Теория несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание

В конце 19-го и особенно в начале 20-го веков усилились монополистические тенденции, приведшие в результате к мировому экономическому кризису 1929-1933гг. («годы великой депрессии»). Наиболее резкое проявление монополизма наблюдалось в США, которая к рубежу 19-го -20-го веков стала самой богатой и развитой в экономическом отношении страной. Именно в США впервые в наиболее острой форме и проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической.

Содержание

Введение
1. Основные признаки несовершенной конкуренции
2.Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлин
2.1.Сущность монополии и монополистической конкуренции
2.2.Сущность несовершенного (неравновесного) рынка
2.3.Концепция «дифференциации продукта»
2.4.Концепция неценовых факторов конкуренции
2.5.Теория стоимости и феномен избытка мощности
2.6.Концепция издержек производства и сбыта
2.7.Историческое значение теории монополистической конкуренции
2.8.Комментарии Э.Чемберлина о значении его теории.
3.Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
3.1.Сущность несовершенной конкуренции.
3.2.Основные теоретические положения
3.3.Дилемма об эффективности и справедливости
Заключение

Работа состоит из  1 файл

теория_несовершенной_конкуренци_и.docx

— 35.48 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Основные признаки несовершенной  конкуренции

2.Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлин

2.1.Сущность монополии  и монополистической конкуренции

2.2.Сущность несовершенного (неравновесного) рынка

2.3.Концепция «дифференциации  продукта»

2.4.Концепция неценовых  факторов конкуренции

2.5.Теория стоимости и  феномен избытка мощности

2.6.Концепция издержек  производства и сбыта

2.7.Историческое значение  теории монополистической конкуренции

2.8.Комментарии Э.Чемберлина о значении его теории.

3.Экономическая теория  несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

3.1.Сущность несовершенной  конкуренции.

3.2.Основные теоретические  положения

3.3.Дилемма об эффективности  и справедливости

Заключение

Введение

В конце 19-го и особенно в начале 20-го веков усилились монополистические тенденции, приведшие в результате к мировому экономическому кризису 1929-1933гг. («годы великой депрессии»). Наиболее резкое проявление монополизма наблюдалось в США, которая к рубежу 19-го -20-го веков стала самой богатой и развитой в экономическом отношении страной. Именно в США впервые в наиболее острой форме и проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. США стали пионерами антимонопольных мер в экономике, которые апробировались там в виде антитрестовского законодательства еще в конце 19-го века.

«Закон рынков» Сея, на который более 100 лет опирались  классики, а потом и маржиналисты, утратил свое незыблемое значение вслед за институалистами и у неоклассиками предметом исследования экономической теории стала несовершенная экономика.

Проблемы несовершенного рынка из числа неоклассиков почти одновременно рассматривали профессоры Гарвардского университета Э. Чемберлин и Кембриджского - Дж. Робинсон.

При всей несхожести их работы объединяет глубокий анализ действия рыночного механизма в условиях несовершенной конкуренции. Но в  отличие от институционалистов основную причину нарушения равновесия в экономике они рассматривают только в категориях и законах экономики. М. Фридмен характеризует их работы следующим образом: «Теория несовершенной или монополистической конкуренции, развитая Чемберлином и Робинсон, является попыткой ... построить более общую теорию... К сожалению она не обладает ни одним из признаков, которые сделали бы ее действительно полезной общей теорией. Ее вклад был в значительной степени ограничен улучшением изложения экономической теории индивидуальной фирмы и, следовательно, выводом следствий из маршаллианской модели, усовершенствованием маршаллианского анализа монополии и обогащением словаря, пригодного для описания промышленной практики»1. Но заслуга их в том, что они показали главное: конкуренция - монополистическая или совершенная - обязательно нуждаются в создании механизма, который обеспечивал бы и гарантировал ее сохранение.

По словам Ф. Хайека - они были близки к пониманию его правила: «Поставьте монополиста в положение мальчика для битья ( в экономическом смысле), и вы увидите, как быстро способные предприниматели вновь обретут вкус к конкуренции»2.

1. Основные признаки несовершенной конкуренции

Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:

- много (но не множество), несколько или одна фирма;

- наличие барьеров вступления  в отрасль;

- возможность в определенных  пределах влиять на рыночную  цену и объем производства;

- использование неценовых  методов конкурентной борьбы (дифференциация  продукта, реклама, послепродажное  обслуживание и т.п.);

- сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования как государственного, так и внутри- и межфирменного.

Государство, стремясь поддержать рыночную систему, защитить права потребителей, не допустить недобросовестную конкуренцию, регулирует в той или иной степени  деятельность на рынках несовершенной  конкуренции.

 

2.Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина

Автор книги «Теория монополистической конкуренции (реориентация стоимости)» Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899--1967), уроженец штата Вашингтон (США) из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. идо кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда, не считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального в 1951 г. турне в западноевропейские страны для разъяснения положений своих теоретических нововведений. Важной вехой в творческой и научной биографии Э.Чемберлина явилось избрание главой отделения экономической теории Гарвардского университета (1939--1943), включавшего тогда в свой состав таких именитых ученых, как В. Леонтьев, Э. Хансен, И. Шумпетер и др., а также назначение на пост редактора гарвардского «Куортели джорнел оф экономике» (1948--1958). В 1965 г. был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 г. в память о нем был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия».В течение 1933--1962 гг. его произведение переиздавалось в США 5 раз, являясь и ныне одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли.

2.1.Сущность монополии  и монополистической конкуренции

Одно из основных теоретических  положений состоит в том, что  главным условием овладения рынка, говоря словами гарвардского профессора, сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и  ценой, который достигается усилением  взаимозаменяемости соперничающих  товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Э.Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более менее несовершенных заменителей». Исходя из этого он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

2.2.Сущность несовершенного (неравновесного) рынка

Рынки, на взгляд Э.Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более менее несовершенны», а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований». 
В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции. Монополия продавца на свой продукт и монополисты, конкурирующие между собой в условиях монополистической конкуренции, невозможны, по мысли Э.Чемберлина, без главного условия -- дифференциации продукта.

2.3.Концепция «дифференциации  продукта»

В четвертой главе, названной  «Дифференциация продукта», Э.Чемберлин, раскрывая сущность этой категории, отмечает, что основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара (услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта. «Там, где существует такого рода дифференциация, -- уточняет он, -- покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении»1.Значит, продавец-монополист, по логике Э.Чемберлина, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить так же, т.е. повысить уровень издержек производства. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами.

2.4.Концепция неценовых  факторов конкуренции

В развитие своей идеи о  процессе «дифференциации продукта»  как о естественной реакции конкурентов  на не менее естественное проявление

1Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

самой конкуренции Э.Чемберлин обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу. При этом он пишет: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства -- фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки тары (если таковые имеются), же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету стилю»1
А о рекламе автор «Теории монополистической конкуренции» высказал чрезвычайно важные положения, актуальность которых (вo многом сохраняется и в наши дни. С этой точки зрения, отмечает гарвардский профессор, «искусство рекламиста сродни искусству гипнотизера», ибо «требуется завоевать контроль над состоянием покупателя, и, когда такой контроль завоеван, добавочные затраты приносят увеличение дохода»2. Но одновременно высказывается и напоминание о том, что доход от повторения рекламы увеличивается не бесконечно, поскольку «сопротивление, вызывающее уменьшение дохода, все время усвается по мере того, как расширяются затраты по сбыту» 
Увязывая сказанное с розничной торговлей, к обозначенным факторам неценовой конкуренции на базе дифференциации им прибавлены еще и такие, как «удобство местонахождения продавца, общая атмосфера общий стиль, свойственные его заведению, его манере ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него

1Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

2Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

3Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

работает».

2.5.Теория стоимости  и феномен избытка мощности

Совокупность названных  неценовых факторов, по мнению Э.Чемберлина, должна учитываться в рамках истинной теории стоимости. Поэтому неверно, полагает он, чтобы монополия и конкуренция рассматривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая, что. «Учет обеих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен»2. И несмотря на то, что по сложившемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет оп, понимать следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников; при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас, приходится считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределенных между продавцами по одному на каждого»3
Если принять первое условие, соглашается Э.Чемберлин, тогда в соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком и любой продавец сможет сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудится, но только по действующей цене. По второму условию, когда в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объем сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1)

1Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

2Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

3Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу»1
Гарвардский профессор убежден, что в предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта. 
Однако и в таких случаях, утверждает автор «Теории монополистической конкуренции», конкурентная борьба продавцов-монополистов не исчерпывает себя, ссылаясь при этом на обычные жизненные наблюдения. 
Именно к специфической особенности монополистической конкуренции относит Э. Чемберлин то обстоятельство, что она устраняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который (избыток) «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и фабричными марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования. Эти явления -- часть сферы деятельности свободных профессий, и они также являются предметом «теории монопольных доходов», -- заключает ученый2. Резюмируя достигнутые теоретико-методологические построения, гарвардский профессор в конце пятой главы своей книги приходит еще к одному серьезному выводу: «Проблема цены дифференцированного

1Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

2Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных кривых спроса и

издержек, ибо это приводит к заведомым м в выводах; цена получается слишком низкой, масштабы производства-- слишком крупными, а число предприятий-- слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции -- дифференциация и издержки сбыта -- выпадают совершенно»1. Вот почему, объясняет здесь же Э.Чемберлин, неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию -- более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценойКак видим, по мысли ученого, эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров (о чем могут свидетельствовать патенты, авторские права, защитные фирменные знаки и фирменная упаковка и даже стремление к выгодному местонахождению фирмы с целью качественного улучшения продукции), а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Очевидно, что факторы неценовой конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, прививая им как бы «денежные каноны вкуса».

Информация о работе Теория несовершенной конкуренции