Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 15:59, курсовая работа
Цель работы – отразить сущность экономического цикла
Объектом исследования является экономический цикл
Задачами являются:
Раскрыть понятие цикличности экономического развития,
понятие цикла, выделить его виды ,фазы и теории.
Показать, каким образом государство сглаживает цикл.
Описать особенности экономического цикла в Республике Беларусь.
Выявить стадию цикла сегодня в свете финансово- экономического кризиса в мире и РБ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
1 Цикличность экономического развития как
форма проявления макроэкономической нестабильности …
Основные теории экономического цикла……………….5
Современный кризис и его влияние на цикл……………12
2 Антициклические мероприятия экономической политики государства……………………………………………………...18
3 Особенности циклического развития в Республике Беларусь
3.1 Цикличность в экономике Республики Беларусь в период 1991-2010 гг. ………………………………………………………….22
3.2 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….37
В 70-80-е годы прошлого века командная экономика продемонстрировала полную неспособность своевременно и в полном объеме разрешать возникающие проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как отличительная черта «советской модели хозяйствования», которая с одинаковым результатом культивировалась во многих странах мира.
В СССР из-за низкой эффективности производства отраслевая структура административной экономики деформировалась в пользу низкорентабельного топливно-сырьевого комплекса. Ради получения крайне необходимой валютной выручки огромная страна с богатыми природными ресурсами неизбежно превращалась в сырьевой придаток процветающего Запада. В условиях торможения НТП была сформирована «экономика нулевого цикла», способная выполнять лишь объемные работы (каналы, котлованы, карьеры и т. п.), но весьма далекая от современного технического прогресса и от реальных потребностей современного человека. Административная экономика представляла собой ущербный вариант мутации «производства ради производства», когда промежуточное потребление устойчиво доминирует над конечным продуктом.
Нерациональное
использование экономических
Снижение управляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует прежде всего о так называемом институциональном кризисе, что обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.
Общим проявлением кризисного состояния национальной экономики выступает резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы.
Активно формирующаяся теория переходного периода в качестве особой формы проявления кризиса национального производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. [8, с. 239]
Поэтому на практике важно не допустить трансформации кризиса в состояние затяжной депрессии.
Таким
образом, основная сложность ситуации
переходного периода состоит
в том, что причины кризисного
спада имеют комплексный
Стабильный выход из кризиса означает, что в национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста — в виде модернизированных цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии.
Таким образом, с распадом СССР Республика Беларусь столкнулась с серьезным кризисом. Причем данный кризис носил системный характер, т.е. упадок можно было видеть практически во всех сферах. При этом кризис продолжался более 5 лет, хотя можно считать, что и до 2000 г. Только после этого установилось некое макроэкономическое равновесие, позволившее выйти Республике на устойчивый экономический рост.
3.2 Влияние мирового
финансово-экономического
кризиса на экономику
Республики Беларусь
Большинство государств, оказавшиеся втянутыми в воронку кризиса, принимают сегодня экстренные меры поддержки финансового и реального секторов экономики.
Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины 2007 года.
Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики.
И в 2008 году мы отметили негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В 2007 за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.
Заметно ухудшились условия торговли и с нашим основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов.
Эти экономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [17]
Работа по противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны.
Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни.
Правительством и Национальным банком был выработан и реализовался антикризисный план.
Проводятся мероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.
В области бюджетной политики реализовались меры по:
Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ. Результат этой работы - оптимизация программ и исключение тех мероприятий, которые потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях.
Пересмотрен порядок разработки программ и усиливается ответственность государственных органов за их эффективную реализацию.
Министерство финансов подготовило проект уточненного бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносились в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении прогноза рассматривался ряд вариантов развития экономики.
Несмотря на сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться реализовать эти подходы с тем, чтобы сохранить достигнутый качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.
Для смягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности.
В
2008 году налоговая нагрузка в стране
снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот
темп сохранился и в 2009 году, что обеспечило
нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП.
Мы не отказались от наших планов, но, конечно,
более тщательно подошли к этой ситуации
с тем, чтобы попытаться сократить налоговую
нагрузку и в 2010 году. Учитывая опыт разрушающего
воздействия кризиса на национальный
финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее
время практически завершили работу над
концепцией развития финансового рынка
страны.
Концепция развития финансового рынка, разработанная нами, не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся на рынке участниках (банков, страховых компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новых организаций. Это, главным образом, небанковские кредитно – финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой , которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций.
Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом экономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд, у нас есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями мы полностью вышли из кризисной ситуации.
В 2008 г. году между правительствами наших стран достигнута договоренность о взаимопонимании по вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.
Более
активно следует создавать
Для того, чтобы усилия были комплексными и продуктивными по продвижению наших товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов. Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран.
Необходимо отметить, большой потенциал регионального взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС для преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы ещё исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличению межрегиональных инвестиционных потоков. [17]
Таким
образом, экономика Беларуси, показывая
последние 5 лет устойчивые экономический
рост и находясь на фазе подъема, в 2009
году перешла в фазу спада и
рецессии. Причины различны, но, как
и остальные
На рисунке 1 представлена динамика ВВП
Беларуси в квартальном разрезе в 2006-2010
гг. (фактические данные и полиноминальный
тренд).
Рисунок 1. Темпы роста ВВП Беларуси в 2006-2010 г., в % (фактические данные и полиноминальный тренд)
Источник: Национальный статистический комитет (Белстат).
По данным Национального статистического комитета, в первом квартале 2010 г. объем промышленного производства возрос на 5,9% до 33484,0 млрд. руб. (в сопоставимых ценах), объем продукции сельского хозяйства – на 5,3% до 3530,3 млрд. руб., объем грузоперевозок – на 5,1% до 61,4 млн. тонн.
Розничный товарооборот возрос на 13,3% до 14105,5 млрд. руб., а объем инвестиций в основной капитал, напротив, сократился – на 2,4% до 8338,4 млрд. руб. При этом ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования возрос на 6,2% до 1409,5 тыс. кв. м. общей площади.
В первом квартале 2010 г. индекс потребительских цен в Беларуси составил 102,5% (к декабрю 2009 г.), индекс цен производителей промышленной продукции – 105,2%. В марте в годовом исчислении (то есть за последние 12 месяцев) ситуация выглядит следующим образом: индекс потребительских цен – 106,4%, индекс цен производителей промышленной продукции – 109,4%.
Информация о работе Теория деловых циклов и цикличность современной экономики