Типы ценовой дискриминации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:06, реферат

Описание

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминаци

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 49.53 Кб (Скачать документ)

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда  на каждую единицу блага устанавливается  цена, равная его цене спроса, поэтому  цены продажи блага для всех покупателей  различны. Данный вид ценовой дискриминации  допускает персональное и межличностное  различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 29.1.

Рис. 29.1. Совершенная ценовая  дискриминация

Оптимальный выпуск монополии  находится в точке L при пересечении  кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при  цене Р2. Излишек потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

Поскольку монополист не может  иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей  своего блага, этот вид ценовой дискриминации  в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой  дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

Однако такая ценовая  политика весьма редко встречается  на практике, так как для ее осуществления  монополист должен обладать удивительной проницательностью и точно знать, какова максимальная цена, которую  каждый покупатель готов заплатить  за каждую единицу данного товара. Можно сказать, что совершенная  ценовая дискриминация - это идеал, «голубая мечта» монополиста. Как и любая «голубая мечта», она достигается крайне редко. Например, известный адвокат, хорошо зная платежеспособность своей клиентуры, может назначить каждому такую цену за его услуги, которая соответствует максимальной сумме, которую готов заплатить клиент.

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости  от объема покупок. Следовательно, связь  между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают  нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации  блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются  различные цены. На практике этот вид  ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 29.2.

Рис. 29.2. Ценовая дискриминация  второй степени

На рис. 29.2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага  будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

Таким образом, общая выручка  монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади  фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 29.2 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в  форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные  цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы  в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

Ценовая дискриминация третьей  степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая  конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации  первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей  степени предполагается разделение самих покупателей на группы или  рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

 

На рис. 29.3 показана ценовая  дискриминация третьей степени  на двух рынках.

Оба трафика имеют общую  вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

Рис. 29.3. Ценовая дискриминация  третьей степени

Ценовая дискриминация часто  применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют  потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру  работы и продают свои блага в  соответствии с этой градацией.

Чаще всего к ценовой  дискриминации фирмы-монополисты  обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации  неоднозначна, поскольку она имеет  как положительные, так и отрицательные  последствия. Положительный аспект заключается в том, что она  дает возможность расширить границы  объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли  бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно  отнести, в частности, неоптимальное  межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

ПИГУ Артур Сесил (1877-1959), английский экономист, ученик и последователь А. Маршалла, неоклассик Кембриджской школы политической экономии. Получил образование в Кембриджском университете. Автор многочисленных научных трудов. Пигу выдвинул идею использования концепции убывающей предельной полезности при анализе совокупного дохода, сторонник свободной конкуренции, противник государственного вмешательства в ценообразование и перераспределение ресурсов.


Информация о работе Типы ценовой дискриминации