Теория отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:26, контрольная работа

Описание

Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара.
Рассмотрим процесс вертикальной интеграции на примере «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Российские компании «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение» (ВСМПО) и «Ависма» объединились в крупнейшую в мире интегрированную титановую корпорацию.

Содержание

1. Вертикальная интеграция (на примере «ВСМПО-Ависма») 3
Задача №2 (ценовая дискриминация 3 типа) 5
2. Ценовая дискриминация (на примере ОАО «Уралкалий») 10
2.1. Ценовая дискриминация 2 типа 15
2.2. Ценовая дискриминация 3 типа 17
3. Естественная монополия (автореферат) 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

теория отраслевых рынков (Лаптева Т.В.)1.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)


Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й  У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет Экономики и управления (вечерне-заочный)

Кафедра Бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

 

по курсу «ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

 

 

 

Студента группы Э-09Вз-БУиА

Лаптевой Т.В.

 

Преподаватель:

Редькина А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вертикальная интеграция (на примере «ВСМПО-Ависма»)

Задача №2 (ценовая дискриминация 3 типа)

2. Ценовая дискриминация (на примере ОАО «Уралкалий»)

2.1. Ценовая дискриминация 2 типа

2.2. Ценовая дискриминация 3 типа

3. Естественная монополия (автореферат)

Список использованной литературы


1. Вертикальная интеграция (на примере «ВСМПО-Ависма»)

Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара.

Рассмотрим процесс вертикальной интеграции на примере «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Российские компании «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение» (ВСМПО) и «Ависма» объединились в крупнейшую в мире интегрированную титановую корпорацию. В 1998 году 76% акций «Ависмы» были приобретены «ВСМПО». На одновременно проведенных собраниях акционеры обеих компаний одобрили решение о слиянии и создании корпорации «ВСМПО-Ависма».

Комбинат ВСМПО в Верхней Салде (Свердловская область), построенный во время второй мировой войны, выпускает титановые, магниевые и никелевые сплавы и специальные легированные стали для аэрокосмической и автомобильной промышленности, кораблестроения и энергетики. Предприятие оснащено уникальным оборудованием для производства труб и проката. Завод в Березниках (Пермская область), принадлежащий ОАО «Ависма», дает около 30% мирового производства губчатого титана, а также является крупнейшим в России производителем магния и сплавов на его основе. Предприятие поставляет свою продукцию ведущим мировым компаниям: GE Aircraft Engines, Rolls-Royce Aerospace, Boeing, British Aerospace, Aerospatiale, DaimlerChrysler, Pechiney Aluminium.

«ВСМПО-АВИСМА» - российская металлургическая компания, крупнейший в мире производитель титана. Полное наименование - Открытое акционерное общество «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Штаб-квартира - в городе Верхняя Салда Свердловской области. Структура собственности выглядит следующим образом: 66 % акций «ВСМПО-Ависмы» принадлежит «Оборонимпэксу», дочерней компании «Ростехнологий», 4 % - экс-генеральному директору «ВСМПО-Ависмы» Владиславу Тетюхину. Капитализация компании на конец 2007 года в РТС — $3,5 млрд.

Основные ключевые лица компании: Чемезов Сергей (председатель совета директоров), Воеводин Михаил (генеральный директор корпорации).

Основные причины вертикальной интеграции – это снижение транзакционных издержек на специализированные активы. Слияние «ВСМПО» с «Ависмой» позволило решить сразу две проблемы – обеспечить стабильность поставок, стабильность цен на сырье и уменьшить издержки по закупкам, снизив, таким образом, себестоимость продукции. В первую очередь это касается основного сырья для производства титановой губки – ильменита (исходное сырье для производства титана), а также молибдена и ванадия. Рынок последних двух составляющих нестабилен и характеризуется ростом цен в разы. Причем этот рост цен не обоснован экономически. Его причина в том, что рынок в этой области монополизирован, и поставщики сырья могут позволить себе искусственно завышать цены. Цены на ильменит на мировом рынке также растут, но менее существенно и по другой причине – из-за роста издержек по его добыче. Таким образом, можно заключить, что данная вертикальная интеграция была, в первую очередь, направлена в сторону ресурсов. Еще один, более субъективный фактор построения такого вертикально интегрированного холдинга состоит в том, что получение контроля над добывающими активами позволит увеличить капитализацию компании с большим мультипликатором.

Задача №2 (ценовая дискриминация 3 типа)

Пусть фирма-монополист, максимизирующая прибыль, производит товар с издержками, которые имеет функцию затрат TC(Q) = 20Q. Она продает товар на двух рынках, спрос на которых описывается функциями:

на первом рынке: ;

на втором рынке: .

а) Определите цены, объем продаж и прибыль фирмы, осуществляющей ценовую дискриминацию в том случае, если рынки абсолютно изолированы. Рассчитайте также излишек потребителя.

Фирма-монополист на каждом из рынков выбирает объем выпуска индивидуально из условия максимизации прибыли: MR=MC.

Для этого необходимо для каждого рынка: 1) выписать функцию обратного спроса; 2) найти функцию предельной выручки и 3) найти оптимальный объем выпуска, приравнивая предельную выручку предельным издержкам.

Предельные издержки (из условия задачи) равны:

Для первого рынка:             

1) ;

2)

3)

. Отсюда .

Подставляя полученный объем в функцию спроса, определим оптимальную цену:

;

Далее рассчитаем прибыль и излишек потребителя:

;

.

Аналогично для второго рынка:

1)

2)

3)

Отсюда: ;

;

.

Совокупные объем продаж, прибыль и потребительский излишек составят:

 


б) Представим себе, что покупатели приобрели возможность персонального арбитража, не сопряженного ни с какими дополнительными затратами. Как изменятся объем продаж и прибыль фирмы, а также выигрыш потребителей на рынке, если фирма назначила цены, такие, как мы определили в пункте (а)?

Если у покупателей на первом рынке появилась возможность персонального арбитража, не сопряженного ни с какими дополнительными затратами, то они предпочтут покупать по наименьшей доступной цене, которая в данном случае составляет . Тогда все покупатели будут приобретать товар по цене второго рынка. На втором рынке не произойдет никаких изменений. Для того чтобы оценить изменения на первом рынке подставим доступную цену в функцию спроса: .

Подсчитаем как изменятся суммарные объем продаж и прибыль фирмы, а также оценим изменения потребительского излишка:

в) Пусть персональный арбитраж возможен, однако сопряжен с трансакционными издержками в размере 20 на единицу продукции (и фирма осведомлена об этом). Определите цены для каждого сегмента, объемы продаж и прибыль, если фирма проводит ценовую дискриминацию с учетом изменившихся условий.

В случае, когда персональный арбитраж возможен, но сопряжен с трансакционными издержками (это издержки на организацию арбитража или та наценка, что устанавливают потребители со второго рынка) в размере t=20 на единицу продукции и фирма осведомлена об этом, она ограничена в установлении цен: разница в ценах на первом и втором рынке не может превышать издержек перепродажи. Цены на первом и втором рынке должны быть связаны соотношением: . Самым привлекательным для фирмы будет случай равенства (для потребителей первого рынка это ситуация, когда им безразлично покупать у фирмы или у потребителей со второго рынка)

Выпишем функцию прибыли:

,

и подставим туда все переменные, выразив их через p2.

Получаем:

Цену выбираем из условия максимизации прибыли. Для этого выпишем условие первого порядка:

.

Решив это уравнение, определим при какой цене р2 фирма максимизирует собственную прибыль:

,

Подставляя полученное значение р2 , найдем цену p1:

Соответственно:

,

Полученные результаты занесем в таблицу:

 

Дискриминация 3 типа

Q

P

CS

Нет арбитража,

Издержки МС=20

90

40

100

60

9700

4580

Арбитраж и издержки МС=20

180

60

7200

10600

Арбитраж с издержками t=10, МС=20

95

15

105

85

9050

4625

 

 


2. Ценовая дискриминация (на примере ОАО «Уралкалий»)

Ценовая дискриминация - установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками[1].

Существуют следующие разновидности ценовой дискриминации:

1.   Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) - практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д - которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

2.   Ценовая дискриминация второго рода - изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

3.   Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.

В этом разделе контрольной работы попытаемся более подробно рассмотреть последние две разновидности ценовой дискриминации. Наша цель - выявить и показать осуществление ценовой дискриминации 2 и 3 типов на примере крупного  промышленного гиганта в химической отросли Пермского края в частности и России в целом, ведущего свою деятельность на рынке калийных удобрений – ОАО «Уралкалий».

Рассмотрим кратко общую характеристику данного предприятия.

Полное наименование: Открытое акционерное общество «Уралкалий». Сокращенное наименование: ОАО «Уралкалий». Местонахождение:              618426, Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, 63. Руководитель: Генеральный директор - Баумгертнер Владислав Артурович.

Информация о работе Теория отраслевых рынков