Типы предприятий в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является подробное изучение особенностей поведения предприятий в переходной экономике и анализ поведения исследуемого объекта.
Для реализации цели, необходимо решить следующие задачи:
1 Теоретически изучить типы предприятий в переходной экономике и особенности их поведения;
2 Изучить проблемы и перспективы современных предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Экономина.docx

— 99.03 Кб (Скачать документ)
tyle="text-align:justify">4 Свидетельство об уплате государственной пошлины;

5 Документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его  нахождения, порядок управления его  деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого  учредителя в уставном капитале, порядок  и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал. В уставе предприятия  должны обязательно содержаться  также сведения: организационно-правовая форма предприятия, наименование, место  нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения  прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия. Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения. 
Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде. Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в следующих случаях: по решению учредителей; в связи с истечением срока, на которое создано предприятие; в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие; в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов; в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Разнообразие правовых форм предусматривает избирательный  подход ОПФ. В развитых странах данной проблеме уделяется серьезное внимание. К примеру, немецкие ученые К. Бёме и Д. Шпаар считают, что «Каждая правовая форма аграрных предприятий имеет преимущества и недостатки. Максимальное использование преимуществ и ослабление недостатков — решающее условие для будущего всех правовых форм хозяйствования». Следует отметить, что разработки западных ученых в этой области не пригодны для использования в России. Объясняется это различием налоговых систем, несоответствием видов и характеристик ОПФ. Как показывает опыт, руководители и специалисты российских хозяйств осознают необходимость обоснованного выбора ОПФ предприятия. Вместе с тем, в этом важном вопросе наукой и практикой пока не накоплено достаточного опыта. Наглядным подтверждением тому служат следующие факты: в Московской области большинство сельхозпредприятий являются акционерными обществами закрытого типа (АОЗТ); в последние годы в Орловской области создаются преимущественно ТНВ — товариществ на вере, а в Нижегородской области — формированием ООО — обществ с ограниченной ответственностью. Практика показывает, что многие руководители не имеют достаточного представления о предусмотренных ГК РФ ОПФ. В целом, из анализа бесед с руководством хозяйств, следует, что в основе имеющего место шаблонного подхода к выбору ОПФ лежат 2 причины: отсутствие информационно-справочных материалов, которые позволили бы руководителям хозяйств изучить особенности различных организационно-правовых форм и провести их сравнительный анализ; отсутствие рекомендаций по выбору ОПФ в зависимости от конкретных обстоятельств.

Практически у всех опрошенных руководителей имеются ГК РФ и другие законодательные акты, из которых они могут получить информацию по ОПФ. Вместе с тем, руководители отмечают, что у них не остается времени для качественного изучения не только этих документов, но и других важных правовых вопросов. Объясняют они это отсутствием условий для эффективного хозяйствования. Руководителей «заедает текучка» из-за того, что им ежедневно приходится решать проблемы выживания. Кроме того, по мнению руководителей, информация по ОПФ в ГК РФ изложена недостаточно наглядно, что затрудняет её освоение. Таким образом, сегодня практика нуждается в информационно-справочных и методических разработках, которые помогли бы руководителям хозяйств: изучить особенности ОПФ; осуществить объективный выбор ОПФ. Настоящий материал подготовлен с целью оказания практической помощи руководству предприятий в решении этих двух задач.  Реализация первой задачи осуществлялась следующим образом: согласно пожеланиям руководителей было разработано несколько вариантов информационно-справочных материалов; затем проводилась их экспертная оценка опытными работниками управления хозяйств; на завершающем этапе материал дорабатывался с учетом замечаний экспертов, согласовывался с юристом, знающим практику реорганизации предприятий. Для удобства восприятия подготовленный материал сформулирован в схематичной и табличной формах. Так, в (Приложение А рис. 1) дана структура организационно-правовых форм. Предварительное знакомство с этой схемой, по мнению руководителей, дает им возможность сразу получить общее представление об организационно-правовых формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы и  перспективы

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

 

На деятельность малых и средних предприятий  в России оказывают влияние сразу  несколько факторов. Их можно разделить  на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями  предприятия, и факторы внешней  среды.

В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия  на малый и средний бизнес, так  как рассматриваем проблемы предприятий  с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые  определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному  предприятию факторов, изменение  значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда для предприятий имеет  важное значение:

  1. как источник ресурсов;
  2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
  3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие  угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности  для их развития. Определяя стратегию  развития предприятия, руководители стремятся  выбирать такой образ действий, который  позволит максимально использовать открывающиеся возможности и  устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства  является его рисковый характер. Таким  образом, граждане, решившие создать  и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как  действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству  осуществляемому в малых масштабах  кроме рисков присущих любым хозяйствующим  субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски  связанные с небольшими размерами  самих предприятий.

Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская  единица, наиболее зависимая от колебаний  рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней  среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых  предприятий отличается собой в  сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые  предприятия, как правило, действуют  на локальном рынке, который в  отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

Кроме негативных изменений внешней  среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая  от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

  • в способах разделения труда;
  • расстановке кадров;
  • распределения прав и ответственности;
  • проведения маркетинговой политики;
  • налаживания финансовых потоков на предприятии;
  • получении информации и т.д.

В настоящее  время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие  налоги, дороговизна материально-технических  средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. Данные социологических опросов приведены в таблице (прил. 3).

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная  черта современной пирамиды в  России – формирование и хроническое  воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение./5/

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально  терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями  и штрафами.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная  неразбериха привели к тому, что  законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового  капитала - все это затрудняет продолжение  эффективной деятельности и вынуждает  направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют  также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и  предпринимателей. В опросе приняли  участие 919 человек, отнесенных к категории  «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и  Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что  региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так  как преследует свои интересы близких  к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства  при правительстве РФ, вряд ли изменит  или даже ухудшит отношения между  бизнесом и властью./5/

На низком уровне предприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной  бюрократии. По мнению президента всероссийской  ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник - это самое опасное, что может быть для бизнеса». /5/

Но главной причиной слабого  развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения  которых, во многом, зависит дальнейшее развитие бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем  неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.

Информация о работе Типы предприятий в трансформационной экономике