Теория налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:27, реферат

Описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации
1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов….………………… 3
1.2. Классификация налогов……………………………………………….………………… 5
1.3. Функции налогов…………………………….………………………… 8
1.4. Налоги как инструмент государственного регулирования…………. 9
Глава 2.Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………… 11
Заключени…………………………………………………………………… 18
Список литературы………………………………………………………… 20

Работа состоит из  1 файл

Теория налогообложения в России.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

Содержание
Введение……………………………………………………………………… 2

             

Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации

1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов….………………… 3

1.2.           Классификация налогов……………………………………………….………………… 5

1.3.           Функции налогов…………………………….………………………… 8

1.4.           Налоги как инструмент государственного регулирования…………. 9

 

 

Глава 2.Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………… 11

 

Заключени…………………………………………………………………… 18

 

Список литературы………………………………………………………… 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает вели­чайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономиче­ского развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с оста­точными элементами предыдущей экономической системы и укоренивши­мися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять реформы в области права, полити­ки и экономики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых орга­нов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на ры­ночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществле­ния проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серь­езной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. По­этому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к на­стоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осто­рожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразова­ний, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

  Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.

Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налогов как инструмент государственного регулирования.

Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в РФ. Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий, акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и физических лиц.

Наиболее же важной задачей моей работы является анализ и прогноз налогообложения РФ. Изучить мнения известных экономистов по поводу налоговой реформы. А также анализ Налогового кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации

 

1.1.Принципы налогообложения и сущность налогов

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет  соответствующую политику – экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта  государственного регулирования  социально-экономических  процесс-

-ов  используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

      Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу

формирования и использования  финансовых ресурсов государства –

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную  реализацию социальной, экономической, оборонной и

других функций государства. Важной  «кровеносной артерией»  финансово-бюджетной системы являются налоги.

      Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались

средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.      

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс[12, 308]. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья  и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

       Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

      работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль-

ные блага и получающие определенный доход;

      хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в

сфере предпринимательства.

      За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей

формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое соде-

ржание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства,

с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.

       А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народа» считал основными принципами  налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

      прибыль (доход);

      стоимость определенных товаров;

      добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

      имущество юридических и физических лиц;

      передача имущества (дарение, наследование);

      операции с ценными бумагами;

      отдельные виды деятельности;

      другие объекты установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 1997 г. в России зарегистрировано более 2625 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из которых две трети (66,4) действующие предприятия, остальные – «неживые» налогоплательщики (не представляют отчетность, не платят налоги, находятся в розыске).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

 

1.2. Классификация налогов

 

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII    в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.).

Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (России, США, ФРГ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

1.   налог на добавленную стоимость;

2.      акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3.      налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;

4.      налог на операции с ценными бумагами;

5.      таможенная пошлина;

6.      отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

7.      платежи за пользование природными ресурсами (в том числе платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия);

8.      подоходный налог с физических лиц;

9.      налоги, служащие источниками образования дорожных фондов в том числе: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;

10. транспортный налог;

11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образование на их основе слов и словосочетаний;

12. лицензионный сбор за право производства, разлива и хранения алкогольной продукции;

13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;

14. гербовый сбор;

15. государственная пошлина;

16. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налоги субъектов РФ включают:

1.      налог на имущество предприятий;

2.      лесной налог;

3.      плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

4.      сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц).

К местным налогам относятся следующие налоги:

1.      налог на имущество физических лиц;

2.      земельный налог;

3.      регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;

Информация о работе Теория налогообложения в России