Теория рыночного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:17, доклад

Описание

Спрос: закон спроса, кривая спроса, факторы (детерминанты) изменения спроса
Спрос (D) – это, то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Работа состоит из  1 файл

теория рыночного ценообразия.docx

— 24.09 Кб (Скачать документ)

 Спрос: закон спроса, кривая спроса, факторы (детерминанты) изменения спроса

Спрос (D) – это, то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически  это означает, что между величиной  спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно  в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного  товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного  сложнее, так как покупатель может  привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой —  товар-субститут.

В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь  между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене.

Факторы изменения спроса:

  1. Ценовой фактор – это цена на данный товар, она влияет на спрос обратно пропорционально. На графике спроса это отмечается движением величины спроса вдоль кривой спроса: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены.
  2. Влияние неценовых детерминант         
    1. Потребительские вкусы. Благоприятное для  данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблаго­приятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов.
    2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.
    3. Доход. Воздействие на спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.  Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
    4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.
    5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на то­вары. Обратное утверждение также верно. Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.

Возможны также случаи, когда предложение и спрос  изменяются в противоположных направлениях.

    1. Парадокс Гиффена. При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка. Это хорошо было видно на примере Ирландских бедняков: 

Предложение: закон  предложения, кривая предложения и  факторы (детерминанты) изменения предложения

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут 'предложить на рынок продавцы за определенный промежуток  времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения состоит  в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого  товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Кривая предложения —  показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители  по разным ценам в данный момент времени 

Факторы изменения предложения

    1. Цена. Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.
    2. Неценовые факторы изменения предложения.

Неценовые факторы изменения  предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них: цены на ресурсы; уровень технологии производства; налоги и дотации; цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары; ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.; число продавцов.

Прямую зависимость между  ценой товара и количеством их поставок на рынки, которую описывает  кривая предложения, можно рассматривать  как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус».

Каждое ресурсовложение фирмы – это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Эти издержки будут оплачены покупателем в цене готового товара, если окажется, что данный товар вообще пользуется спросом.

Только в этом смысле фирма  может констатировать факт альтернатив  со знаком «плюс». Иные ситуации – это  неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.

Основные неценовые факторы  предложения выглядят следующим  образом.

Во-первых, уровень технологии производства данных товаров. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная  организация производства и труда  и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой  продукции.

Во-вторых, государственная  налоговая политика, политика поддержки  субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные  факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида.

Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель  может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом  цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров.

В противоположном направлении  влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы поддержки выпускающих  продукцию фирм и предпринимательства  в целом. В этом случае предложение  ими товаров на рынках будет возрастать.

В-третьих, предложение товаров  во многом зависит от наличия или  отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.

В-четвертых, экономию издержек могут принести также снижающиеся  цены ресурсов и факторов производства. Таким способом можно вызвать  рост производства товаров.

Взаимодействие  спроса и предложения: рыночное равновесие. Влияние изменения спроса и предложения  на равновесную цену

Рыночное равновесие —  ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными.  Такая цена имеет  тенденцию в отсутствие изменений  спроса и предложения оставаться неизменной. Рыночное равновесие характеризуется  равновесной ценой и равновесным  объёмом.

Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения  равновесия рынок приходит в состояние  равновесия и устанавливаются прежние  равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения  равновесия устанавливается новое  равновесие и изменяется уровень  цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

В приведенной таблице  показана зависимость изменения  спроса и предложения от различных  факторов и влияние на цену.

Что происходит с равновесной  ценой и равновесным объемом  производства, если спрос и предложение  изменяются в одном и том же направлении?

Здесь также возможны два  случая. На рисунке в представлена ситуация, когда и спрос, и предложение увеличиваются. Влияние этих процессов на направление изменения цены будет зависеть от соотношения эффекта повышения цены в результате повышения спроса и эффекта ее понижения в результате роста предложения. Если параметры увеличения спроса больше параметров роста предложения, равновесная цена будет расти; если же параметры повышения предложения будут больше параметров роста предложения, равновесная цена будет снижаться.

Из рисунка г следует, что в данном случае и спрос, и предложение уменьшаются. Если параметры снижения предложения выше, чем параметры снижения спроса (эта ситуация показана на рисунке), то равновесная цена возрастает. Когда же имеет место обратная ситуация, то равновесная цена снижается. Что касается равновесного объема производства, то в данном случае можно однозначно утверждать, что он будет снижаться.

Излишки потребителя  и производителя

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (излишек  покупателя, дополнительная выгода) –  разница между ценой, которую  потребитель готов заплатить  за товар, и той, которую он действительно  платит при покупке

при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага  равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители  готовы заплатить за эти промежуточные  единицы больше рыночной цены. Суммарный  излишек потребителя представлен  заштрихованной площадью PEP1.

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ –  дополнительные доходы, извлекаемые  производителями в результате того, что цена на его благо превышает  цену, по которой они готовы продавать  это благо на рынке.

ОРе – равновесная рыночная цена. В каждой точке участка кривой предложения АЕ производители стремятся предлагать определенный объем блага и реализовывать его по цене ОРе, т. е. выше той, по которой они были бы готовы реализовать свои блага. Так, один продавец намерен реализовывать объем OQ1 своего блага по цене OP1 при практической цене блага, равной OP1. В результате он получил бы излишек P1Pe. Общий излишек равен АРеЕ

Равновесие в  мгновенном, коротком и длительном периоде. Паутинообразная модель.

В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования  заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством  товара, не означает, что все это  количество должно быть обязательно  продано независимо от уровня цены.   Многое зависит от природы данного  товара. Если товар скоропортящийся  и не подлежит хранению, линия предложения  будет перпендикулярна оси абсцисс. Как видно из рис. 2.7,а, в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.

Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком . При цене РЕо продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара Qk• Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень Ре0, например Рв:. Однако при цене ниже Ре0 , например Ре2 , объем предложения составит Qe3 , тогда как количество товара в размере QK - Qe2 может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.

В коротком периоде линия  предложения также состоит из двух сегментов. Первый, имеющий положительный  наклон, ограничен по оси абсцисс  точкой, соответствующей производственной мощности Qk- Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения — размером производственных мощностей.

Наконец, в длительном периоде  производитель может не только варьировать  интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства. На рис. 2.9 представлены три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае, когда изменение  масштаба производства происходит при  неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счет роста цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены. В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счет снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены. В дальнейшем все эти три ситуации будут исследованы подробнее.

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к  состоянию равновесия, когда реакция  предложения или спроса запаздывает.

Паутинообразная модель описывает  динамический процесс: траекторию корректировки  цен и объема производства при  движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение  реагирует на изменения цен с  некоторым запозданием.

Информация о работе Теория рыночного ценообразования