Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:26, контрольная работа
Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара.
Рассмотрим процесс вертикальной интеграции на примере «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Российские компании «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение» (ВСМПО) и «Ависма» объединились в крупнейшую в мире интегрированную титановую корпорацию.
1. Вертикальная интеграция (на примере «ВСМПО-Ависма») 3
Задача №2 (ценовая дискриминация 3 типа) 5
2. Ценовая дискриминация (на примере ОАО «Уралкалий») 10
2.1. Ценовая дискриминация 2 типа 15
2.2. Ценовая дискриминация 3 типа 17
3. Естественная монополия (автореферат) 18
Список использованной литературы 20
ОАО «Уралкалий» и ее дочерние компании (все вместе «Группа Уралкалия») занимаются производством минеральных удобрений, в основном на основе калийных солей, добыча и переработка которых осуществляется в районе г. Березники, Россия, а также их реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
Группа производит около 7 видов продукции, основную часть которых составляет ассортимент калийных солей. Группа производит около 9% мирового объема калийных удобрений, и является одним их двух крупнейших производителей на территории Российской Федерации. За 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2008 г., около 89% калийных удобрений было экспортировано.
У Компании имеются лицензии на добычу солей калия, магния и натрия, выданные органами власти Пермского края. Сроки всех лицензий истекают в 2013 г. за исключением лицензии на разработку Усть-Яйвинского участка Верхнекамского месторождения, со сроком действия до 2024 г. Конечный контроль за деятельностью Группы осуществляет Дмитрий Рыболовлев.
Производственный комплекс «Уралкалия» состоит из 4 рудоуправлений - БКПРУ, которые осуществляют добычу руды из шахт (на данный момент только БКПРУ-2, БКПРУ-4) и ее переработку в готовую продукцию (все рудоуправления).
Поставляются калийные удобрения на внутреннем рынке в 63 области и автономных края России, в страны СНГ. Основными потребителями продукции ОАО «Уралкалий» является сельское хозяйство, предприятия, производящие сложные удобрения, в качестве сырьевой составляющей которых используется карналлит, предприятия розничной торговли.
Продукция ОАО «Уралкалий» экспортируется в более чем 30 стран мира. Экспортная сеть охватывает все континенты. Данные о странах-потребителях продукции указаны в таблице 1.
Таблица 1
Страны – потребители продукции ОАО «Уралкалий»
Европа | % | Азия | % | Америка | % | Африка | % |
Германия | 0,4 | Китай | 60,8 | США | 7,2 | ЮАР | 84,6 |
Норвегия | 7,7 | Вьетнам | 2,0 | Бразилия | 89,2 | Алжир | 15,4 |
Швеция | 4,1 | Индия | 24,0 | Уругвай | 0,7 |
|
|
Бельгия | 28,3 | Малайзия | 7,1 | Венесуэла | 1,4 |
|
|
Финляндия | 32,6 | Филиппины | 1,8 | Эквадор | 1,1 |
|
|
Польша | 3,3 | Ю. Корея | 0,7 | Коста-Рика | 0,4 |
|
|
Румыния | 4,5 | Япония | 0,7 |
|
|
|
|
Монако | 18,5 | Бангладеш | 2,2 |
|
|
|
|
Эстония | 0,1 | Иран | 0,3 |
|
|
|
|
Латвия | 0,1 | Турция | 0,1 |
|
|
|
|
|
| Шри-Ланка | 0,4 |
|
|
|
|
По причине неплатежеспособности сельскохозяйственных производителей и слабой поддержки сельского хозяйства государством сократилось потребление хлористого калия, производимого ОАО «Уралкалий», на внутреннем рынке РФ.
Ценовую дискриминацию нелегко осуществить на практике. Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной – способствовала бы росту прибыли фирмы должны выполняться следующие условия:
1. Наличие у фирмы рыночной власти. Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.
Это условие вполне применимо к «Уралкалию», т.к. данное предприятие функционирует в олигополистической отрасли минеральных удобрений.
Основные конкуренты ОАО «Уралкалий»: ОАО «Сильвинит» и ОАО «Беларуськалий» и «Роtash Соrроrаtion of Saskatchewan». С «Сильвинитом» ОАО «Уралкалий» разрабатывает общее верхнекамское месторождение калийных солей.
По географическому положению, центральные и западные регионы России находятся ближе к другому производителю - ПО «Белоруськалий», расположенному в Республике Беларусь.
Иностранным конкурентам ОАО «Уралкалий» в сфере производства и реализации продукции являются фирмы:
- Корпорация «Поташ корпораэйшн оф Саскатчьюен» («Potash Corporation of Saskatchewan»), расположенная на крупнейшем в мире месторождении калийных солей в Канаде и представляющая собой крупнейшего производителя минеральных удобрений.
2. Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Прибыльная ценовая дискриминация требует наличия разных по ценовым оценкам товара для покупателей, причем эта их разность должна быть легко определяема и контролируема.
Обратим внимание на продукцию рассматриваемого нами предприятия. ОАО «Уралкалий» выпускает три основных вида продукции: гранулированный (гранулят), розовый и белый хлористый калий. Все три вида продукции являются калийными удобрениями. Состав этих трех видов продуктов отличается между собой концентрацией ценного компонента KCl и размерами гранул. Что, как следствие, ведет к различному ценообразованию на каждый из указанных видов продукции.
3. Способность фирмы исключить арбитраж - перепродажа товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекомендовала ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит» с 1 января 2010г. установить цены на хлористый калий для производителей сложных удобрений в РФ в размере 4 тыс. 750 руб. за 1 т.
Служба поддержала намерение производителей хлористого калия повысить на 20% цену на этот продукт. Между тем покупатели хлористого калия настаивали на сохранении действующей в 2009г. цены - 3 тыс. 955 руб./т. Аргументом в пользу повышения цен стал довод компаний, что в текущем году более 20% закупленных со скидкой калийных удобрений сельхозпредприятия перепродали либо на экспорт, либо другим потребителям по ценам уже на уровне 10-12 тыс. руб./т. В результате данного повышения цен на внутреннем рынке производители калийных удобрений, в частности «Уралкалий», добились снижение арбитража.
Таким образом, основываясь на трех вышеизложенных свойствах, мы можем смело предположить, что ОАО «Уралкалий» имеет все необходимые предпосылки для ведения эффективной ценовой дискриминации.
Данный тип ценовой дискриминации можно проследить на азиатском рынке. Исходя из таблицы 1 (см. выше табл.1) на данном рынке отчетливо выражаются два основных потребителя калийных удобрений – Китай (60,8% продаж от общего объема калийных удобрений поставляемых ОАО «Уралкалий» на данный рынок) и Индия (24% от тогоже объема поставок). Как видим из статистики объемы продаж для Китая в 2,5 раза больше объемов продукции поставляемых в Индию.
А теперь проследим по каким ценам ($/тонн.) были заключены контракты с этими потребителями на 2010г.
Условия контракта с Индией[2]
Российский производитель калийных удобрений «Уралкалий» договорился о поставках в Индию своей продукции по цене $460 за тонну. Контракт с Indian Potash Ltd (IPL) - крупнейшим индийским импортером минеральных удобрений - заключила Белорусская калийная компания (БКК), которая является эксклюзивным поставщиком удобрений «Беларуськалия» и «Уралкалия». Общий объем поставок БКК по контракту с IPL составит около 675.000 тонн, включая опцион, продлятся поставки по май 2010 г. «Новые условия, сложившиеся на рынке, скорректировали нашу позицию в переговорах с IPL и во многом определили политику ценообразования на калийные удобрения на индийском рынке в этом году. Цена $460 за тонну в рамках долгосрочного контракта - компромиссное решение, отражающее очередной этап развития калийной индустрии и мирового калийного рынка», - сказал гендиректор БKK В.Николаенко. Индия, сохраняя стабильный спрос на поташ и практически исчерпав резервы, вела переговоры о ценовых условиях поставок калийных удобрений на ближайший год с основными мировыми производителями. Цены на калийные удобрения, традиционно пользующиеся повышенным спросом на мировых рынках из-за ограниченного предложения, в ушедшем году достигали рекордных $1 000 за тонну. Но осенью кризис привел к сокращению спроса на сельскохозпродукцию и многие потребители оказались не в состоянии закупать удобрения в запланированных объемах.
Условия контракта с Китаем[3]
Производители калийных удобрений, как и предполагали представители компаний, до наступления 2010г. успели договориться с китайскими покупателями о цене поставок. «Белорусская калийная компания» (БКК), являющаяся экспортным трейдером «Уралкалия» и «Беларуськалия», выразила согласие заключить контракт с китайскими импортерами China National Agricultural Means of Production Group Corp. (CNAMPGC) и Sinofert Holdings Ltd на поставку 1 млн. тонн хлористого калия по цене 350 долл./тонну. Основной объем планируется поставить в период с января по июль 2010г., хотя технически контракт заключается на весь 2010г.
Объем контракта в 1 млн. тонн предполагает увеличение поставок как минимум до 2 млн. тонн с учетом экспорта в северный Китай по железной дороге.
Данные ценовой дискриминации на азиатском рынке наглядно выразим на гистограмме:
Важным методом ценовой дискриминации третьего типа является назначение разных цен для покупателей на внешнем и внутреннем рынке. На мировом рынке калийных удобрений конкуренция гораздо выше, нежели на внутреннем. В ряде случаев можно считать, что фирма-экспортер не обладает
возможностью влиять на цену мирового рынка - следовательно, эластичность спроса на ее продукцию на этом рынке стремится к бесконечности.
Как уже отмечалось выше, ОАО «Уралкалий» около 90% своей продукции отпускает на экспорт, остальные 10% остаются для продажи на внутреннем рынке. Помимо этого, напомню, что ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит» являются единственными производителями калийных удобрений на территории России, что как следствие ведет к олигополии внутреннего рынка. Согласно теории организации отраслевых рынков, чем выше концентрация на внутреннем рынке и ниже конкуренция между продавцами, тем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке, тем выше назначаемая фирмами цена на внутреннем рынке по сравнению с мировой ценой товара[4]. Но в действительности ситуация складывается иначе. Стоимость калийных удобрений на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. Объясняется это тем, что ценообразование контролируется ведомством ФАС.
Динамика цен на хлористый калий на внутреннем и мировом рынках ($/тонну)
Страна | 2008 | 2009 | 2010 |
Россия | 145 | 152 | 160 |
Бразилия | 650 | 702 | 460 |
Индия | 625 | 675 | 460 |
Китай | 525 | 576 | 350 |
Дадим некоторые определения естественной монополии:
1. Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией[5].
2. Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги)[6].
Различают следующие виды естественной монополии[7]:
- однопродуктовая и многопродуктовая;
- природные монополии и технико-экономические;
- временные (локальная) и постоянные (глобальная);
Причинами возникновения естественной монополии могут быть:
• особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска (экономию от масштаба);
• экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;
• недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском[8].
Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы.
1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов.
2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.
3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии[9].
Рассмотрим более подробно способ косвенного регулирования цен через установление предельных величин прибыли или доходности. Главное его преимущество заключается в том, что установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.