Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:51, курсовая работа
Проблема изучения и измерения эластичности имеет существенный научный, а самое главное и практический, интерес для экономики в настоящее время. В данной курсовой работе я ставлю целью подробное рассмотрение основ теории спроса и предложения, а также методов измерения эластичности, для чего необходимо решить следующие задачи исследования:
рассмотрение теоретических основ понятий спроса, предложения и эластичности;
обозначение методов измерения эластичности
разбор практического примера оценки эластичности в практике предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Спрос и предложение на рынке 4
1.1 Понятие спроса 4
1.2 Понятие предложения 8
1.3 Взаимодействие спроса и предложения 12
2. Эластичность спроса и предложения 14
2.1 Методы изучения эластичности спроса и предложения 17
2.2 Применение теории эластичности как раздела общей теории спроса и предложения 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Для изменения объема покупок на 10%:
Для респондентов, ответивших «не изменится», .
При подсчете итогового коэффициента эластичности нам необходимо взвесить полученные коэффициенты на долю каждой группы респондентов:
Обычно в случае уменьшения объема покупок при увеличении цены величина отрицательна.
Одним из направлений исследования цен является определение, имеются ли на кривой спроса такие ценовые точки, в которых целевой рынок будет особенно чувствителен к цене.
Даже приблизительные
оценки величины эластичности важны
для решения следующих
1. Обозначение точек воздействия на цены в целях увеличения.
2. Сравнение показателей
эластичности различных
3. Сопоставление показателей
эластичности для товаров-
4. Перекрестные эластичности,
позволяющее прогнозировать
Можно также привести пример значимости изучения эластичности.
Так в настоящее время для компании America Online (AOL) – крупнейшего в мире Internet-провайдера настали нелучшие времена. В опубликованном в начале 2008 года рейтинге американских провайдеров она заняла последнюю строчку, затем школьник сумел вскрыть ее систему безопасности. Кульминацией неудач стало нарушение работы электронной почты, в результате чего 23 февраля клиенты AOL на семь часов остались без связи.
Неприятности America Online вряд ли можно объяснить только случайностями. В начале 2007 г. компания оказалась просто не готова к тому, чтобы обслужить всех желающих воспользоваться ее услугами. Снизив цены до 19,95 долл. в месяц с неограниченным доступом к Internet и другим службам, AOL вместо победы над конкурентами добилась лишь массы судебных исков от клиентов, раздраженных заторами на ее линиях. В конце октября возник затор на почтовых каналах AOL, и абоненты не могли работать с электронной почтой почти сутки. И вот в феврале 2007 года новая неудача. Представители America Online заявили, что причиной этого сбоя, произошедшего в пиковые часы работы с Internet, стали неполадки в электропитании.
Будь AOL небольшим провайдером,
подобные неурядицы не получили бы
столь широкой огласки. Однако любые
сбои в работе крупнейших компаний,
к каковым относится America Online, вызывают
общественный резонанс. На этом неблагоприятном
фоне AOL объявила о десятипроцентном
(до 21,95 долл. в месяц) повышении цен
на свои услуги с апреля 2008 года. Заявление,
естественно, вызвало бурное недовольство
американских потребителей Internet-услуг.
Как известно, более высокая цена
предполагает улучшенный сервис, а
тут – прокол за проколом. В сложившейся
ситуации у конкурентов AOL появилась
возможность упрочить свои позиции,
которой они не преминули воспользоваться.
«Младшие братья» крупнейшего провайдера
(EarthLink, Compu-Serve etc.) один за другим начинают
охоту за абонентами AOL. И все же
America Online остается крупнейшим в мире
поставщиком электронных
Убедимся в том, что
оценка спроса и предложения важна
не только в теоретическом плане,
но также имеет и практический
смысл, непосредственно выраженный
в теории эластичности. Причем постараемся
доказать, что в связи с тем,
что современная экономика
В последнее время все
чаще на многих рынках, как экономически
развитых, так и развивающихся
стран наблюдается
В первую очередь, это касается
ситуации, характеризующейся тем, что
эластичность спроса на потребительских
рынках все чаще приобретает массовый
характер. К примеру, если руководству
какого-либо предприятия хватит смелости
действительно попробовать
Таким образом, на основе приведенного примера можно сделать вывод о том, что эластичность покупательского спроса оказывает непосредственное влияние на такие важнейшие экономические составляющие любого предприятия, как цена, издержки и прибыль.
Однако, не смотря на то, что выявленная закономерность, бесспорно, является одной из основ понимания необходимости изучения теории эластичности в привязке к достижению предприятием экономической прибыли, нельзя забывать и о другой важной зависимости, а именно о связи между личным доходом и спросом на некоторые определенные виды товаров. Для того чтобы наглядно продемонстрировать характер этой зависимости, можно взять в качестве примера такой товар, как ювелирные изделия с бриллиантами (ЮБИ). Для начала, на мой взгляд, необходимо пояснить, почему в качестве предмета исследования выбирается именно этот товар. Во-первых, потребительная стоимость ЮБИ изначально связана с их способностью вызывать положительные эмоции своей красотой. Во-вторых, при их приобретении присутствуют инвестиционные мотивы либо фактор традиции. В-третьих, ЮБИ можно отнести к товару, у которого практически нет прямых конкурентов. Не берусь утверждать, что здесь я привела все отличительные особенности ЮБИ как товара, но считаю, что уже по этим характеристикам их можно отнести к особой группе товаров.
Итак, если рассматривать зависимость личного дохода и спроса на предметы роскоши, в частности ЮБИ, то, используя формулу шведского экономиста Л. Торнквиста:
Q = (α *I * (I – γ) ) / (I+β), (1)
где Q – спрос на предметы роскоши;
I – величина личного дохода;
α, β, γ – параметры;
можно показать, что с ростом величины личного дохода пропорционально увеличивается и спрос на предметы роскоши (в данном случае ЮБИ). Таким образом, при любых параметрах этой зависимости эластичность спроса по доходу по мере превышения последним определенного порогового значения быстро падает и стремится к единице.11
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спрос на ЮБИ, относящихся к товарам высшей категории или к нормальным товарам, растет по мере увеличения дохода населения, т.е. указанная зависимость имеет линейный характер. Итак, подводя итог всему, о чем шла речь, можно еще раз отметить первостепенное значение практического применения теории эластичности с целью повышения прибыли предприятия или для всестороннего, углубленного анализа экономической ситуации, складывающейся на современных рынках. В заключение также следует подчеркнуть, что эластичность непосредственно связана с политикой любого предприятия в отношении установления цен на свою продукцию, минимизации издержек и увеличения прибыли. Помимо этого эластичность проявляется и в линейной зависимости спроса на товар, в частности применительно к рассмотренным здесь ювелирным изделиям с бриллиантами от величины личного дохода потенциальных потребителей указанного продукта, что также позволяет государству либо предприятию проводить определенную политику ценообразования, с целью извлечения определенной выгоды. Таким образом, линейные зависимости между эластичностью спроса и получением предприятием максимального дохода, а также между величиной личного дохода и спросом на продукцию являются основными тенденциями, используемыми для эффективного применения теории эластичности на практике в отношении функционирования современных рынков.
Одной из главнейших составляющих
экономики является теория спроса и
предложения, а наряду с ней и
понятие эластичности. Заметим, что
хотя имеет место большой интерес
к исследованию эластичности товара,
на практике они осуществляются редко
и в основном крупными предприятиями.
Причина кроется в самом
Помимо этого, на практике
часто трудно добиться оценок эластичности,
достаточно стабильных и надежных для
определения на их основе оптимальных
цен. Опыт показывает, что точность
определения величины ценовой эластичности
порой составляет ±25%. Естественно,
что подобный разброс недопустим
при решении практических задач
ценообразования. Поэтому изучение
ценовой эластичности как правило
дополняется или заменяется изучением
ценовой чувствительности на основе
исследования системы ценностей
потребителей. Главная идея здесь
состоит в том, что потребителю
предлагается сравнить достоинства
товара с затратами на его приобретение
и использование. При обеспечении
товаром наилучшего соотношения
цена/качество, потребитель совершает
покупку. То есть, чувствительность к
цене характеризуется через
1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
2
Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика:
Учебник [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.inventech.ru/lib/
3 Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. 2006 г., №3. С. 10.
4
Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.bibliotekar.ru/
5
Рябых Д. Сравнительный анализ развития
рынков: оценка, анализ и прогнозирование
спроса и предложения, цен и их динамики
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru/
6 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2007 г., №5. С. 105-122
7 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2007 г., №5. С. 105- 122
8 Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Санкт-Петербург, Изд-во: Наука, 2006 г.
9 Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006., С.47.
10 Игнатов А.В. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2006г., №2 С.34.
11 Непша В.И. и др. Ювелирные изделия с бриллиантами: эластичность спроса по доходу и цене // Маркетинг в России и за рубежом. 2006г., №2 С. 34.
Кур. раб.1 doc.
Информация о работе Теория спроса и предложения: теоретическое и практическое значение