Территориальные финансы, источник их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:37, реферат

Описание

Финансы – экономическая категория. Финансы представляют собой экономические – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

Работа состоит из  1 файл

ДР Территориальные финансы.docx

— 227.77 Кб (Скачать документ)

     Заемные средства — еще одна составная часть финансов территорий (рис. 40).

     

     Рис. 40. Структура заемных средств  территориальных бюджетов

     В разных странах заемные средства в территориальных финансах используются по-разному (рис. 41):

     

     Рис. 41. Распределение источников заемных  средств в территориальных бюджетах развитых стран

     Принципы  формирования и исполнения территориальных  бюджетов

     Бюджетная деятельность местных органов власти должна быть подчинена определенным принципам, которые содержат фундаментальные  требования к образованию и исполнению этих бюджетов.

     Принцип единства бюджета означает, что все доходы должны поступать на единый балансовый счет и точно также расходоваться с него по строго установленным направлениям.

     Принцип самостоятельности местных бюджетов означает, что любое территориальное образование составляет свой бюджет в рамках имеющихся у него полномочий.

     Принцип сбалансированности территориального бюджета означает, что его доходы и расходы должны быть равными по объемам.

     Принцип целевой направленности расходования средств означает, что средства территориальных и местных бюджетов могут расходоваться строго по целевому назначению, утвержденному местными и центральными органами власти.

     Система доходов региональных бюджетов

     Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы.

     Территориальные налоги делятся на региональные и местные.

     Отчисления  от налогов, перераспределяемые по установленным  нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.

     Основную  часть доходов регионального  бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и  обязательный характер. В зависимости  от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.

     К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.

     Первостепенность  государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.

     Назначение  собственных и регулирующих налогов  в разных национальных законодательствах  различно. Однако в целом систему  налоговых доходов в территориальных  бюджетах можно представить следующим  образом  
(рис. 42):

     

     Рис. 42. Система налоговых доходов  региональных и местных бюджетов

     Доля  собственных налогов в доходах  территориальных бюджетов невысока.

     Значение  собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основной из собственных налогов — транспортный. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.

     Подоходный  налог с граждан добавляет в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема. Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в территориаль-ные финансы (рис. 43):

     

     Рис. 43. Доля местных налогов в региональных бюджетах развитых стран 

     Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью.

     Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.

     Другой  источник поступления средств в территориальные бюджеты — неналоговые доходы. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.

     Межбюджетные  поступления нужны для сбалансирования бюджетов территорий.

     Межбюджетные  платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня. Обусловленные субсидии предназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом, или субвенцией. Безусловные субсидии представляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями, или блок-грантами (рис. 44).

     

     Рис. 44. Система финансирования нижестоящего бюджета вышестоящим

     Система расходов территориальных  бюджетов

     Объем расходов любой территории связан с полномочиями местных органов власти.

     Доля  дотаций и субвенций в территориальных  финансах (расходах) определяется как  налоговым потенциалом территории, так и объемом закрепленных за ней полномочий по финансированию обязательных расходов.

     При определении объема расходов госбюджета важно правильно определить объем текущих услуг, оказываемых территориальными финансами. Объем расходов, которые должны быть профинансированы территорией в обязательном порядке, − это расходы на удовлетворение собственных потребностей. Эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных, а не регулирующих доходов.

     Система расходов территориального бюджета  представлена на рис. 45.

     

     Рис. 45. Система расходов территориального бюджета 

     Обязательные  расходы территорий — это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).

     Дискреционные расходы — это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся:

  • управление;
  • охрана правопорядка;
  • дорожное хозяйство;
  • образование;
  • жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий;
  • здравоохранение и окружающая среда;
  • социальные нужды;
  • культура, спорт, досуг;
  • уборка улиц;
  • пожарная охрана;
  • сбор и утилизация отходов.

     Значение  территориальных  финансов в современной  экономике

     Эффективное выполнение властными структурами  своих функций предполагает четкое разделение их полномочий. Понятно, что  реализация такой функции власти, как обороноспособность страны, может  быть возложена только на федеральные  власти. В то же время развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, а  также оказание социальной помощи населению  эффективно лишь на муниципальном уровне.

     Таким образом, на федеральном уровне концентрируются  функции властных структур, связанные  с реализацией государственных  интересов в целом. На региональном и, в частности, муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. К этим интересам относится реализация прав на образование, здравоохранение, социальную защиту.

     Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.

     Последние две категории составляют понятие  территориальных (или региональных) финансов.

     Региональные  финансы (территориальные  финансы) — это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий.

     Региональные  бюджеты — центральное звено  территориальных бюджетов. Они предназначены  для финансового обеспечения  задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

     В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

     Доходы  региональных бюджетов

     Эти доходы формируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых доходов. Основные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. В  бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов  по нормативам:

     налога  на имущество организаций — 100%;

     налога  на игорный бизнес — 100%;

     транспортного налога — 100%.

     В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, по нормативам:

     налога  на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — 100%;

Информация о работе Территориальные финансы, источник их формирования