Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава1.Теория человеческого капитала:исторический аспект и развитие современной концепции:1.1.Методологические основы теории человеческого капитала…………..................................................................................................3-8
1.2.Особенности процессов формирования и накопления человеческого
капитала………………………………………………………………………….8-13
Глава2. Характеристика человеческого капитала2.1Качественные и количественные характеристики человеческого капитала…………………………………………………………………………14-15
2.2 Обзор дискуссии среди экономистов Х1Х-ХХ веков по теоретическим подходам к анализу человеческого капитала………………………………….16-19
2.3 Концепция человеческого капитала в новой экономике………………….19-22
Глава3. Способы оценки человеческого капитала…………………………….23-33
Заключение……………………………………………………………………….33-34
Список использованной литературы……………………………………………35-36
Таким образом, человеческий капитал как
фундаментальная экономическая категория современности
отражает глубинные изменения в
1.2 Особенности формирования и накопления человеческого капитала
Теория человеческого капитала опирается на принцип сходства между процессами формирования вещественного и человеческого капитала. Тем не менее для термина «капитал» характерна многозначность. Многие исследователи обращали внимание на существенные особенности человеческого капитала и его отличия от вещественного. Так В.П. Щетинин отмечает: «В категории человеческого капитала необходимо видеть то, что присуще капиталу в целом, а также специфические свойства, характерные именно для человеческого капитала» . Сходство между названными видами капитала заключается в следующем: являясь основными факторами общественного производства и взаимодействуя в процессе эффективной реализации, они способны обеспечивать прибыль их владельцам; формирование и накопление данных видов капитала осуществляется за счет инвестирования средств, что позволяет обеспечить длительный экономический эффект; существует временной лаг между инвестированием средств и получением выгод от них; и один и другой капитал могут накапливаться и выступать в форме запаса; оба вида капитала имеют денежную оценку, что позволяет разрешить сложную проблему соизмеримости; тот и другой подвержены физическому и моральному износу.
Однако сходство не исключает и наличия
существенных различий, важнейшим из которых является
минимальная степень ликвидности человеческого
Вторая особенность человеческого
Третьей особенностью человеческого капитала
является его возможность реализоваться
только в труде своего обладателя. Поэтому покупатель,
приобретая право на использование услуг
Четвертая особенность человеческого
Целесообразнее рассмотреть особенности
Рассмотрим особенности формирования, накопления и развития человеческого капитала в рамках обозначенных выше периодов, учитывая влияние основных социальных и общественных институтов.
Институт семьи является важнейшим социальным институтом, оказывающим влияние на формирование, сохранение и воспроизводство человеческого капитала. Формирование психофизиологических и интеллектуальных способностей детей в семье является фундаментом их дальнейшего развития, постоянного совершенствования и накопления человеческого капитала индивида. Также очевидно, что уровень образования определяет более ответственное отношение людей к своему здоровью, образу жизни, условиям проживания, что при прочих равных условиях детерминирует меньший риск наследственных или врожденных патологий у детей и их заболеваемости. Образованные родители более грамотны и в вопросах воспитания детей, формирования у них определенных поведенческих и ценностных установок, что положительно сказывается на совокупности способностей, знаний и интересов ребенка.
В современных условиях важная роль в формировании и развитии человеческого капитала принадлежит дошкольному и внешкольному воспитанию и образованию, степень доступности которых создает предпосылки развития человеческого капитала детей.
Общее среднее образование призвано обеспечить физическое и духовное становление личности, подготовку молодежи к полноценной жизни в обществе, овладение основами наук, навыками физического и умственного труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения и здорового образа жизни.
Значимость этапа получения специального
и профессионально-технического образования
обусловлена тем, что сфера образования
и профессиональной подготовки создает
условия накопления и развития совокупного
человеческого капитала. Профессионально-техническое
образование обеспечивает приобретение
профессиональных знаний, умений и навыков,
необходимых для присвоения квалификации
рабочих и служащих. Среднее специальное
В современных условиях кардинально усиливается роль
высшего образования как важнейшего источника подготовки
высококвалифицированных
Рассматривая особенности функционирования человеческого капитала в течение периода трудовой деятельности, важно отметить его особую значимость, обусловленную тем обстоятельством, что совокупность сформированных на предыдущих этапах способностей человека к труду формирует лишь его потенциал, и только в процессе производительного потребления обеспечивается сущностное проявление человеческого капитала, состоящее в способности последнего приносить доход не только его носителю, но и фирме, а также всему обществу в целом . Следовательно, в формировании и накоплении человеческого капитала в рамках трудового периода ключевая роль принадлежит фирмам и организациям. В связи с этим внутрифирменные вложения в человеческий капитал рассматриваются как издержки производства, а прежде всего как долгосрочные инвестиции, способствующие повышению эффективности функционирования компании и достижению экономического успеха. Специальная подготовка формирует у работника производственные характеристики, соответствующие особенностям деятельности данной фирмы, адаптируя их к ее целям, возможностям и внутрифирменной философии. В результате формируется специальный человеческий капитал, эффективное использование которого возможно в конкретной производственной обстановке.
Одним из важных этапов процесса функционирования человеческого капитала является пенсионный фонд. Особенностью трудовой деятельности лиц пенсионного возраста является, с одной стороны, общее снижение уровня работоспособности, быстрая утомляемость, смена жизненных ориентиров и ценностей. С другой стороны, именно работники старших возрастных групп наиболее ценны для фирм и организаций с точки зрения производственного и жизненного опыта, компетентности и авторитета.
Таким образом, формирование и накопление
человеческого капитала является длительным
и многоплановым процессом, включающим
неформальное обучение и воспитание (прежде
всего в семье), образование и общую профессиональную
подготовку в рамках специализированных
организаций системы общеобразовательного
школьного, профессионально-технического,
среднего специального и высшего образования;
профессиональную подготовку и переподготовку
в рамках внутрифирменных
Глава2 Характеристика человеческого капитала
2.1 Качественные и количественные характеристики человеческого капитала
Личность целостного человека представляется как диалектическое единство и различие биологического (природного) и социального. Первое характеризует человека как часть живой природы, второе – как члена общества.
Каждый человек обладает совершенно определенным, только ему присущим набором качеств и особенностей. Несмотря на то, что человек представляет собой неделимое биосоциальное целое, можно все же выделить ряд отдельных черт и качеств, представляющих различные стороны человеческой личности и имеющих самое непосредственное отношение к трудовой деятельности индивида. Речь идет о том, что во внутреннем содержании человеческого капитала как экономической формы созидательных качеств человека можно выделить по меньшей мере три группы особенностей: физические, интеллектуальные и психологические.
Уровень физических данных зависит прежде всего от пола и возраста, а также от состояния здоровья, которое можно довольно точно выразить различными количественными показателями. По мере взросления человека его физические возможности возрастают до определенного момента, затем некоторое количество лет находятся приблизительно на одном уровне, после чего начинают постепенно снижаться. Физические данные и показатели здоровья в известных пределах поддаются корректировке при помощи тренировки, лечения, физической культуры, правильно организованного отдыха и т.п.
Интеллектуальные способности включают определенные знания, способность к абстрактному и логическому мышлению, а также подразумевает наличие опыта и навыков. С определением уровня интеллектуальности дело обстоит несколько сложнее, хотя в настоящее время разработаны различные тесты, при помощи которых выявляют наличие и уровень этих способностей. Одним из важнейших и наиболее доступных показателей качества человеческого капитала является срок формального обучения для конкретных лиц. Интеллектуальные особенности, в отличие от физических, продолжают накапливаться в течение всей жизни человека. В целом интеллектуальные способности представляют собой важнейший составной элемент человеческого капитала.
К психологическим качествам
Среди качественных характеристик человеческого
капитала особое место занимает его способность создавать
Важнейшей качественной и количественной
характеристикой совокупного человеческого
Качественный и количественный анализ
человеческого капитала общества позволяет более
точно оценить происходящие изменения
в сфере труда, выявить зависимости в макроэкономических
пропорциях при помощи агрегированных
показателей, а также провести некоторые межстановые
сопоставления.
2.2 Обзор дискуссии
среди экономистов Х1Х-ХХ
Дж.Р.Маккуллох ясно определил человеческие существа как капитал. Кроме того, он отметил существование тесной аналогии между общепринятым и человеческим капиталом, считая, что инвестиции в человеческие существа должны иметь темп оборота, согласующийся с темпом оборота других инвестиций, плюс нормальный темп оборота, определенный рыночной процентной ставкой в течение возможной жизни индивидуума.