Территориально-производственные комплексы и их роль в развитии региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. На рубеже первого десятилетия XXI века необходимо признать, что рыночные преобразования в целом деформировали региональные экономические системы. Усиление данных проявлений в экономике регионов и входящих в их состав районов, нарастание диспропорциональности отраслей, дезинтеграция экономического пространства неизбежно в дальнейшем будет сопровождаться кризисами в социально-экономической системе.

Содержание

Введение
1. Понятия ТПК
1.1. Состав и структура
1.2. Особенности построения/создания
2. Анализ реализации роли в экономическом развитии региона
2.1. Необходимость создания ТПК
2.2. Специфика/особенности
2.3. Проблемы в развитии ТПК
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовой - Территориально-производственные комплексы - АГС.doc

— 60.72 Кб (Скачать документ)

Экономическое  единство ТПК  создается  производственными  связями  предприятий,  использованием  общерайонных  природных  и  экономических  ресурсов  и условий,  а  также  общей  системой  расселения.  По  сравнению  с  изолированным  размещением  предприятий,  планомерное формирование  ТПК  дает  возможность  получать значительный  экономический  эффект  за  счет комбинирования и кооперирования предприятий, рационального  использования  природных  и  трудовых  ресурсов,  вторичного  сырья,  транспортных  сетей,  снижения  стоимости  строительства вспомогательных  и  обслуживающих  предприятий,  инженерных  коммуникаций  и  социально-культурных  объектов.  В  первую  очередь  ТПК дают повышение эффективности за счет:

                  значительной  устойчивости  взаимных  связей и ритмичности производственного процесса;

                    сокращения транспортных затрат;

                    рационального  использования  всех  видов местных ресурсов;

                    создания  оптимальных  условий  для  сочетания  отраслевого  планирования  и  управления  с территориальным планированием и управлением. 

Кроме того, формирование ТПК благоприятно влияет  на  социально-экономическое  развитие региона по следующим основным направлениям:

                    создание  инфраструктуры,  в  том  числе строительство жилья и дорог; 

                    формирование  прогрессивных  территориальных структур в регионе; 

                    обеспечение развития промышленности  городов  и  сел,  производственной  и  непроизводственной сферы; 

                    обеспечение занятости населения; 

                    увеличение налоговых поступлений  в бюджет региона [3, с.26]. 

В  современных  условиях  необходимости  повышения конкурентоспособности страны как никогда актуальны проблемы регионального развития.  Поскольку  ТПК  выступают  основой  функционирования  хозяйственных  систем,  соответственно, динамичное и эффективное развитие территорий,  экономики  региона,  страны  связано  с формированием  новых  и  совершенствованием существующих ТПК,  усложнением  их  отраслевой структуры, разработкой эффективных систем управления  ТПК  и  их  адаптации  к  требованиям рынка. 

Практически  весь  перечень  принципов  образования  территориально-производственных  комплексов  можно  перенести и на понятие кластера. Сформировавшиеся в РФ региональные  комплексы  во  многом  изначально имеют очертания кластеров, хотя и не систематизированных и, соответственно, не достигающих в рыночных условиях основной цели – повышения конкурентоспособности  региона.  Коренным  отличием ТПК от кластеров в трактовке М. Портера  является  обязательное  наличие  конкуренции внутри кластера. В связи с этим необходимо проведение  всестороннего  анализа  существующих территориально-производственных  комплексов  с выделением  в  них  основных  конкурентных  элементов для построения на их базе высокоэффективных кластеров. 

Следует  согласиться  с  точкой  зрения О. М. Трофимовой [7, с.13],  которая  отмечает,  что  современные  региональные  кластерные  системы  в российском  варианте  представляют  собой  совокупность  функционально  и  экономически  взаимосвязанных предприятий на  территории  региона,  выстроенных  в  единую  цепочку  производства.  Причем  данные  предприятия,  как  правило, являются  градообразующими  или  выполняют «структурно-осевую»  роль  в  экономике  региона. Характер  развития  территориально-производственных  комплексов  в  России  обоснован интеграцией интересов отраслевых структур и основных субъектов регионального социально-экономического  развития.  В  связи  с  этим  главным  критерием  формирования  кластерных  комплексов  на  уровне  региона  является  наличие многоуровневой  системы  взаимных  интересов между  предприятиями –  участниками  подобных структур.

 

2.3. Проблемы в развитии ТПК

 

Наличие  крупных  запасов  углеводородного сырья в восточных регионах России и комплексное их использование создают предпосылки  формирования  новых  территориально-производственных  комплексов  нефтегазовой  специализации: Южно-Эвенкийского  в пределах Красноярского края, Верхне-Ленского  в Иркутской  области,  Западно-Якутского  на  Западе Республики Саха (Якутия) и СевероСахалинского на севере Сахалинской области. 

В  советские  годы  ТПК  получили  широкое научное обоснование и практическую реализацию в  ряде  регионов  при   освоении их ресурсного потенциала, например, Братско-Усть-Илимский  ТПК,  показавший  высокую  народнохозяйственную эффективность [1].  Впоследствии,  в постсоветское  время,  появилось  достаточно  много  различных  вариантов  и  интерпретаций  комплексного  развития  территорий и  отраслей:  экономические пояса,  зоны,  отраслевые  кластеры, промышленные комплексы, агломерации и т.п., в основе которых лежат отдельные не всегда  взаимоувязанные  государственные, отраслевые  и  территориально-хозяйственные  приоритеты [2].  Но  как показала  практика,  наиболее  оправданной  и  зарекомендовавшей  себя  формой организации  производительных  сил  на определенной территории являются ТПК, в  которых  крупные  объекты  энергетики ориентируются  не   на  поставки  сырья,  а на  его  глубокую  переработку  и  создают условия  вовлечения   в  хозяйственный оборот  других,  неэнергетических,  ресурсов  на  базе  создаваемой  общей  инфраструктуры (транспорт,  энергоснабжение, финансово-кредитная система и др.) [3-5].

За годы рыночных реформ государственная  региональная  политика  в  отношении развития  регионов  практически  отошла от комплексного освоения  территорий и, как  правило,  разработка  богатой  ресурсной  базы  регионов  проводится  точечно, т.е. по отдельным наиболее эффективным проектам,  в  которых  заинтересованы крупные частные  компании.  Такой  подход приводит к большим экономическим потерям регионов, замедляет их развитие, не  обеспечивает  создание  развитой  производственной  и  социальной  инфраструктуры,  необходимого  экономического  роста  и  существенного  повышения уровня жизни населения.  На наш взгляд сейчас наступило  время к  возврату  стратегического планирования на базе территориально-производственных  комплексов и, в первую очередь, в восточных регионах России.

Основу  ТПК  НС  составят  крупные эффективно  функционирующие  в  перспективе  до 2025-2030  гг.  нефтегазовые предприятия и инфраструктурные объекты  разного  уровня  территориальной  иерархии,  охватывающие,  как  правило,  несколько  территориальных  административных образований  субъектов  Федерации.  Так,  в  состав Южно-Эвенкийского ТПК НС входят – Южная часть Эвенкийского  района, Кежемский  и Богучанский районы, а так же северные части Северо-Енисейского  и  Мотыгинского  районов Красноярского края. На  этой  территории расположены  два  перспективных  нефтегазоносных  района -  Юрубчоно-Тохомский  и  Собинско-Тэтэринский,  а также  месторождения  золота,  сурьмы  и редкоземельных  металлов,  железнорудного  сырья  и  сырья  для  производства глинозема.  Помимо  полезных  ископаемых  в  этом  регионе  находятся  уникальные неосвоенные запасы леса – сырьевая база  для  развития  на  территории  ТПК лесной  и  деревообрабатывающей  промышленности.

В  состав Верхне-Ленского ТПК НС входят –  Катангский,  Усть-Кутский  и Киренский   районы,  а  так  же Жигаловский,  Зиминский  и  Иркутский  районы Иркутской  области.  На  этой  территории расположены  более  десятка  перспективных  месторождений  нефти  и  газа,  среди которых  наиболее  крупными  являются – Ковыктинское  и  Верхнее-Чонское.  Из полезных  ископаемых  на  территории рассматриваемого  ТПК  расположено крупное  Непское  месторождение  калийных  солей,  имеются  также  неосвоенные лесные ресурсы, которые могут быть использованы  для  производства  пиломатериалов и продуктов  глубокой переработки древесины.

В  состав  Западно-Якутского  ТПК НС  входят –  Ленский,  Мирнинский, Нюрбинский  районы,  а  так  же  северная часть Олекминского района. На этой территории  расположены  несколько  перспективных  нефтеконденсатных  месторождений,  среди  которых  выделяются – Талаканское,  Чаяндинское  и  Средне-Ботуобинское.  Стратегическим  природным  ресурсом,  сосредоточенным на  данной территории являются алмазы – около 80% всех разведанных алмазоносных руд России. Кроме того, территория ТПК обладает богатыми лесными ресурсами.

В состав Северо-Сахалинского ТПК НС  входят  целиком 8  районов (муниципальных  образований)  северной  части острова,  а  также  северная  часть  Томаринского  района.  На  этой  территории  и прилегающей к ней  акватории находятся все  открытые  и  изученные  месторождения нефти и газа о. Сахалин, как шельфа, так и суши. Здесь фактически уже осуществляется  формирование  ТПК.  Среди природных ресурсов, которыми обладает данная территория следует отметить разрабатываемое  Солнцевское  месторождение  бурых  углей  и  неосвоенные  лесные ресурсы,  древесина  которых может  быть использована для создания производств с глубокой ее переработкой и целлюлозно-бумажной промышленности.

Потенциальные возможности ТПК НС  по  объёмам  добычи  нефти  и  газа  к 2030  году  обеспечивают  перспективную потребность  в  углеводородном  сырье этих  регионов  и  стран АТР  с  учётом  их энергетической  кооперации  с  восточными регионами России.

Субъекты Федерации, на  территориях  которых  реализуются   ТПК  НС, имеют важное геополитическое значение для  России  и  призваны  обеспечивать сильные  экономические,  демографические  и  геополитические  позиции  на  Востоке  страны.  В  значительной  мере  решение этой задачи может быть обеспечено формированием ТПК НС. Их реализация позволит:

1. Создать на базе местных ресурсов  эффективные  самодостаточные  региональные хозяйственные комплексы.

2. Приблизить  уровень  и  качество жизни населения  к передовыми  регионами РФ и странам АТР.

3. Закрепить  имеющуюся  на  территории численность населения и создать условия для её роста.

Преимущества  формирования  ТПК  заключаются в следующем. 

1.  Появляется  реальная  возможность  сокращения  сырьевой  составляющей  в  вывозе  продукции (особенно  экспорте)  и  расширении  её  структуры  за счет глубокой переработки как углеводородного  сырья,  так  и  других  природных ресурсов.

2. Обеспечивается  удешевление  получаемой  продукции,  повышение  добавленной  стоимости  и  в  конечном  итоге – повышение  доходной  части  бюджетов всех уровней и, как следствие, создаются благоприятные  финансовые  условия  для решения  экономических,  социальных  и экологических задач территорий.

3. Создаются дополнительные рабочие места и обеспечивается занятость местного населения.

В  качестве  интегральной  оценки,  характеризующей  социально-экономическую эффективность  ТПК  НС  в  развитии  региона используется показатель производства  валовой  добавленной  стоимости  по новым  проектам  нефтегазовой  и  других видов  специализации.  Получение  таких интегральных  оценок  методически  базируется  на  комплексном «проектном» прогнозировании  экономики.  С  использованием данного подхода была проведена  оценка  эффективности  прогнозируемых ТПК НС в четырех субъектах Федерации востока России.

Оценки показали  высокий  уровень  эффективности  подобных  ТПК,  как  среди отраслей ТЭК, так и в смежных отраслях. Так,  в 2030  доля  проектов  смежных  отраслей  в  производстве  валового  регионального продукта в Южно-Эвенкийском ТПК НС составит 30% (174 млрд. руб.), в Верхне-Ленском  и  Западно-Якутском - около 28% (примерно по 100 млрд. руб. в каждом),  а в Северо-Сахалинском – 23% (114 млрд. руб.).


 

Заключение

 

На каждом этапе исторического развития общества проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Если закономерности выражают объективную реальность в размещении общественного производства, то принципы являются отражением этих закономерностей в хозяйственной деятельности.

С научной и практической точки зрения важно не только правильно различать закономерности размещения производительных сил и их принципы, а также правильно понимать их соотношения. Исходными должны быть объективные закономерности, т.е. существующие независимо от нашего сознания объективно необходимые взаимосвязи и взаимообусловленность в размещении предприятий, отраслей народного хозяйства и устойчивом развитии регионов, в рациональных связях между ними.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом важное значение имеет комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях формирующегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизации экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должно быть направлено на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально- производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.

В  настоящее  время  создание  и  развитие нефтегазовых  комплексов  Восточной Сибири и Дальнего Востока находится  в начальной стадии и в целях обеспечения максимально эффективного освоения новых  крупных  территорий  необходимо увязывать  их  реализацию  с  развитием смежных  добывающих  и  перерабатывающих  производств.  Такой  подход  государства  к  освоению  природных  ресурсов  в  восточных  регионах  страны позволил  бы  повысить  производство  валового регионального  продукта   на 27-30 % больше,  чем  только  за  счёт  реализации отдельных  проектов  нефтегазового  комплекса. 

Информация о работе Территориально-производственные комплексы и их роль в развитии региона