Типы конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 03:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении типов конкуренции и основных рыночных структур в современной экономике.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
* Изучить понятие конкуренции, ее роли в экономике;
* Изучить функции конкуренции, эффективность конкурентных рынков;
* Изучить виды конкуренции;
* Изучить основные рыночные структуры в современной экономике.

Содержание

Введение
1. Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков

4
2. Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая, совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная


11
3. Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия

15
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 69.73 Кб (Скачать документ)

    – на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;

    – предлагаемая ими продукция является однородной;

    – фирмы свободно входят на рынок или покидают его;

    – поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

    Кривая  спроса отдельной фирмы на таком  рынке совершенно эластична и  совпадает с кривой предельного дохода (рис. 1.1):

     .

    

    Рис. 1.1. График совокупного и предельного доходов на конкурентном рынке

    Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующим прибыль:

    

    Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства:

    

    1. Если при оптимальном объеме производства Qmax P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 1.2).

    2. Если при оптимальном производстве МС=Р=АС, то фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. будет работать в режиме самоокупаемости (рис. 1.3).

    3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков), (рис. 1.4).

    4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 1.5).

    5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 1.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

    

Рис. 1.2. Механизация прибыли Рис. 1.3. Равновесие фирмы в длительном периоде

    

Рис. 1.4. Минимизация издержек Рис. 1.5. Выход фирмы из отрасли в короткий период

    Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

    На  рис. 1.6 и 1.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

    

Рис. 1.6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня Рис. 1.7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня

    Недостатки рынка совершенной конкуренции:

    – в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

    – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

    – не может распространяться на производство общественных благ;

    – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами [10].

    2. Виды конкуренции.  Функциональная, видовая,  межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая, совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная 

    Различают конкуренцию:

    1)  функциональную (это конкуренция определенного товара);

    2)  видовую (по цене и качеству);

    3)  межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

    4)  внутриотраслевую и межотраслевую.

    По  определению Золотогорова В. Г [6], функциональная конкуренция - конкуренция между  производителям товаров, которые могут  удовлетворить потребности различными способами (к таким товарам относятся, например, товары для спорта, туризма  и отдыха).

    Функциональная  конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для туризма — это лодки, велосипеды, рюкзаки, лыжи, палатки, байдарки, котелки, специальная одежда и т.п.

    Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно нужным характеристикам, например магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.

    Внутриотраслевая  конкуренция – это конкуренция  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

    Межотраслевая конкуренция – это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

    В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

    а)  большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

    Совершенная конкуренция означает такое состояние  рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция — абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;

    б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

    в)  единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

    г) структура взаимосвязей, где единому  потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.           

    Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.                            

    Основные  методы добросовестной конкуренции:

    •  повышение качества продукции,

    •  снижение цен («война цен»),

    •  реклама,

    •  развитие до- и послепродажного обслуживания,

    •  создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

    Недобросовестная  конкуренция это:

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

    Во  многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

    Также к недобросовестной конкуренции  часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

    Спектр  деятельности, которую можно назвать  нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

  • все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.
 
 

  3. Основные рыночные  структуры в современной  экономике: конкуренция  и монополия 

  Поведение фирмы на рынке, установление цены на продукцию и выбор объёма производства зависят от типа рынка, на котором  она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между фирмами за ограниченный спрос потребителей.

  По  степени развития конкурентности различают  рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:

  1) рынок совершенной конкуренции,  при котором на каждую фирму  приходится небольшая часть рынка;

  2) рынок монополистической конкуренции,  который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции;

  3) рынок олигополии, на котором  небольшое число фирм-продавцов  взаимодействуют с множеством покупателей;

  4) рынок монополии, характеризующийся  наличием в отрасли одной фирмы.

  На  рынке совершенной конкуренции  функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности  навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.

Информация о работе Типы конкуренции