Территориальные финансы, источник их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:37, реферат

Описание

Финансы – экономическая категория. Финансы представляют собой экономические – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

Работа состоит из  1 файл

ДР Территориальные финансы.docx

— 227.77 Кб (Скачать документ)

     акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья  — 50%;

     акцизов на спиртосодержащую продукцию — 50%;

     акцизов на автомобильный бензин, включая  прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей — акцизов на алкогольную продукцию — 100%; акцизов на пиво — 100%; налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) —

     налога  на добычу общераспространенных полезных ископаемых — 100%;

     налога  на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — 60%;

     сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — 30%;

     сбора за пользование объектами животного  мира — 100%;

     государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически значимых действ или выдачи документов) — 100%.

     В бюджеты субъектов Российской Федерации  — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду. В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 10%. Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество организаций — примерно 4%. Доходы от использования государственного имущества — 5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 9%.

     Возникновение и развитие региональных финансов связано  с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Например, из центра невозможно определить расходы  на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам.

     Во-вторых, развитие региональных финансов связано  с федеральным принципом построения государства.

     В государствах с различным типом  устройства (унитарных или федеральных) территориальные органы власти обладают разными полномочиями. Это отражается на объемах контролируемых ими финансовых ресурсов. В унитарных государствах все ресурсы концентрируются  на верхнем уровне управления. В  федеральных государствах территориальные  органы власти обладают существенными  полномочиями и контролируют значительные финансовые ресурсы.

     Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных  властей и рост объема финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта  тенденция связана, во-первых, с расширением  демократических начал в жизни  общества; во-вторых, с необходимостью обеспечения высокой эффективности  сбора бюджетных доходов и  осуществления расходов.

     Региональные  финансы позволяют решать локальные  экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.

     Систему финансов конкретной территории составляют бюджет и внебюджетные фонды. Бюджет является основой территориальных финансов.

     Финансы конкретной территории отражают ее специфические  особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное  соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям  помощи. Территории могут активно  участвовать в программах поддержки  малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.

     Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы. Экономическая  сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

     формирование  денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных  органов власти;

     распределение и использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства;

     контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

     Важное  значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. В местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. До разграничения государственной собственности на землю в местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

     Основные  налоговые доходы бюджетов поселений.

     В бюджеты поселений зачисляются:

     доходы  от следующих местных налогов  по нормативам:

     земельного  налога — 100%;

     налога  на имущество физических лиц — 100%;

     доходы  от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов:

     налога  на доходы физических лиц — 10%;

     единого сельскохозяйственного налога — 30%;

     налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

     налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными  органами муниципальных районов.

     В бюджеты муниципальных районов  зачисляются:

     1) налоговые доходы от следующих  местных налогов по нормативам:

     земельного  налога, взимаемого на межселенных  территориях, — 100%;

     налога  на имущество физических лиц, взимаемого на м селенных территориях, — 100%;

     2) налоговые доходы от следующих  федеральных налогов и сбо налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

     налога  на доходы физических лиц — 20%;

     единого налога на вмененный доход для  отдельных в деятельности — 90%;

     единого сельскохозяйственного налога — 30%;

     государственной пошлины (подлежащей зачислению по м ту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — 100%;

     за  выдачу разрешения на распространение  наружной рекламы.

     Неналоговые доходы местных бюджетов. Неналоговые  доходы местных бюджетов формируются  за счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых  правовыми актами органов местного самоуправления. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%. В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%. В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%. В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%. Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, согласно налоговому законодательству Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

     Одна  из главных задач муниципальных образований, требующих значительных финансовых ресурсов, — это благоустройство территорий, строительство дорог, защита окружающей среды. На муниципальном уровне в основном финансируется система образования, а также жилищно-коммунальная сфера.

     Таким образом, на уровне территорий осуществляются расходы, касающиеся непосредственных интересов конкретного человека.

     Бюджет  субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

     Бюджет  субъекта Федерации и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный  бюджет субъекта Федерации.

     Территориальные внебюджетные фонды образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются по целевому назначению. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. Основной составной частью территориальных финансов являются территориальные бюджеты. В современных условиях территориальные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно усиливается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

     В Государственной Думе ФС РФ был рассмотрен проект федерального бюджета на 2008-2010 г. В нем заложены следующие новации  в области межбюджетных отношений:

     - предусматривается увеличение Фонда  финансовой поддержки регионов  на 26,5%, что выше, чем индексация  по инфляции на 50 млрд. руб. Стало  очевидным, что индексация объема  Фонда на темп инфляции не  позволяет федеральному центру  осуществлять основную функцию  государства - выравнивание бюджетной  обеспеченности регионов. В настоящее  время дифференциация субъектов  Федерации по этому показателю  сохраняется и даже нарастает.  Более богатые, инвестиционно привлекательные территории имеют гораздо более высокие показатели роста, нежели те, у которых экономическая основа доходной базы еще недостаточно развита.

     - для определения объема Фонда  финансовой поддержки предложен  достаточно объективный экономический  подход, позволяющий учитывать потребности  в средствах, необходимых для  выравнивания бюджетной обеспеченности. В качестве минимального выбран средний уровень бюджетной обеспеченности регионов-середняков, т.е. без учета 10 самых богатых и 10 самых бедных. А дальше от этого среднего уровня рассчитываются объемы межбюджетных трансфертов.

     - изменяется методика определения  межбюджетных трансфертов. Практика  показала, что расчет налогового  потенциала по валовому региональному  продукту не учитывал ряд особенностей  отдельных регионов, например, трансфертные  цены и миграцию налогоплательщиков. Расчет налогового потенциала, базирующегося  на налогообразующих показателях, таких как прибыль, фонд оплаты труда, имущество, оборот ликеро-водочной продукции и проще, и точнее, и объективнее. Кроме того, в трехлетнем бюджете предусматривается значительное, в 2,3 раза, увеличение объема Фонда регионального развития - с 4,2 до 10 млрд. руб. Это связано с тем, что финансирование региональных и муниципальных объектов больше не предусматривается включать в непрограммную часть Федеральной адресной инвестиционной программы, т.е. свободный инвестиционный трансферт можно использовать с большей пользой с учетом местных приоритетов.

     Еще одна новация - создание фонда объемом  в 2 млрд. руб. для поощрения регионов, добившихся наилучших финансовых и  социально-экономических показателей, распределяться который будет в  зависимости от рейтинга территорий, посчитанного по специально отобранным позициям.

     Перечисленные меры направлены на повышение качества управления финансами, создание стимулов для регионов развивать собственную  налоговую базу и изыскивать резервы  внутри собственных бюджетов. 

 

     

     Список  используемой литературы 

  1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие – М.: ГУ ВШЭ, 2004, 243 с.
  2. Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 390 с.
  3. Бежаев О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы// Муниципальная власть, № 3 (май-июнь) 2006 г. – С.52-57.
  4. Бутов В.И. и др. Основы региональной экономики: Учеб. Пособие. – М.: Ростов-на-Дону, 2000. – 448 с.
  5. Бюджетная система РФ: Учеб./под ред. проф. М.В.Романовского – М.: Юрайт-М, 2000, 615 с.
  6. Гиляровская С.В. О самостоятельность бюджетов в Российской Федерации// Финансы №2 2007 г. С.16-19.
  7. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006, 479 с.
  8. Российский статистический ежегодник 2006 г. Стат.сб./Росстат – М., 2006, 806 с.
  9. Силуанов А.Г. Успешных регионов в России становится больше// Финансы №6 2007 г. С.3-6.
  10. Система муниципального управления: Уч./ под ред. В.Б. Зотова – Спб: Питер, 2005, 493с.
  11. Финансы: Учеб./под ред. проф. М.В. Романовского – М.: Юрайт-М, 2002, 504 с.
  12. Финансы: Учеб./под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2002, 527 с.

Информация о работе Территориальные финансы, источник их формирования