. В любом случае ход приведенного рассуждения остается абсолютно неизменным, но последний пример порождает трудности, анализ которых мы решили отложить до более поздней стадии исследования.]

     Поскольку главным фактором, который влияет на изменение товаров на рынке, является изменение издержек фирмы, то необходимо рассмотреть далее изменение издержек фирмы в краткосрочном периоде.

     В краткосрочный период некоторые  факторы производства остаются неизменными, хотя остальные могут изменяться для того, чтобы увеличить выпуск продукции. Чтобы понять, какие издержки существуют и каких, в зависимости от них изменяется предложение, нужно понять, какие есть издержки производства.

     Общие издержки (ТС) на производство какого-либо товара состоят из двух компонентов: постоянных (FC), которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции, и переменных (VC), которые меняются вместе с объемом выпуска продукции. Постоянные издержки могут включать расходы по содержанию завода, страховке и, возможно, по привлечению минимального количества работающих.  Эти расходы останутся одинаковыми независимо от того, сколько производит фирма. Переменные издержки включают расходы на заработную плату и сырье – они растут по мере роста выпуска продукции. 

Рисунок 2.4 Издержки производства в краткосрочном периоде    

     Постоянные  издержки могут контролироваться на долговременном этапе, но они не меняются при изменении выпуска продукции  в короткие промежутки времени (эти  издержки оплачиваются даже тогда, когда  продукция вообще не выпускается). Постоянные издержки являются, следовательно, неотъемлемой частью процесса принятия управленческих решений.

     Чтобы решить, сколько выпускать продукции, руководителям фирм необходимо знать, как возрастут переменные издержки с изменением выпуска продукции. Для этого необходимо разработать некоторые дополнительные критерии измерения издержек.

     На  рисунке 2.4 показаны кривая переменных затрат, кривая постоянных затрат и кривая общих затрат. Кривая переменных затрат сначала возрастает быстро, потом ее рост замедляется. Это замедление объясняется эффектом экономии от масштаба производства.

     Предельные, или маржинальные, издержки (МС). Предельные издержки (иногда их называют приростными) представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции. Так как постоянные издержки не меняются с изменением объема выпуска продукции фирмы, предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, мы можем записать предельные издержки как

МС = DVC/DQ.

     Предельные  издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.

     Средние издержки (АС). Средние издержки являются издержками на единицу выпуска продукции. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные, средние переменные и средние валовые издержки. Средние постоянные издержки (AFC) представляют собой постоянные издержки, деленные на объем выпуска продукции (FC/Q). Так как постоянные издержки не изменяются, средние постоянные издержки снижаются по мере увеличения объема выпуска продукции.

     Средние переменные издержки (AVC) представляют собой переменные издержки, деленные на объем выпуска продукции  (VC/Q). Наконец, средние общие издержки (АТС) представляют собой общие издержки, деленные на объем выпуска продукции (TC/Q). В целом средние валовые издержки представляют собой издержки производства единицы продукции. Сравнивая средние общие издержки с ценой продукта, мы можем определить, прибыльно ли производство.[7]

     В долгосрочном периоде времени все  затраты являются переменными и  соответственно у фирмы есть возможность добиться наилучших комбинаций ресурсов, это значит, что:

  1. Затраты в длительном периоде меньше, чем в краткосрочном;
  2. Кривые  затрат длительного периода располагаются ниже кривых затрат краткосрочного периода.

     Существует  взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными затратами, т.е. формирование долгосрочных затрат формируется под воздействием краткосрочных затрат. Это наглядно можно увидеть на графике 2.5

Рисунок 2.5 Издержки производства в краткосрочном  периоде    

     Длительный  период на графике разделен на несколько  краткосрочных периодов. При чем рисунок можно разделить на 3 части: первая, когда идет возрастающий эффект отдач от масштаба, второй – постоянная отдача от масштаба, а на третьем участке мы видим убывающую отдачу от масштаба. Т.е. это говорит о том, что чем больше какая-либо фирма наращивает выпуск продукции, тем больше становятся ее затраты со временем.

     Это объяснимо двумя способами: во-первых, возникают трудности в управлении очень крупным производством, во-вторых, сказывается действие закона убывающей предельной производительности факторов производства. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Время представляет «одно из главных препятствий, встречающихся на пути экономических исследований, а то, что является коротким периодом для одной проблемы, оказывается долгим периодом для другой» [8, с. 254].

      Введение  в анализ фактора времени позволило  Маршаллу интегрировать в своем анализе равновесия факторы спроса с факторами издержек.

      Различие  между «рыночным днем», в котором  предложение стабильно, «краткосрочным периодом», в течение которого предложение может изменяться, а возможности производства постоянны и «долгосрочным периодом», в течении которого возможности производства меняются, дает анализу Маршалла временное измерение, которое было названо «операционным временем».

     Спрос и предложение являются тесно  связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

     Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

     Надо  также отметить, что спрос выступает  одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

      Анализ  А.Маршалла одновременно и статичен, и динамичен. Одни силы осуществляют движение, другие, будучи изменяемыми, рассматриваются как временно неизменные.

      Представители австрийской школы отрицали роль издержек в формировании цены, ограничиваясь объяснением ценности со стороны спроса (полезности). Маршалл преодолел эту односторонность, указав, что факторы, действующие со стороны предложения (издержек), играют столь же важную роль, но эта роль зависит от длительности рассматриваемого периода: чем он короче, тем больше влияние спроса, чем он длиннее, тем больше влияние издержек производства. Это объясняется тем, что «влияние изменений в издержках производства требует для своего проявления, как правило, больше времени, чем влияние изменений в спросе». 

Информация о работе Теория цены и стоимости