Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:42, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция-явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.
Введение
1.Понятие, причины, виды, сущность и последствия инфляции...............5
1.1 Понятие, инфляции...................................................................................5
1.2 Причины инфляции и ее виды...............................................................6
1.3 Социально-экономические последствия инфляции............................14
2. Анализ современного состояния инфляции в Республике Казахстан и
меры по ее урегулированию.........................................................................16
1. Динамика темпы инфляции в Республике Казахстан за 2005-2006годы...................................................................................................16
2. Основные направления денежно-кредитной политики Национального
Банка Республики Казахстан на 2005-07 годы..........................................20
3. Основные направления и меры по снижению инфляции в Республике Казахстан........................................................................................................27
3.1 Антиинфляционная политика государства на современном этапе....27
3.2 Меры и пути по снижению инфляции в Республике Казахстан.........29
Выводы...........................................................................................................31
Список использованных источников
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.
С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию. Открытая инфляция. Она характерна для стран рыночной
экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет, открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода в 1969г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:
1.Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
Умеренная (ползучая) инфляция в конкретной стране в конкретный период имеет различный диапазон, в среднем, до 10 % в год. При умеренной инфляции сохраняется стоимость денег, для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах. Считается, что умеренная инфляция стимулирует экономический рост.
Умеренная инфляция переходит в галопирующую при ежегодном росте цен от 20% до сотен %. Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости денег.
2.Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии .
3. Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается.
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.
При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Несбалансированность
инфляции – большая беда для бизнеса.
Но еще хуже, когда нет прогноза
на будущее, нет уверенности хотя
бы в том, что товарные группы –
лидеры роста цен останутся лидерами
и в ближайшем будущем. Невозможно
рационально выбрать сферы
Ожидаемая и неожидаемая инфляция.
С
точки зрения четвертого критерия различают
ожидаемую и неожидаемую
Комбинация
сбалансированной и ожидаемой инфляции
не наносит особого вреда экономике, а
несбалансированная и неожидаемая особо
опасна, чревата большими издержками адаптационного
плана.
1.3 Социально-экономические последствия инфляции.
Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
Инфляция – и это
Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частью принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.
Инфляция ослабевает позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
2.1 Динамика и темпы инфляции в Республике Казахстан за 2004-07 годы.
Инфляция в Республике Казахстан на 1.0106 2006 года составила 8.4 %. На рынке продовольственных товаров в прошедшем году прирост цен составил 10,2 %. по сравнению с январем 2004 г. Как сообщает Агентство по статистике, на непродовольственные товары цены увеличились на 6.8 %, платные услуги - на 8,9%.
Глубинные
причины нынешней инфляции в Казахстане
- это резкая диспропорция в развитии
производства средств производства
и предметов потребления
Основным показателем, характеризующим уровень инфляции в экономике является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он определяется на основе индексов роста цен на отдельные товары и услуги, включаемые в рассчитываемую на основе обследования домашних хозяйств в «потребительскую корзину» с учетом их удельного веса. ИПЦ определяется в Казахстане начиная с 1991 года. «Потребительская корзина включает 275 наименований товаров и услуг. С изменением структуры цен и потребления периодически пересматривается и структура ИПЦ. С 2007 года исходя из результатов обследования бюджетов семей за 2005год установлена следующая масса продуктов питания 65,6% (58,2% было), непродовольственные товары-23,2% (30%), платные услуги 14,4% (11,8%).
Развитие инфляционного
С переходом экономики Казахстана к рынку перед банками открываются совершенно новые горизонты. По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе усиливается роль банков. В их работе на первое место взамен административно-командных выдвигаются экономические методы. Повышаются значения стоимостных инструментов банков воздействия на экономику.
В этих условиях велика роль банков в снижении инфляции в стране в экономике и её переводе на рыночные рельсы.
При этом важнейшей задачей банковской системы является совершенствование кредитного механизма, методов регулирования денежного обращения, ускорение расчётов и соблюдение платёжной дисциплины.