Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:51, курсовая работа
Проблема изучения и измерения эластичности имеет существенный научный, а самое главное и практический, интерес для экономики в настоящее время. В данной курсовой работе я ставлю целью подробное рассмотрение основ теории спроса и предложения, а также методов измерения эластичности, для чего необходимо решить следующие задачи исследования:
рассмотрение теоретических основ понятий спроса, предложения и эластичности;
обозначение методов измерения эластичности
разбор практического примера оценки эластичности в практике предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Спрос и предложение на рынке 4
1.1 Понятие спроса 4
1.2 Понятие предложения 8
1.3 Взаимодействие спроса и предложения 12
2. Эластичность спроса и предложения 14
2.1 Методы изучения эластичности спроса и предложения 17
2.2 Применение теории эластичности как раздела общей теории спроса и предложения 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Из рисунка мы видим, что имеет место перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Таким образом, движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
Сдвиг кривой предложения выражает реакцию производителей на вариацию неценовых факторов, влекущих изменение величины предложения (даже его характера). Данный процесс иллюстрируется сдвигом все кривой предложения. При этом смещение вправо характеризует увеличение предложения, сдвиг влево – его сокращение (рис. 6).
Итак, если подвергаются изменениям неценовые факторы, то это влечет сдвиг кривой предложения. Когда же происходит изменение величины предложения как реакция на изменение цены данного товара, то имеет место движение вдоль кривой предложения.
Рис. 6. Сдвиг кривой предложения
До настоящего момента
спрос и предложение
Итак, взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночное равновесие при этом отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители.
При рыночном равновесии отсутствуют факторы, ведущие как к повышению, так и к понижении цены до тех пор, пока все прочие условия остаются неизменными. Графически взаимодействие спроса и предложения изобразим на рисунке (рис.7). Наглядно видно, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (обычно обозначается Е). Данная точка отражает равенство величины спроса с величиной предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает в качестве равновесной. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой также и равновесный объем. В реальности цена, по которой товар продается или покупается, может совсем не совпадать с равновесной. Также как и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Причина явления кроется в том, что равновесное состояние нестабильно, так как условия рынка, определяющие рыночное равновесие, также нестабильны и вызывают изменения спроса и предложения.
Рис. 7. Взаимодействие спроса и предложения
Перейдем, наконец, к главному,
интересующему нас в данном исследовании,
показателю. В общем говоря, эластичность
– степень реагирования одной
переменной величины в ответ на изменение
другой, связанной с первой величиной.
Исторически понятие
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Математически эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
В экономической науке выделяют следующие виды эластичности:
Основной, рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене ( ). Она имеет следующие формы:
В общем говоря, деление
эластичности на указанные формы
является достаточно условным, так
как разные блага имеют разный
коэффициент эластичности. Например,
основные продукты питания обладают
низкой эластичностью спроса по цене.
А вот предметы роскоши напротив
– имеют более высокую
Также неверно отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо данные понятия являются различными. Отличия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 8).
На рис. 8 заметно, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины линии спрос эластичный, а вот ниже – неэластичный. В точке, расположенной посередине, наблюдается единичная эластичность спроса. Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.
Рис. 8. Эластичность и наклон – разные понятия
Обозначим формы эластичности другой категории – предложения:
Наравне с эластичностью спроса и предложения в отдельности существует и перекрестная эластичность. Она может быть:
В микроэкономическом анализе показатель эластичности может быть использован для:5
Итак, мы рассмотрели основные
теоретические вопросы
На практике вопросами
изучения эластичности спроса и предложения
занимается отдел маркетинга. В общем,
для определения искомых
1. Обработка и анализ
статистической информации о
продаже одинаковых товаров в
разные моменты времени на
разных рынках и по различным
ценам. Для реализации данного
подхода хорошая база данных,
приведенная к одинаковым
2. Ценовые эксперименты.
В случае отсутствия
Крайне важно при проведении данных экспериментов оставлять влияние других факторов неизменными, чтобы четко обозначить действие ценового фактора. Данное положение является главным минусом метода, так как в реальности развивающейся экономики обеспечить такую предпосылку крайне сложно.
3. Опрос потребителей. Суть
метода, очевидно, проста. Главным недостатком
подхода является человеческий
фактор, которому здесь отведена
главенствующая роль. Дело в том,
что потребители зачастую
4. Экономико-математическое
моделирование (исключая
Как мы отмечали в теоретической
главе, величина сбыта по отношению
к цене определяется кривой спроса.
На практике же построить данную кривую
достаточно проблематично. Один из более-менее
надежных способов это осуществить
– это проверить, как продается
товар по различным ценам на нескольких
торговых точках с эквивалентными методами
продвижения, распределения и
При значительной вариации цен на эквивалентные товары любой рынок является восприимчивым к цене. К примеру, если нет предпосылок дефицита, то никто не будет платить за бутылку прохладительного напитка 100 долларов, тем более что ее можно приобрести за цену в 100 раз меньшую на том же рынке. Для предприятия при этом крайне важно при установлении цены попасть в интервал между ее низшим и высшим значением, которые представлены конкурентами. На практике только в данных пределах необходимо исследовать чувствительность потребителей к цене.
Рассмотрим конкретный пример определения эластичности спроса на основе опроса потребителей.7
Допустим, респондентам задавался вопрос: «Изменится ли объем ваших покупок при изменении цены на данный товар на 10%?». При этом предлагались варианты ответов: изменится; не изменится; затрудняюсь ответить. Для ответов «изменится» предлагались уточняющие ответы: объем покупок изменится на 5–10%; объем покупок изменится более чем на 10%. Допустим, 20% респондентов ответили, что объем покупок останется прежним; 75% – изменится и 5% опрошенных затруднились ответить. Из 75% респондентов 30% из их числа изменили бы объем покупок на 5–10%, а оставшиеся 45% – на 10% и более.
Коэффициент ценовой эластичности спроса ( ) в данном примере может быть рассчитан следующим образом. Для среднего изменения объема покупок в 7,5%:
Информация о работе Теория спроса и предложения: теоретическое и практическое значение