Теория инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция-явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.

Содержание

Введение
1.Понятие, причины, виды, сущность и последствия инфляции...............5
1.1 Понятие, инфляции...................................................................................5
1.2 Причины инфляции и ее виды...............................................................6
1.3 Социально-экономические последствия инфляции............................14
2. Анализ современного состояния инфляции в Республике Казахстан и
меры по ее урегулированию.........................................................................16
1. Динамика темпы инфляции в Республике Казахстан за 2005-2006годы...................................................................................................16
2. Основные направления денежно-кредитной политики Национального
Банка Республики Казахстан на 2005-07 годы..........................................20
3. Основные направления и меры по снижению инфляции в Республике Казахстан........................................................................................................27
3.1 Антиинфляционная политика государства на современном этапе....27
3.2 Меры и пути по снижению инфляции в Республике Казахстан.........29
Выводы...........................................................................................................31
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа теория инфлиции.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

  С  15 ноября 1993 года в Казахстане  была введена национальная валюта-тенге. Однако инфляция продолжалась. Пик её пришёлся на июль 1994-46%. В результате принятых правительством и Национальным банком монетарных мер уже в июле инфляция пошла на убыль (25%), в августе 1994 года она равнялась 13,5% и в сентябре 10,9%.

Результатом снижения инфляции явилось снижение ставки рефинансирования с 300 до 250% и процентных ставок на аукционах кредитных ресурсов с 460до 280%.

   Есть тенденция сближения официального  и неофициального валютных курсов  тенге. Растёт объём продаж  на аукционах краткосрочных казначейских векселей.

Положительным моментом для снижения инфляции был  отказ Национального Банка от выдачи директивных кредитов, они  остаются лишь для агропромышленного  комплекса.

  Национальный  Банк максимально сужает выдачу  кредитов на расходы правительства. Все эти меры дают положительный результат по стабилизации национальной валюты и снижению инфляции.

Банки как финансовый институт, работающий с денежным капиталом, в наибольшей степени страдают от инфляции. Несмотря на то, что увеличиваются в обращении за счёт инфляционной накачки объектов денежной массы обеспечивает взрывной рост номинальных активов и пассивов коммерческих банков, происходит снижение реальных объёмов денежных капиталов, которыми располагает банковская система и ослабление её финансовой мощи в целом. Кроме того, в определённой степени банки как финансовый посредник сами инициируют в определённой степени инфляционные процессы за счёт кредитно-депозитной экспансии денег.

 Следует  отметить, что уменьшение реальных  активов банка объясняется не только резким снижением покупательской способности денег, которое прямо пропорционально темпам денежной эмиссии, но и объективным сокращением ресурсной базы коммерческих банков вызванным в условиях инфляции сокращением безналичных сбережений населения и предприятий, хранящихся на счетах в банках как способ снижения потерь от инфляционного налога.

Национальный  банк Республики Казахстан  и его  роль в регулировании инфляции строится через:

    Повышение стоимости кредита.

    Уменьшение  совокупных резервов банковской системы (установление максимального размера отчислений в обязательные резервы по привлекаемым банками депозитов, либо операции с ценными бумагами по их продаже).

Эти меры призваны ограничить деятельность банков в процессе раскручивания инфляционной спирали. Объяснение участия банков в раскручивании инфляционных процессов  лежит в способности банковской системы создавать деньги, или, в  способности банков мультиплицировать (увеличивать в несколько раз) денежную массу.

Процесс выдачи ссуды одним банком как  правило, за счет привлечённых депозитов  клиентов приводит к одновременному возникновению текущих или депозитных счетов в других банках, так как  полученная ссуда тратится заёмщиком на приобретение или финансирование товаров и услуг у своих контрагентов. В свою очередь банки получившие депозиты, возобновляют процесс кредитования своих ссудозаёмщиков, что приводит к появлению новых депозитов, а затем и выдачу новых ссуд.

 Значение  денежного мультипликатора (w) то есть роли банковской системы в создании денежной массы определяется соотношением 2 агрегатов: суммы наличных денег и депозитов до востребования (М1) и суммой наличных денег величины банковских резервов (Мh) или w=М1/Мh. Денежный агрегат, состоящий из наличных денег и величины банковских резервов представляет собой эффективные деньги.

Изменение за определённый период величины эффективных  денег может произойти вследствие увеличения наличных денег в обращении.

Если  прогнозирование роста или снижение роста или снижения величины банковских резервов для центральных банков носит ориентированный характер прежде всего за счёт невозможности влиять на величину необязательных банковских резервов то прогнозирование объёма наличных денег в обращение является самым точным и наиболее жестко контролируемым элементом эффективных денег со стороны центрального банка и правительства любой страны.

Для того чтобы контролировать процесс увеличения денежной массы в обращении центральному банку и правительству необходимо добиваться снижения значения величины денежного мультипликатора до 1 и тем самым переместить акценты регулирования на величину эффективных денег, которые, по сути могут быть непосредственно использованы государством для макроэкономического регулирования денежной массы в экономике и на финансирование государственного бюджета.  

2.2 Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстана на 2005-2007 годы

2004 год был первым годом функционирования финансового сектора Казахстана в условиях реформированного государственного регулирования, а именно, с 2004 года все регулирующие и надзорные функции на финансовом рынке осуществляет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.   полностью сконцентрирована на функциях, присущих классическому центральному банку. Новые реалии обусловили смещение акцентов в политике Национального Банка Республики Казахстан. С 1 января 2004 года основной целью Национального Банка Республики Казахстан стало обеспечение стабильности цен, для выполнения которой Национальный Банк Республики Казахстан продолжал реализацию следующих задач:

1) разработка  и проведение денежно-кредитной  политики   государства;

2) обеспечение  функционирования платежных систем;

3) осуществление  валютного регулирования и валютного  контроля;

4) содействие  обеспечению стабильности финансовой  системы;

В этих условиях, учитывая в целом позитивную тенденцию развития экономики страны, Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетные направления деятельности на предстоящие три года.

Во-первых, с развитием финансового рынка  в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными  агрегатами и инфляцией. Поэтому  прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении Основных направлений денежно-кредитной политики на 2005-2007 годы. Во-вторых, на инфляцию, которая сложится в результате 2005 года, будут оказывать воздействие меры, осуществленные в 2004 году, в то время денежно-кредитная политика в 2005 году окажет влияние на результаты 2006 года. В области денежно-кредитной политики. Основной целью Национального Банка Республики Казахстан будет обеспечение стабильности цен. Существующие в последнее время тенденции на мировых рынках оказывают позитивное влияние на макроэкономическое развитие Казахстана и в то же время вызывают ряд проблем. Одна из них заключается в избытке ликвидности в банковской системе, обусловленной, в том числе, внешними заимствованиями предприятий реального сектора и коммерческих банков, что влечет быстрый рост кредитов банков экономике. Например, ожидается, что ВВП за период с 2004 года по 2007 год вырастет на 26,4%, а кредиты банков экономике – более чем в 2 раза. Положение обостряется значительным притоком иностранных инвестиций, а также ростом расходов бюджета в последние годы. В этих условиях возможна угроза «перегрева» экономики. При разработке прогнозов основных макроэкономических показателей денежно-кредитной политики были рассмотрены три сценарных варианта развития экономики в зависимости от изменения ситуации на внешнем и внутреннем рынках: базовый вариант (вариант умеренных цен на нефть),  вариант высоких цен на нефть  и вариант низких цен на нефть. Несмотря на то, что изменение соотношения доллара к евро в значительной степени влияет на динамику обменного курса тенге по отношению к доллару США, из-за сложности прогнозирования курсов мировых валют, Национальным Банком Республики Казахстан при всех сценарных вариантах прогноза было принято предположение о сохранении паритета доллара к евро на уровне конца 2004 года.  Базовый сценарий. При разработке базового варианта за основу прогнозов было принято предположение о том, что в целом в 2005 году ситуация на внешнем и внутреннем рынках  остается такой же, как в 2004 году. Предполагается сохранение высоких уровней цен на основные казахстанские экспортные товары. Так, в 2005 году средняя мировая цена на нефть сорта «Брент» предполагается на уровне 35 долларов за баррель с последующим снижением до 30 долларов в 2006 году и сохранением такого уровня цен на мировом рынке нефти в 2007 году.  Ожидается постепенное  повышение мировых процентных ставок от 2,5% до 3,0% в 2005 году, от 3,5% до 4,0% в 2006-2007 годах. Несмотря на это, относительно низкий их уровень по сравнению с внутренними ставками будет способствовать сохранению больших объемов внешних заимствований банками и предприятиями. Таким образом, при базовом варианте предполагается сохранение притока валюты в значительных объемах, что приводит к увеличению международных резервов Национального Банка Республики Казахстан и активов Национального фонда Республики Казахстан. Сохранение макроэкономической стабильности в стране наряду с благоприятными внешнеэкономическими факторами будет способствовать поддержанию высоких темпов экономического роста на протяжении 2005-2007 годов.  В этих условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2005-2007 годы. Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет усиливать меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики, и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. По базовому варианту предполагается, что основные факторы,  способствующие повышению инфляции в 2004 году, такие как значительный экономический рост и большой объем притока иностранной валюты в Казахстан, сохранят свое воздействие и в 2005 году. Кроме того, высокий рост цен предприятий-производителей в 2004 году на 23,8% может стать определяющим фактором роста потребительских цен в 2005 году. Для минимизации влияния этих факторов на инфляцию Национальным Банком Республики Казахстан будут приниматься меры по ужесточению денежно-кредитной политики.  Одной из мер, может быть, повышение официальной ставки рефинансирования в начале 2005 года. Однако, по мере снижения инфляционного потенциала в экономике, предполагается постепенное ее понижение. В целях регулирования доходности на финансовом рынке будут  выпускаться краткосрочные ноты, однако предполагается значительное снижение их сроков обращения. В этих условиях, главным инструментом стерилизации избыточной ликвидности станут депозиты банков в Национальном Банке Республики Казахстан, и поэтому их объем значительно увеличится.  Увеличение депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан наряду с общей тенденцией повышение ликвидности банковской системы будет обеспечивать относительно высокий уровень (0,17) коэффициента резервирования, то есть отношения резервов банковской системы к депозитам резидентов в банковской системе.  В свою очередь, это мультипликативно отразится на увеличении денежных агрегатов. Ожидается, что в целом за 2005-2007 годы денежная база и денежная масса увеличатся более чем в 2,1 раза. Однако, вследствие наблюдаемой в последние годы тенденции ослабления влияния монетарных факторов в формировании инфляции и инфляционных ожиданий такое значительное расширение денежной базы не будет оказывать инфляционного давления. Тем не менее, в долгосрочном периоде в целях недопущения накапливания инфляционного потенциала за счет монетарных факторов, Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по снижению темпов расширения денежной базы. За этот период объем  операций Национального Банка Республики Казахстан по стерилизации избыточной ликвидности в среднем за год может составить более 600 млрд. тенге.  Сохранение макроэкономической стабильности в стране, устойчивое развитие финансового сектора экономики и повышение конкуренции в банковской системе будет способствовать опережению темпов роста депозитов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении. Это приведет к снижению коэффициента предпочтения наличности, то есть отношения наличных денег в обращении к депозитам резидентов в банковской системе. Таким образом, денежный мультипликатор будет постепенно повышаться, что приведет к увеличению предложения денег. Высокие темпы экономического роста, повышение деловой активности, увеличение номинальных и реальных денежных доходов населения, а также сохранение низких темпов инфляции  будут способствовать повышению спроса на деньги. Это приведет к снижению скорости обращения денег и повышению уровня монетизации экономики до 37,8% в 2007 году.   Для достижения цели по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых останутся, по-прежнему, выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков, а также использовать механизм минимальных резервных требований. Сценарий низких цен на нефть. При сценарии низких цен было допущено предположение о снижении мировых цен на нефть до 30 долларов за баррель в 2005 году, 24 долларов в 2006 году и 19 долларов в 2007 году. Предполагается, что мировые процентные ставки заметно вырастут уже в 2005 году до 4,5-5,0%, а к концу 2007 года достигнут уровня 5,5-6,0%. Нетто-приток внешних заимствовании банков при этом будет иметь тенденцию к снижению более чем в 2,3 раза к концу 2007 года по сравнению с базовым вариантом вследствие удорожания ресурсов. Международные резервы Национального Банка Республики Казахстан будут увеличиваться незначительно по сравнению с базовым вариантом. Предполагается, что ежегодный темп роста экономики за рассматриваемый период замедлится и будет ниже, чем по базовому варианту. Объем операций Национального Банка Республики Казахстан по стерилизации избыточной ликвидности в среднем за год может составить около 560 млрд. тенге. В этих условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2005-2007 годы. Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет регулировать свои основные ставки, использовать механизм минимальных резервных требований и проводить операции денежно-кредитной политики. Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более гибкого регулирования ликвидности банков будут внесены соответствующие изменения в механизм формирования минимальных резервных требований. В этих целях Национальным Банком Республики Казахстан будут рассмотрены различные варианты определения структуры обязательств банков, по которым они должны соблюдать норматив минимальных резервных требований, а также порядок их выполнения, и будет выбран наиболее оптимальный вариант для проведения эффективной денежно-кредитной политики.  Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение существующих темпов экономического роста.  Высокие темпы развития экономики и рост монетизации не будут представлять угрозу усиления инфляционных процессов, так как ожидается, что в 2005-2007 годы производительность труда будет расти более высокими темпами, чем реальная заработная плата. Это превышение будет обеспечиваться в основном за счет промышленного сектора, где начался процесс накопления капитала для реинвестирования в организацию выпуска новых видов продукции. В случае отставания экономического роста от темпов роста заработной платы возросший потребительский спрос может привести к некоторому повышению инфляции.

Таблица 1- Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2005 - 2007 годы (базовый вариант)               

  2004 

(предварительные  итоги)

2005 2006 2007
Инфляция (в среднем за период), % 6,9 4,9-6,5 4,8-6,2 4,1-5,5
Ставка  рефинансирования (на конец периода), % 7,0 7,0 6,5 6,0
Валовые золотовалютные резервы Национального  Банка Республики Казахстан,  млрд. долл. США 9,3 11,7 13,1 14,7
изменение в % 87,0 26,3 11,5 12,1
Денежная база, млрд. тенге 578 803 1022 1 248
изменение в % 82,3 39,0 27,3 22,1
Денежная  масса, млрд. тенге 1 635 2 123 2 760 3 470
изменение в % 68,2 29,9 30,0 25,7
Депозиты  резидентов, млрд. тенге 1 255 1 590 2 093 2 677
изменение в % 71,2 26,6 31,6 27,9
Кредиты банков экономике, млрд. тенге 1 484 1 960 2 520 3 132
изменение в % 51,7 32,0 28,6 24,3
Средневзвешенная  ставка вознаграждения по срочным тенговым депозитам физических лиц, % 9,3 8,3-10,3 8,0-10,0 7,5-9,5
Средневзвешенная  ставка вознаграждения по выданным тенговым кредитам юридическим лицам, % 13,7 13,2-15,2 12,7-14,7 12,2-14,2
 
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И МЕРЫ  ПО СНИЖЕНИЮ  ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

3.1 Антиинфляционная политика государства на современном этапе.

    Одним из сложнейших вопросов экономической политики является
управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

      Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом, применяемых в странах Запада, отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенно хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста – после периода послевоенной стабилизации – удается удерживать в довольно узких пределах.

      Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической политики:

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста ВНП.
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

         Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической политики:

    1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной эмиссии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
    2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуется с динамикой цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов.

          

         Инфляция может  носить монетарный характер или преимущественно структурный, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек).

         Инфляция может  стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство  от дешевых денег) или неоправданное снятие ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулирует инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.

         Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

     

3.2 Меры  и пути  по снижению инфляции  в Республике Казахстан 

      Достижения РК не остаются  незамеченными в мировом сообществе  и признаются развитыми индустриальными  странами и институтами развития. По определению Европейского банка реконструкции и развития в 2002 году Казахстан был назван страной с самой быстрорастущей экономикой в мире. Организация экономического сотрудничества и развития присвоила Казахстану рейтинг 4-го уровня.

В среднесрочной  перспективе Казахстан намеревается  занять достойное место в числе 50 государств с наиболее конкурентоспособной экономикой. Уже сейчас по индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает 61 место, опережая все страны СНГ. По уровню развития макроэкономической среды Казахстан находится на 41 месте, опережая не только страны СНГ, но и такие страны, как Чешская Республика, Польша, Венгрия. Отмечая все эти достижения, надо признать, что на данном этапе развития Казахстан уверенно входит в мировое сообщество, опережая по многим параметрам  финансового развития другие страны СНГ и приближаясь к ведущим странам Восточной Европы.

В последние  несколько лет уровень инфляции находился на относительно стабильном уровне в пределах 6-7%. Данная ситуация обеспечивается в результате адекватной политики Национального банка, а также вследствие скоординированной политике Национального банка и Правительства РК по поддержанию низкой инфляции.

Информация о работе Теория инфляции