Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 19:35, реферат
Случай сравнительных преимуществ. Рикардо показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих стран.Пусть Аргентина на единицу затрат производит 50 т зерна и 25 т сахара, а Бразилия производит 67 т зерна и 100т сахара. (рис 2.) Т.е. Бразилия обладает абсолютным преимуществом и по сахару, и по зерну. Однако, до тех пор пока в соотношении внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т. Е. у нее всегда найдется такой товар , производство которого будет выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.
В 1817 г. Рикардо доказал,
что международная
Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие. Рассмотрим условный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть Аргентита на единицу затрат может произвести 50 т зерна и 25 т сахара, а Бразилия 40 т зерна и 100 т сахара. (рис 1.). В этом случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы линиями производственных возможностей, эти линии будут прямыми, т.к. издержки замещения остаются постоянными. Получается Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия по сахару.
В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. В данном примере эти цены составят 1 т зерна=0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна = 2,5 т сахара в Бразилии. Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. В данном случае производитель зерна в Аргентине при реализации его на внутреннем рынке может в обмен получить только 0,5 т сахара, а в Бразилии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Т. Е. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.
Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. В данном примере мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах: 0,5 т сахара < 1 т зерна <2,5 т сахара. Предположим, что цена на мировом рынке установится на уровне 1 т сахара = 1 т зерна. Максимальные объемы потребления сахара и зерна теперь будут определяться линиями торговых возможностей, наклон которых определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами: 1) изменение структуры потребления и 2) специализацией производства.
В первом случае сложившаяся
в странах структура
Во втором случае, когда уже меняется структура производства и происходит специализация на производстве того товара, по которому страна обладает преимуществом, обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А’ и В’).
Случай сравнительных преимуществ. Рикардо показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих стран.Пусть Аргентина на единицу затрат производит 50 т зерна и 25 т сахара, а Бразилия производит 67 т зерна и 100т сахара. (рис 2.) Т.е. Бразилия обладает абсолютным преимуществом и по сахару, и по зерну. Однако, до тех пор пока в соотношении внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т. Е. у нее всегда найдется такой товар , производство которого будет выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.
В данном примере Аргентине производство товаров обходится абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывается относительно дешевле: 1 т зерна = 0, 5 т сахара по сравнению с 1 т зерна = 1,5 т сахара в Бразилии. Т. О. по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилия будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно. Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. В следствие этого увеличиться и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.
Сравнение ситуаций
абсолютного преимущества и
Торговля в условиях возрастающих издержек. В условиях возрастающих издержек факторы, определяющие направления торговли, те же, что и при постоянстве издержек. Обе страны могут получить выигрыш от внешней торговли, если будут специализироваться на производстве тех товаров, где они располагают сравнительным преимуществом. Но при возрастающих издержках, во-первых, невыгодна полная специализация и, во-вторых, в результате конкуренции между странами издержки выравниваются.
Предположим, что Аргентина занимает такое положение на кривой своих производственных возможностей, что соотношение издержек составляет 1 т зерна = 0,5 т сахара. (рис 3 точка А). Но сейчас ресурсы полностью не взаимозаменяемые для альтернативного использования, след-но, кривая производственных возможностей становится выпуклой. Вот почему по мере того, как Аргентина будет специализироваться на зерне и расширять его производство, соотношение издержек 1 т зерна = 0,5 т сахара будет увеличиваться, т. Е. ей понадобиться пожертвовать более, чем 0,5 единиц сахара для производства дополнительной единицы зерна и, след-но, каждая последующая единица зерна будет стоить дороже.
След-но, по мере специализации и увеличения производства зерна будет достигнута точка А’, в которой соотношение издержек на производство сахара и зерна сравняется с мировой ценой (1 т зерна= 1 т сахара). В этой ситуации основания для углубления специализации и расширения торговли – различия в соотношении издержек – исчерпают себя, и дальнейшая специализация поэтому будет экономически нецелесообразно.
Т. О., теория сравнительных преимуществ при предположении о возрастающих издержках приводит к более реалистичному выводу, что максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.
Теория международной торговли Хекшера – Олина. Теория сравнительных преимуществ объясняет международную торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Однако она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия? По мнению Хекшера-Олина межстрановые различия в относительных издержках объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношения; во-вторых, национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства – трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или ценами.
Известный американский экономист В. Леонтьев в сер. 1950-х г. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера – Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г, он показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличии от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, в соответствии с теорией Хекшера- Олина США должны были бы экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать – трудоемкие. Другими словами, эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (# Япония, Индия).
Выигрыш от внешней торговли.
Теория сравнительных преимуществ утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем, одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С одной стороны, очевидно, что он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней торговли, который получает страна в целом, распределяется внутри страны между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами также не поровну. Следует иметь ввиду, что в результате специализации происходят изменения в распределении ресурсов между отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факторов производства.
Рассмотрим пример, пусть две страны Аргентина и Бразилия – производят один и тот же продукт – зерно. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения в двух странах таковы, что равновесие на рынке зерна в Аргентине устанавливается при цене 120 долларов за 1 т, а в Бразилии – при цене 200 долларов за 1т. Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии – покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, теперь можно определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, след-но, уровень равновесной мировой цены. В условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.
Аргентинским производителям (рис 4в) будет выгодно расширять производства зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Рw>120). Чем выше будет мировая цена , тем больше производители в Аргентине будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъявляемые на рынке спрос. Т. О. размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx=SA-DA.
С другой стороны,
бразильским потребителем (рис 4а)
будет выгодно приобретать
На рис 4б, показаны
кривые спроса на импорт и экспортного
предложения, которые пересекаются
в точке, соответствующей цене равновесия
на мировом рынке. В данном примере
равновесие на мировом рынке
достигается при цене 150 долларов
за 1 т зерна. При такой цене избыточный
спрос в Бразилии (80-20=60) соответствует
избыточному предложению в
Модель спроса и
предложения позволяет показать, что хотя
свободная торговля является взаимовыгодной
для стран в целом, однако внутри этих
стран одни группы населения выигрывают,
а другие проигрывают.
Влияние внешней торговли на интересы потребителя. До установления торговых отношений между странами потребители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл за 1 т, а потребители в Аргентине – 60 тыс т по цене 120 долларов за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (избыток потребителя): для потребителей зерна в Бразилии он был равен области d (рис. 4а), а для потребителей в Аргентине – области g+h+k (рис 4в).
После установления торговых отношений Бразилия становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс т., и их совокупный выигрыш теперь составляет область a+b+c+d, из которого область a+b+c – это чистый выигрыш, полученный в результате внешней торговли. Обратная картина наблюдается в Аргентине повышается со 120 до 150 долл за 1т, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в Аргентине теперь равен только области k, и, значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области g+h.