Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования. На рубеже первого десятилетия XXI века необходимо признать, что рыночные преобразования в целом деформировали региональные экономические системы. Усиление данных проявлений в экономике регионов и входящих в их состав районов, нарастание диспропорциональности отраслей, дезинтеграция экономического пространства неизбежно в дальнейшем будет сопровождаться кризисами в социально-экономической системе.
Введение
1. Понятия ТПК
1.1. Состав и структура
1.2. Особенности построения/создания
2. Анализ реализации роли в экономическом развитии региона
2.1. Необходимость создания ТПК
2.2. Специфика/особенности
2.3. Проблемы в развитии ТПК
Заключение
Библиографический список
Экономическое единство ТПК создается производственными связями предприятий, использованием общерайонных природных и экономических ресурсов и условий, а также общей системой расселения. По сравнению с изолированным размещением предприятий, планомерное формирование ТПК дает возможность получать значительный экономический эффект за счет комбинирования и кооперирования предприятий, рационального использования природных и трудовых ресурсов, вторичного сырья, транспортных сетей, снижения стоимости строительства вспомогательных и обслуживающих предприятий, инженерных коммуникаций и социально-культурных объектов. В первую очередь ТПК дают повышение эффективности за счет:
значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности производственного процесса;
сокращения транспортных затрат;
рационального использования всех видов местных ресурсов;
создания оптимальных условий для сочетания отраслевого планирования и управления с территориальным планированием и управлением.
Кроме того, формирование ТПК благоприятно влияет на социально-экономическое развитие региона по следующим основным направлениям:
создание инфраструктуры, в том числе строительство жилья и дорог;
формирование прогрессивных территориальных структур в регионе;
обеспечение развития промышленности городов и сел, производственной и непроизводственной сферы;
обеспечение занятости населения;
увеличение налоговых поступлений в бюджет региона [3, с.26].
В современных условиях необходимости повышения конкурентоспособности страны как никогда актуальны проблемы регионального развития. Поскольку ТПК выступают основой функционирования хозяйственных систем, соответственно, динамичное и эффективное развитие территорий, экономики региона, страны связано с формированием новых и совершенствованием существующих ТПК, усложнением их отраслевой структуры, разработкой эффективных систем управления ТПК и их адаптации к требованиям рынка.
Практически весь перечень принципов образования территориально-производственны
Следует согласиться с точкой зрения О. М. Трофимовой [7, с.13], которая отмечает, что современные региональные кластерные системы в российском варианте представляют собой совокупность функционально и экономически взаимосвязанных предприятий на территории региона, выстроенных в единую цепочку производства. Причем данные предприятия, как правило, являются градообразующими или выполняют «структурно-осевую» роль в экономике региона. Характер развития территориально-производственны
Наличие крупных запасов углеводородного сырья в восточных регионах России и комплексное их использование создают предпосылки формирования новых территориально-производственны
В советские годы ТПК получили широкое научное обоснование и практическую реализацию в ряде регионов при освоении их ресурсного потенциала, например, Братско-Усть-Илимский ТПК, показавший высокую народнохозяйственную эффективность [1]. Впоследствии, в постсоветское время, появилось достаточно много различных вариантов и интерпретаций комплексного развития территорий и отраслей: экономические пояса, зоны, отраслевые кластеры, промышленные комплексы, агломерации и т.п., в основе которых лежат отдельные не всегда взаимоувязанные государственные, отраслевые и территориально-хозяйственные приоритеты [2]. Но как показала практика, наиболее оправданной и зарекомендовавшей себя формой организации производительных сил на определенной территории являются ТПК, в которых крупные объекты энергетики ориентируются не на поставки сырья, а на его глубокую переработку и создают условия вовлечения в хозяйственный оборот других, неэнергетических, ресурсов на базе создаваемой общей инфраструктуры (транспорт, энергоснабжение, финансово-кредитная система и др.) [3-5].
За годы рыночных реформ государственная региональная политика в отношении развития регионов практически отошла от комплексного освоения территорий и, как правило, разработка богатой ресурсной базы регионов проводится точечно, т.е. по отдельным наиболее эффективным проектам, в которых заинтересованы крупные частные компании. Такой подход приводит к большим экономическим потерям регионов, замедляет их развитие, не обеспечивает создание развитой производственной и социальной инфраструктуры, необходимого экономического роста и существенного повышения уровня жизни населения. На наш взгляд сейчас наступило время к возврату стратегического планирования на базе территориально-
Основу ТПК НС составят крупные эффективно функционирующие в перспективе до 2025-2030 гг. нефтегазовые предприятия и инфраструктурные объекты разного уровня территориальной иерархии, охватывающие, как правило, несколько территориальных административных образований субъектов Федерации. Так, в состав Южно-Эвенкийского ТПК НС входят – Южная часть Эвенкийского района, Кежемский и Богучанский районы, а так же северные части Северо-Енисейского и Мотыгинского районов Красноярского края. На этой территории расположены два перспективных нефтегазоносных района - Юрубчоно-Тохомский и Собинско-Тэтэринский, а также месторождения золота, сурьмы и редкоземельных металлов, железнорудного сырья и сырья для производства глинозема. Помимо полезных ископаемых в этом регионе находятся уникальные неосвоенные запасы леса – сырьевая база для развития на территории ТПК лесной и деревообрабатывающей промышленности.
В состав Верхне-Ленского ТПК НС входят – Катангский, Усть-Кутский и Киренский районы, а так же Жигаловский, Зиминский и Иркутский районы Иркутской области. На этой территории расположены более десятка перспективных месторождений нефти и газа, среди которых наиболее крупными являются – Ковыктинское и Верхнее-Чонское. Из полезных ископаемых на территории рассматриваемого ТПК расположено крупное Непское месторождение калийных солей, имеются также неосвоенные лесные ресурсы, которые могут быть использованы для производства пиломатериалов и продуктов глубокой переработки древесины.
В состав Западно-Якутского ТПК НС входят – Ленский, Мирнинский, Нюрбинский районы, а так же северная часть Олекминского района. На этой территории расположены несколько перспективных нефтеконденсатных месторождений, среди которых выделяются – Талаканское, Чаяндинское и Средне-Ботуобинское. Стратегическим природным ресурсом, сосредоточенным на данной территории являются алмазы – около 80% всех разведанных алмазоносных руд России. Кроме того, территория ТПК обладает богатыми лесными ресурсами.
В состав Северо-Сахалинского ТПК НС входят целиком 8 районов (муниципальных образований) северной части острова, а также северная часть Томаринского района. На этой территории и прилегающей к ней акватории находятся все открытые и изученные месторождения нефти и газа о. Сахалин, как шельфа, так и суши. Здесь фактически уже осуществляется формирование ТПК. Среди природных ресурсов, которыми обладает данная территория следует отметить разрабатываемое Солнцевское месторождение бурых углей и неосвоенные лесные ресурсы, древесина которых может быть использована для создания производств с глубокой ее переработкой и целлюлозно-бумажной промышленности.
Потенциальные возможности ТПК НС по объёмам добычи нефти и газа к 2030 году обеспечивают перспективную потребность в углеводородном сырье этих регионов и стран АТР с учётом их энергетической кооперации с восточными регионами России.
Субъекты Федерации, на территориях которых реализуются ТПК НС, имеют важное геополитическое значение для России и призваны обеспечивать сильные экономические, демографические и геополитические позиции на Востоке страны. В значительной мере решение этой задачи может быть обеспечено формированием ТПК НС. Их реализация позволит:
1. Создать на базе местных ресурсов эффективные самодостаточные региональные хозяйственные комплексы.
2. Приблизить уровень и качество жизни населения к передовыми регионами РФ и странам АТР.
3. Закрепить имеющуюся на территории численность населения и создать условия для её роста.
Преимущества формирования ТПК заключаются в следующем.
1. Появляется реальная возможность сокращения сырьевой составляющей в вывозе продукции (особенно экспорте) и расширении её структуры за счет глубокой переработки как углеводородного сырья, так и других природных ресурсов.
2. Обеспечивается удешевление получаемой продукции, повышение добавленной стоимости и в конечном итоге – повышение доходной части бюджетов всех уровней и, как следствие, создаются благоприятные финансовые условия для решения экономических, социальных и экологических задач территорий.
3. Создаются дополнительные рабочие места и обеспечивается занятость местного населения.
В качестве интегральной оценки, характеризующей социально-экономическую эффективность ТПК НС в развитии региона используется показатель производства валовой добавленной стоимости по новым проектам нефтегазовой и других видов специализации. Получение таких интегральных оценок методически базируется на комплексном «проектном» прогнозировании экономики. С использованием данного подхода была проведена оценка эффективности прогнозируемых ТПК НС в четырех субъектах Федерации востока России.
Оценки показали высокий уровень эффективности подобных ТПК, как среди отраслей ТЭК, так и в смежных отраслях. Так, в 2030 доля проектов смежных отраслей в производстве валового регионального продукта в Южно-Эвенкийском ТПК НС составит 30% (174 млрд. руб.), в Верхне-Ленском и Западно-Якутском - около 28% (примерно по 100 млрд. руб. в каждом), а в Северо-Сахалинском – 23% (114 млрд. руб.).
На каждом этапе исторического развития общества проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития.
Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.
Если закономерности выражают объективную реальность в размещении общественного производства, то принципы являются отражением этих закономерностей в хозяйственной деятельности.
С научной и практической точки зрения важно не только правильно различать закономерности размещения производительных сил и их принципы, а также правильно понимать их соотношения. Исходными должны быть объективные закономерности, т.е. существующие независимо от нашего сознания объективно необходимые взаимосвязи и взаимообусловленность в размещении предприятий, отраслей народного хозяйства и устойчивом развитии регионов, в рациональных связях между ними.
Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом важное значение имеет комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях формирующегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизации экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должно быть направлено на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально- производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.
В настоящее время создание и развитие нефтегазовых комплексов Восточной Сибири и Дальнего Востока находится в начальной стадии и в целях обеспечения максимально эффективного освоения новых крупных территорий необходимо увязывать их реализацию с развитием смежных добывающих и перерабатывающих производств. Такой подход государства к освоению природных ресурсов в восточных регионах страны позволил бы повысить производство валового регионального продукта на 27-30 % больше, чем только за счёт реализации отдельных проектов нефтегазового комплекса.
Информация о работе Территориально-производственные комплексы и их роль в развитии региона