Теория несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание

В конце 19-го и особенно в начале 20-го веков усилились монополистические тенденции, приведшие в результате к мировому экономическому кризису 1929-1933гг. («годы великой депрессии»). Наиболее резкое проявление монополизма наблюдалось в США, которая к рубежу 19-го -20-го веков стала самой богатой и развитой в экономическом отношении страной. Именно в США впервые в наиболее острой форме и проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической.

Содержание

Введение
1. Основные признаки несовершенной конкуренции
2.Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлин
2.1.Сущность монополии и монополистической конкуренции
2.2.Сущность несовершенного (неравновесного) рынка
2.3.Концепция «дифференциации продукта»
2.4.Концепция неценовых факторов конкуренции
2.5.Теория стоимости и феномен избытка мощности
2.6.Концепция издержек производства и сбыта
2.7.Историческое значение теории монополистической конкуренции
2.8.Комментарии Э.Чемберлина о значении его теории.
3.Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
3.1.Сущность несовершенной конкуренции.
3.2.Основные теоретические положения
3.3.Дилемма об эффективности и справедливости
Заключение

Работа состоит из  1 файл

теория_несовершенной_конкуренци_и.docx

— 35.48 Кб (Скачать документ)

2.6.Концепция издержек  производства и сбыта

Более основательно мысль  о кажущемся противоречии своей  теории стоимости с классической и неоклассической версиями теории стоимости Э.Чемберлин пытается развеять в главе 6 книги, где дается аргументация положения о не тождественности, во-первых, издержек производства и

1Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

2Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

отпускной цены производителя  и, во-вторых, издержек по сбыту с  разницей между конечной розничной  ценой и ценой производителя. В этой связи, в частности, подчеркнуто, что издержки не исчерпываются затратами  на производство товара в пределах фабрики, что по сути можно отнести  к издержкам производства и издержкам  на перевозку, сортировку, хранение, доставку на дом, так как «они увеличивают  полезность товара, т.е. делают его более  пригодным для удовлетворения потребностей». Отсюда автор «Теории монополистической  конкуренции» приходит к выводу: «Проведение  грани между двумя видами издержек (издержки сбыта и издержки производства) имеет для теории стоимости такое  же фундаментальное значение, как  проведение различия между предложением и спросом; и по существу говоря, первое различие необходимо вытекает из последнего. Издержки сбыта увеличивают  спрос на соответствующий! продукт; издержки производства увеличивают  его предложение»1.

2.7.Историческое  значение теории монополистической  конкуренции

Во-первых, согласно теории Э.Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя ее уровень, и быть хозяином «на своем рынке». Во-вторых, введенное им понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Ведь при монополистической конкуренции: рыночная структура представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы;

1Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой  обусловлена торговой маркой и прочими  качественными характеристиками конкретного  продавца; «дифференцированный продукт», т.е. ту иную марку продукта, являющегося  близким субститутом, имеет возможность  производить любой «новый» продавец, как говорят, «вход» в отрасль  в рынок группы товаров не ограничен. В-третьих, если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкретная борьба допускалась только на слитом воедино рынке, то, по теории Э.Чемберлина, конкуренция имеет место и в условиях монополии на базе «дифференциации продукта», когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить свое предпочтение одному из товаров этого вида. В-четвертых, если «классики» и «неоклассики» вытеснение чистой конкуренции монополией видели в затухании ценовой борьбы, то, на взгляд Э.Чемберлина, конкурентная борьба всегда имела место между конкурентами-монополистами, проявляясь через развитие и ценовой и неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукта и рекламы. В-пятых, суждения Э.Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. Отсюда уместными становятся выводы о возможности в условиях монополистической конкуренции покупателю предпочесть один конкурирующий товар другому и одного продавца абсолютно неэквивалентного одноименного товара другому продавцу. Это, по логике Э.Чемберлина, также означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть монополистом может и мелкий либо средний продавец (торговец) и производитель, т.е. монополия, вопреки марксистским критикам, не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны и усвающие конкуренцию тенденции.

2.8.Комментарии  Э.Чемберлина о значении его теории

Важно обратить внимание на главу 9 «Теории монополистической  конкуренции», включенную Э.Чемберлином в книгу в 1937 г. на базе собственной исправленной и дополненной статьи. Она содержит ряд существенных комментариев. К примеру, ученым подчеркивается, что дифференциацию продукта не следует рассматривать «в самом широком смысле», поскольку ее (дифференциации) не может быть хотя бы без самой незначительной важности «по крайней мере для некоторого числа покупателей». Еще один комментарий связан с понятием «монополистическая конкуренция», которую гарвардский профессор характеризует как «вызов традиционной точке зрения экономической науки», считая, что из его сути не явствует альтернативная друг другу природа таких явлений, как конкуренция и монополия, и что отдельные цены (благодаря этому понятию) «следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополий». Кроме того, говоря о категориях «несовершенная конкуренция» и «монополистическая конкуренция», ученый разъясняет тенденциозность суждений тех, кто связывает их «как два разных названия одного и того же явления», и указывает на то, что элементы сходства этих категорий «достаточно оценены, но их несходство едва ли осознано». При этом он пишет: «...я вполне сознаю, что многие не уловят важности этого различия и увидят здесь всего лишь вопрос терминологии»1.Суммируя итоги своего исследования, Э.Чемберлин выражает

1Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

непоколебимую уверенность  в естественной сущности монополии  в конкурентной среде, т.е. в том, что предпринимательство в значительной своей части «составляют попытки  всякого предпринимателя воздвигнуть  собственную монополию, распространить ее насколько возможно и защитить ее против попыток других предпринимателей расширить свои монополии»Но задача, по его мысли, состоит в том, чтобы через экономическую науку пришло «полное осознание того обстоятельства, что продукт всегда дифференцирован», «что чистую конкуренцию нельзя больше считать во всех отношениях «идеалом» для экономики благосостояния»2. В заключение отметим, что впоследствии Э.Чемберлин и сторонники его теории монополистической конкуренции выдвинули положение о сохранении конкуренции и при «групповой монополии», в соответствии с которым речь идет о разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) товарной продукции без снижения цены до уровня предельных издержек. Другой характерной особенностью современной редакции теоретических положений Э.Чемберлина является выдвижение наряду с идеей о «дифференциации продукта», т.е. о его исключительном качестве, еще и дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции, как-то: техническое усовершенствование, достигнутое отдельным товаропроизводителем; особое обслуживание покупателей, обеспечивающее фирме респектабельную репутацию.

1Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

2Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

3.Экономическая  теория несовершенной конкуренции  Дж. Робинсон

Автор книги «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Вайолет Робинсон (1903--1983) закончила Кембриджский университет, став одним из видных представителей и продолжателей учения «школы А.Маршалла». Должность профессора в этом же университете занимала с 1965 по 1971 г. Она относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути, если учесть, что «Экономическая теория несовершенной конкуренции» вышла из-под ее пера в возрасте всего 30 лет.

3.1.Сущность несовершенной  конкуренции

Главная идея книги заключается  в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях существования которых и между которыми в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной (а по терминологии Э.Чемберлина -- монополистической). Как и Э.Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу -- выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль. Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Э.Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже «эксплуатацию» наемного труда.

3.2.Основные теоретические  положения

Как видно из содержательной части «Теории несовершенной  конкуренции», сущность монополии рассматривается  в ней негативно, как фактор, дестабзирующий социально-экономические отношения рыночной среды. Поэтому в этой работе можно выделить следующие основные положения.

Во-первых, по убеждению Дж.Робинсон, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли»1

Во-вторых, на взгляд Дж.Робинсон, кроме того, что монополия требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» , говоря по-другому, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные»

В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной  конкуренцией, как показала Дж.Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей». Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей. В-четвертых, завершая собственное «теоретическое исследование, Дж. Робинсон приходит «...к заключению, что преобладание и действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усваивается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы»1,«... что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости в распределении богатства»2.

3.3.Дилемма об  эффективности и справедливости

Исходя из этих и других суждений в связи с проблемами монополизации производства Дж.Робинсон указывает на необходимость решения дилеммы: эффективность справедливость. По ее мнению, «...чтобы объяснить предпочтительность монополизации, недостаточно показать, что она способствует повышению эффективности производства»3. Однако, как заметил М.Блауг, «вера в то, что «эффективность» и «справедливость» могут быть каким-то образом разделены, представляет собой одну из наиболее давних иллюзий экономической науки»4. В результате своего исследования Дж. Робинсон вполне могла бы сделать и другие логические выводы, в том числе о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции. Обстоятельное обоснование таких мер предложил спустя три года после выхода в свет книги

Дж. Робинсон другой ученый (также  представитель Кембриджской школы  и один из учеников А.Маршалла) Дж.М.Кейнс.

Заключение

Теория несовершенной  конкуренции - это мелкобуржуазная  теория рынка, признающая господство на нём монополий и их всесилие в  формировании цены в эксплуатации мелких собственников. Исследует возникающие в связи с процессом монополизации новые формы цени изменения в прибыльности с позиций буржуазного реформизма и левого кейнсианства. В отличие от монополистической конкуренции теории, теория несовершенной конкуренции не рассматривает конкуренцию внутри монополистического сектора, а исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами, т. е. процессы образования монопольной прибыли. Теория несовершенной конкуренции возникла в условиях кризиса 1929--33 и отразилась в работах Дж. Робинсон. Согласно теория несовершенной конкуренции, максимализация текущей прибыли за счёт рыночных контрагентов является непосредственным мотивом и основной характеристикой деятельности монополий, а норма прибыли монополии превышает среднюю и исключена из процессов выравнивания прибылей. Было признано, что создание монополий приводило к нарушениям действия стихийных регуляторов экономики («экономическое несовершенство») и требует государственного вмешательства. Этот вывод совпал с основным положением теории Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики. Социальное несовершенство рыночного механизма, возникновение эксплуатации сторонники теории несовершенной конкуренции видели в том, что монополист (продавец или покупатель) получает сверхприбыль за счёт падения доходов мелких капиталистов, мелких собственников земли или трудящихся ниже стоимости их «предельного продукта» Под эксплуатацией труда фактически подразумевается не извлечение капиталом прибавочной стоимости, а выплата недостаточной зарплаты -- ниже предельной производительности труда. С другой стороны, если мощные профсоюзы добиваются зарплаты, ущемляющей «обычную» прибыль собственников капитала, то уже сами рабочие якобы «эксплуатируют» мелких собственников. Современный термин «несовершенная конкуренция» стал чаще применяться буржуазными экономистами (П. Сэмюэлсон, Р. Дорфман и др.) уже к самим немонополизированным отраслям (переполненным мелкими капиталистами), с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. Переход к господству «зрелых монополий» трактуется как якобы уже устраняющий погоню за монопольной сверхприбыльностью и воссоздающий конкурентный механизм более совершенным эффективным. При этом критика в адрес теория несовершенной конкуренции со стороны буржуазных экономистов направляется не против её вульгарных общетеоретических посылок (теории предельной полезности, факторов производства и т.д.), а против её антимонополистической направленности.

Список использованной литературы

1.Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник.-М.:Финансы и статистика, 1999.-368 с.

2.Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.

3.Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.

4.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация стоимости). М.: Экономика, 1996.

1Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.2Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.


Информация о работе Теория несовершенной конкуренции