Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее применения на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; рассмотреть предельную полезность и потребительский выбор, изучить бюджетное ограничение и покупательскую способность, изучить кривые и карту безразличия; проанализировать реакцию потребителя на изменения дохода и цен, эффекты замещения и дохода особенности потребительского поведения в России в период кризиса.

Содержание

Введение 3
1 Теория потребительского поведения 5
1.1 Сущность теории потребительского поведения 5
1.2 Предельная полезность и потребительский выбор 9
1.3 Бюджетное ограничение и покупательская способность 12
2 Потребительское поведение в категориях кривых безразличия 15
2.1 Кривые безразличия и бюджетное ограничение 15
2.2 Реакция потребителя на изменения дохода и цен, эффекты замещения и дохода 16
2.3 Потребительское поведение россиян в период кризиса 19
Заключение 29
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

теория потребительского поведения.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

     Главные проявления кризиса, с которыми столкнулись  россияне, - рост цен (85%) и уменьшение доходов (40%). Далее следуют отказ  от некоторых товаров и услуг (25%), задержки заработных плат, стипендий, пособий или же их сокращение (по 21%), увольнения с работы (17%), паника и депрессия в окружении и ухудшение качества коммунальных услуг (по 14%), сокращение рабочего дня и вынужденные отпуска (13%), необходимость оказания помощи близким и взять деньги в долг (по 12%), невыплата премий, бонусов и рост преступности (по 11%), отказ в получении кредита (9%). Замыкают этот рейтинг кризисных симптомов невозможность выплаты по ранее взятому кредиту (7%), ухудшение условий работы, отсутствие в магазинах привычных товаров и повышение процентной ставки по кредиту (по 6%), отказ в выдаче денег в банке (3%). Кризис заставил россиян экономить, в первую очередь, на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%). 30% наших сограждан сократили расходы на развлечения, 29% - на отдых, отпуск. 24% экономят на лечении и медикаментах, 20% - приобретении крупной бытовой техники, 18% - на больших покупках (недвижимости, автомобилях), 17% - на связи (в том числе, мобильная). 16% снижают расходы на транспорт, 15% - мелкую бытовую технику, по 14% - на предметах роскоши и коммунальных расходах, 6% - на образовании. Впрочем, 12% россиян сообщают, что ни на чем не экономят. Траты на питание по-прежнему составляют более половины дохода семьи у 51% наших сограждан: 41% сообщают, что тратят на них 50-74% своих доходов, а 10% - от 75% и более своих средств. 37% россиян сообщают, что на продукты питания тратят 25-49% доходов семьи (в 2007 году об этом сообщали 29%). Лишь у 6% расходы на питание составляют менее четверти доходов (25% и менее от доходов семьи). Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов - об этом сообщают 45%. У 35% наших сограждан эти расходы составляют около четверти (25%) семейного бюджета - впрочем, с прошлого года доля таких респондентов снизилась (с 40%). О том, что тратят на коммунальные платежи от 50% до 74% доходов или же более 75% доходов сообщают 11% и 2% россиян соответственно.10

     Поведение большинства потребителей по-прежнему находится под влиянием одного очень существенного фактора — собственного дохода. В результате исследователи выявили четыре модели потребительского поведения. В частности, инерционную модель, или “автопилот”, когда принятие решения о покупке делается по инерции или по привычке, а уровень восприимчивости к внешнему воздействию минимален (это касается таких, например, товаров, как кофе, каши, сыр, маргарин и майонез). Вариативная модель, или “поиск разнообразия”, предполагает, что в этом случае покупатель ищет новые вкусы, варианты, форматы (печенье, жевательная резинка, салатные заправки и соусы). При модели “активный режим” покупатель чувствителен к привлекательной рекламе и другим средствам pre-store активности и “шуму” вокруг продукта (энергетические и спортивные напитки, готовый к употреблению чай (холодный чай), питьевой йогурт). И, наконец, модель “поиск лучшей цены”: покупатель чувствителен к промоакциям и скидкам. «Потребители не готовы тратить энергию на каждодневные решения. Чтобы упростить себе жизнь, они зачастую делают покупки “на автопилоте”, включая инерционную модель и принимая решение в пользу того или иного продукта, не обращая внимания на этикетки или цену. В этом случае выбор того или иного бренда определяется привычкой. В эти моменты потребители не готовы пробовать что-то новое, и маркетологам придется очень постараться, чтобы разработать стратегию, которая позволит им переключить внимание потребителей. Однако это правило совершенно не действует на “активируемых” категориях, где потребители чувствительны к рекламе и “шуму” вокруг продукта», — уверены исследователи.11

     Таким образом, мы увидели как повлияла экономическая ситуация на потребительское поведение, доходы и расходы россиян, и рассмотрели четыре модели потребительского поведения.

 

     Заключение 

     В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага). Для анализа полезности использовались количественная и качествен-ная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает не абсолютную, а относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя. Графически система предпочтений потребителя изображается с помо-щью кривых безразличия. Это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. При выборе одного из двух товаров возникает понятие предельной нормы замещения. Предельной нормой замещения благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизмен-ным. Действуя рационально, потребитель выбирает те блага или наборы благ, которые обеспечивают ему наибольшую полезность. Предельная полезность – это дополнительная полезность, полученная за счет увеличения потребления данного блага на одну единицу. Принцип убывающей предельной полезности состоит в том , что с ростом потребления какого-либо одного блага при фиксированном объеме потребления всех остальных благ общая полезность возрастает убывающими темпами, а предельная полезность при этом убывает. Равновесие потребителя достигается в том случае, когда он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Функция полезности - целевая функция модели потребительского выбора – представляет собой зависимость максимально возможного уровня полезности от потребления определенного качества благ. Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ. Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при изменении цен и ведет к росту потребления подешевевшего товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. По средствам методологии нахождения оптимума потребителя (равновесия) можно проанализировать его реакцию на изменение доходов и цен, что позволит классифицировать потребителей по уровню доходов и видам потребления, построить кривую рыночного спроса.

     В ходе написания работы были изучены  модели поведения потребителя, в том числе влияние экономической ситуации на потребительское поведение.

     Таким образом, в данной работе была рассмотрена теория потребительского поведения, её основные аспекты и применение на практике.

 

        Список используемой литературы 

    
  1. Микроэкономика: учебник / Под ред. проф. Ю.В. Тарануха, Д.Н. Землякова. – М.: КНОРУС,  2010.-320 с.
  2. Общая экономическая теория / Баликов В.З. - М., Н-ск: Сибирское соглашение /М: Омега-Л 1999. – 350 с.
  3. Поведение потребителей Блэкуэлл Р.Р. / под. ред. Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. - Питер, 2006. -400 с.
  4. Поведение потребителей: учебное пособие / Ильин В.И. - Питер , 2007. – 536 с.
  5. , Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник / И. Якобсон - М., 2000. - 835 с.
  6. Экономическая теория: учебн. пособие / под ред. Игнатовой Т.В./Васильев П.П. – Ростов н/д: СКАГС, 2007. – 279с.
  7. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра эк. наук, ГП. Журавлевой - 3 изд.; испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2007. – 934 с.
  8. Современная микроэкономика: анализ и применение / Хайман Д.Н. – М., 2007. – 634 с.
  9. Поведение потребителей / под ред. Федько Н.Г., Федько В.П. - Феникс, 2007. – 700 с.
  10. Экономическая теория Носова С.С.. М., Изд-во «Владос»,2007. – 563 с.
  11. Экономический словарь, http://www.ckat.ru/keywords/answer.php?id=9789&letter=%CE&page.стр9
  12. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11615.html?no_cache=1&cHash=49eaee5bdc
  13. http://quote.rbc.ru/macro/news/2010/01/14/354896.shtml
  14. http://www.economy.gov.ru/
  15. http://narod.ru/disk/17178763000/ET_Nikolaeva.rar.html

Информация о работе Теория потребительского поведения