Типы конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 03:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении типов конкуренции и основных рыночных структур в современной экономике.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
* Изучить понятие конкуренции, ее роли в экономике;
* Изучить функции конкуренции, эффективность конкурентных рынков;
* Изучить виды конкуренции;
* Изучить основные рыночные структуры в современной экономике.

Содержание

Введение
1. Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков

4
2. Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая, совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная


11
3. Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия

15
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 69.73 Кб (Скачать документ)

  3. Открытая монополия. В этом  случае фирма на некоторое  время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

  Такая классификация монополии на три  категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как существуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты. Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов.

  Возможности монополиста, как и любой другой фирмы, получить прибыль, частично ограничены издержками производства. Специфические ограничения, которые характерны для системы совершенной конкуренции, не подходят для монополии [11].

  Другим  важным ограничением для монополиста  является спрос на его продукт. Так  как монополист по определению функционирует  на рынке один, кривая спроса для  фирмы есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Кривая спроса у  монополиста имеет отрицательный  наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Предполагается, что монополист узнает свойства кривой спроса либо с помощью эконометрики, либо интуитивно (методом проб и ошибок). Поскольку и цена, и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса, имеющей отрицательный наклон, монополист ведет себя совершенно не так, как ведет себя «прайс-тейкер» при совершенной конкуренции. Монополист выбирает такую комбинацию «цена — количество», которая приносит максимальную прибыль. Коль скоро он ищет наиболее «доходную» цену из набора возможных цен, то его можно назвать «искателем цены».

  Модель  монополии, предполагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией.

  Можно сделать вывод. Рынки, на которых  не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции. Такие рынки неоднородны и разделяются на три группы: рынок чистой монополии рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции. Противоположностью совершенной конкуренции является рынок чистой монополии. В условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющих близких заменителей. Как правило, при чистой монополии существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль. Монополия, будучи единственным продавцом, лишает потребителя возможности выбрать продавца с наилучшими условиями продаж.

  Таким образом, обладание монопольной  властью на рынке не гарантирует  положительной экономической прибыли. Как и в случае совершенной  конкуренции, монополист покинет отрасль лишь в том случае, если цена на его товар окажется ниже средних переменных затрат при оптимальном выпуске. Как и в условиях совершенной конкуренции, оптимальный для фирмы объем производства в точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции.  

Заключение 

    Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.

    Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между  монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так называемого "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое.

    Говоря  о негативных методах ведения  конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, шпионаж оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, так как если всё время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведёт к регрессу.

    В целом же, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

    В данной курсовой работе детально рассмотрена  понятие конкуренции, представлен  анализ таких составляющих рыночного  механизма как конкуренция и сотрудничество, внимание было уделено движущим силам конкурентной борьбы. Также были рассмотрены основные типы конкуренции и влияние их на рыночный механизм в целом. Показана роль сотрудничества в увеличении конкурентоспособности товаропроизводителя.

    В данной работе конкуренция выступает  не только как непримиримое соперничество  за право лидерства на рынке в  погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти четыре главных свойства конкуренции мы объединяем одним словом – сотрудничество.

    Нельзя  не отметить тот факт, что конкуренция  и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.

    Конкуренция – определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создаётся большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Список  использованной литературы: 

  1. Архипов, А. И., Нестеренко А. Н. Экономика: Учебник. - М,1998. – С.16.
  2. Большакова А. К. Экономика. Учебник. - М, 1998.
  3. Валовой, Д. Рыночная экономика: возникновение и сущность М. ИНФРА-М 1997.
  4. Гальперин, В. М. Микроэкономика: Учебник/ В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2002.
  5. Гальперин, В.М. Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика Высшая школа экономики. СПб. 2004.
  6. Золотогоров,  В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.- Минск, 1997.
  7. Куватов, Р.Ю. Болганбаев, А.Е. Экономика и проблемы переходного периода, 1997.
  8. Курс экономической теории /под редакцией Чепурина И.М. Киселевой А.Е. М. 2005г., 107 с.
  9. Макконнелл, К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: Республика, 2006.
  10. Маркетинг:Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога/ Т. В. Алесинская [и др.]; под общей ред. В. Е. Ланкина.- Таганрог.- Издательство ТРТУ, 2006.- 241 с.
  11. Микроэкономика: учеб. пособие/ А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Н. И. Сухарева; под общ. ред. А. В. Бондарь, В. А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007
  12. Селищев, А.С. Микроэкономика 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
  13. Экономическая теория: учебное пособие/ И. В. Новиков, Г. А. Примаченок, В. А. Воробьев [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Минск: БГЭУ, 2006.
  14. Экономическая теория: Учебник для вузов /под ред. Проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004., 185 с.
  15. Юданов А. Ю., конкуренция: теория и практика, 2 – е издание. – М,1998.

Информация о работе Типы конкуренции