Теория внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:31, контрольная работа

Описание

Задачи:
- раскрыть понятие и содержание внешних эффектов;
- изучить направление и виды внешних эффектов;
- изучить использование корректирующих налогов и субсидий;
- рассмотреть теорию Коуза;
- изучить государственное регулирование внешних эффектов в современных условиях.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...2
1. Теоретическая часть. Тема: «Теория внешних эффектов»...……….………..3
1.1 Понятие и содержание внешних эффектов………………………..……3
1.2 Направление и виды внешних эффектов…………………….………….4
1.3 Интернализация внешнего эффекта. Использование корректирующих налогов и субсидий………………………………………………….…………..…9
1.4 Теорема Коуза…………………………………………………………... 13
1.5 Государственное регулирование внешних эффектов в современных условиях………………………………………………………………..………….15
2. Практическая часть. Задача. ……………………………………...….…….....17
Заключение……………………………………………………………..…………19
Список использованных источников……………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Вывод: в рамках минимизации отрицательных внешних эффектов государство должно отслеживать достижение эффективного уровня защиты окружающей среды.

Для того чтобы  минимизировать отрицательный внешний эффект, государство под давлением общественности достаточно часто устанавливает предельные нормы загрязнения, то есть вводит некий стандарт по выбросам. Сначала государство определяет предел концентрации вредных веществ в промышленных отходах, доводит контрольные цифры предприятиям и организует контроль.

Если фактический уровень превышает доведенный предел концентрации вредных веществ (стандарт), то возможны следующие варианты решений:

а) закрытие вредного производства по причине отсутствия современных технологий;

б) разработка и реализация мероприятий, связанных с охраной окружающей среды;

в) оставить все как есть, но за несоблюдение стандарта взимать штраф.

Недостатком такой «политики стандарта» выступает то, что де-факто вводиться некий дозволенный объем загрязнения. По сути дела такой подход:

а) в определенных пределах все же позволяет выбрасывать вредные вещества в окружающую среду;

б) не заинтересовывает предприятия снижать выброс ниже установленной нормы. Даже  если у отдельных предприятий и существует такая возможность;

в) не заинтересовывает внедрять более прогрессивные и более дешевые методы охраны окружающей среды;

г) доведение предприятиям единого стандарта не всегда эффективно, так как отрасль обычно представлена предприятиями, располагающими разными технологиями.

 

2. Практическая часть:

Задача:

Пусть химзавод расположен выше по реке, а пивзавод – ниже. Общие затраты химзавода ТС1 = 10 + 15Q1 + 0,25Q12. Цена единицы его продукции Р1 = 40. Химзавод загрязняет реку и тем самым повышает общие затраты пивзавода на очистку воды. Общие затраты пивзавода ТС2 = 5 + 5Q2 + 0,5Q22 + Q12. Цена единицы его продукции Р1 = 90. На рынках продукции – совершенная конкуренция.

1) Режим свободного выбора. Каковы будут выпуски двух предприятий и их прибыли, в т.ч. их суммарная прибыль?

2) Введён разрешительный правовой режим (химзавод может свободно выпускать свою продукцию). Каковой будет оптимальная оплата за единицу сокращения выпуска Q1, которую будет уплачивать пивзавод? Определить при этом выпуски двух предприятий и их прибыли, в т.ч. их суммарную прибыль?

3) Представим, что два данных предприятий объединились в один конгломерат. Каков будет выпуск им Q1 и Q2, и какой будет его прибыль?

Решение:

1)     Выпуск находится из уравнений:

Р1 = МС1 и Р2 = МС2

40 = 15 + 0,5Q1, Q1 = (40 – 15 ) / 0,5  =50;

90 = 5 + Q2 , Q2 = 90 – 5 = 85;

π1  = 40*50 – 10 – 15*50 – 0,25*502 = 615;

π2 = 90*85 – 5 – 5*85 +0,5*852 – 502  = 1107,5;

π1 + π2 = 615 + 1107,5 = 1722,5.

 

2) π1 = 40Q1 – 10 − 15Q1 – 0.25 Q12;

Находим предельную прибыль (предельную выгоду) химзавода:

dπ1   / dQ1 = 40 – 15 – 0,5Q1 = 25 – 0,5Q1;

π2 = 90Q2 – 5 − 5Q2 – 0,5Q22 – Q12;

Находим предельный ущерб пивзавода от деятельности химзавода:

dπ2   / dQ1 = 90 – 5 – Q22 – Q12 = 2Q1;

Путем приравнивания выгоды к предельному ущербу находим, что 25 – 0,2Q1= 2Q1 → Q1 = 10, а оптимальная «взятка» (b) за сокращение выпуска на единицу продукции равна b = 2 * Q1 = 2*10 = 20 д.е.

Отсюда:

π2 = 90*85 – 5 – 5*85 – 0,5*852 – 102 – 20*(50 – 10) = 7650 – 5 – 425 – 3612,5 – 100 – 800 = 2707,5;

π1 = 40*10 – 10 – 15*10 – 0,25*102 + 20*(50 – 10) = 400 – 10 – 150 – 25  + 800 = 1015;

π1 +  π2 = 2707,5 + 1015 = 3722,5. 

 

3) Составим уравнение для прибыли предприятий объединённой в один конгломерат:

π∑ = 40Q1  + 90Q2  – 10 – 15Q1 – 0,25Q12  – 5 – 5Q2 –  0,5Q22 –  Q12;

d π∑ / d Q1 = 25 – 2,5Q1 = 0 → Q1 = 25 / 2,5 = 10;

d π∑ / d Q1  = 85 – Q2 = 0 →  Q2 = 85;

π∑ = 40*10 + 90*85 – 10 – 15*10 – 0,25*102 – 5 – 5*85 – 0,5*852  – 102 = 3722,5.

Ответ: 1) выпуск предприятий и их прибыль, в том числе их суммарная прибыль, при режиме свободного выбора будут составлять: Q1 = 40 и π1= 615, Q2 = 90 и π1= 1107,5, а π1 + π1 = 1722,5; 2) оптимальная плата («взятка») за единицу сокращения выпуска Q1, которую будет уплачивать пивзавод, при введённым разрешительным правовом режиме составит b = 20 д.е. за Q1 = 10, тогда прибыль предприятий будет составлять π1 = 1015,   π2 = 2707,5 и π1 +π2  = 3722,5; 3) выпуск предприятий, если они объединились в один конгломерат Q1 и Q2 составит  Q1= 10 и Q1 = 85 , тогда суммарная прибыль их равна π1= 3722,5.

Заключение

 

Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражение в ценах. Эти эффекты являются “внешними” по отношению к рыночным ценам  и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

Таким образом, причиной существования внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы, что приводит к искожению стоимости ресурса для альтернотивных способов его использования.

Условие устраниние потерь эффективности, вызванными внешними эффектоми, является обеспечение  равенства между общественными предельными издержками и общественными предельными выгодами.

В случае, если стороны не могут прийти к соглашению, проблемы разрешает государство. В мировой практике наиболее часто используется  две группы инструментов регулирования: экономические и директивные. Экономические инструменты представлены корректирующими налогами или субсидиями, директивными – различными формами нормирования. Более эффективными являются экономические инструменты. Нормативы характеризуются более быстрым действием и меньшими последствиями в случае неправильной информации, используемой при регулировании.

Понимание категории «внешние эффекты» в условиях регулируемой экономики, их оценка с учетом изменения  стоимости во времени  может стать одним из важнейших инструментов улучшение охраны окружающей среды и обеспечения рационального использование природных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

Список использованных  источников

 

1) Базылев, Н.Н., Микроэкономика / Н.Н. Базылев. – Минск: Соврем.  шк., 2007. – 288 с.

2) Микроэкономика: учеб пособие ( А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Н. Н. Сухарева); под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.

3) Лемешевский И.М., Микроэкономика: основы микроанализа и белорусская практика. Полный курс. Учебное пособие для студентов эконом. специальностей вузов. – 4-е изд., доп и перераб. – Минск: ФУ Аинформ, 2010. – 672 с.

4) Николаева И.П., Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов  / под ред. проф.  И.П.Николаевой, – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5) Нуреев Р. М., Курс  микроэкономики: учебник / Р.М. нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2009. – 576 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 



Информация о работе Теория внешних эффектов