Типы предприятий в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является подробное изучение особенностей поведения предприятий в переходной экономике и анализ поведения исследуемого объекта.
Для реализации цели, необходимо решить следующие задачи:
1 Теоретически изучить типы предприятий в переходной экономике и особенности их поведения;
2 Изучить проблемы и перспективы современных предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Экономина.docx

— 99.03 Кб (Скачать документ)

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих  предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или  недостаточная способность персонала  принимать решения стала главной  причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы  управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими  проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая  доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

Усилия  предпринимателей по преодолению указанных  проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет./5/

Удельные  издержки производства и обращения  у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать  относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах  малым предприятиям устанавливаются  определенные льготы и оказывается  государственная поддержка.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений  возникли общественные организации  малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и  местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние  годы широко исследуются вопросы  о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства  и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

2.1 Доступность инструментов финансирования для малого бизнес

 

Малый бизнес – это один из основных резервов социально –  экономического развития экономики  современной России. Это признают все аналитики. Однако на данный момент положительный эффект от развития малого бизнеса заметен лишь в узкосоциальной сфере – сокращение безработицы, увеличение количества рабочих мест. Для эффективного использования  потенциала малого предпринимательства  непосредственно в экономической  сфере необходимо содействие государственно-правовых институтов, которые могли бы стимулировать  более масштабное участие малого бизнеса в развитии сферы услуг, строительства, транспортной инфраструктуры.

К сожалению, несмотря на действующие  государственные программы поддержки  предпринимательства, значительно  улучшения условий работы малого бизнеса не происходит. В чем причины. Общими для всех предприятий малого бизнеса остаются такие проблемы, как высокие административные барьеры, недостаточная информированность о существующих программах поддержки малого бизнеса, неразвитость инфраструктуры.

Что касается административных барьеров, то эта проблема медленно, но все же решается. Государство  осознало, что малый бизнес –  это основа успешной экономики любой  страны. Когда малый бизнес чувствует  себя комфортно, это оказывает положительное  влияние на другие сферы экономики. Другие вопросы тоже постепенно решаются. Как указывают сами же бизнесмены, наиболее острой остается проблема удобного (т.е. учитывающего специфику и потребности  этого сектора экономики) доступа  к финансированию, и в элементарном незнании предпринимателей об уже существующих возможностях в этой сфере.

Уже сегодня коммерческие банки предлагают ряд удобных  финансовых инструментов для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, среди которых как традиционные: разовые кредиты, кредитные линии, различные виды овердрафтов, так  и пока более «экзотические» для  неизбалованных российских бизнесменов: лизинг, долгосрочное инвестирование.

Эти инструменты финансирования могут варьироваться и сочетаться в зависимости от данной отрасли  экономики и условий развития конкретного предприятия.

Разовый кредит, например, может  быть удобен в ситуации, когда предприятию  срочно нужны деньги для реализации какого-либо проекта, причем необходимые  средства существенно превышают  текущие поступления. Это наиболее частый случай, поэтому независимо от сферы деятельности каждый предприниматель  рано или поздно сталкивается с необходимостью взять обычный кредит.

В отличие от разового кредита, кредитные линии предполагают траншевую систему финансирования, т.е. средства поступают на счет предприятия в установленный срок заранее определенными порциями – траншами. Такой способ финансирования предпочтителен в отраслях, где работа носит сезонный характер или есть потребность в регулярных финансовых поступлениях.

Овердрафтное кредитование – кредитование расчетного счета – это удобный инструмент пополнения счета, когда есть необходимость в регулярных платежах (например, оплата аренды, выплата зарплаты сотрудникам, проплаты контрагентам). При этом предпринимателю не приходится отвлекать средства от производства, все «кассовые разрывы» можно покрыть за счет заемных средств. Особой популярностью сегодня пользуются т.е. авансовые овердрафты, которые позволяют воспользоваться заемными средствами еще до введения оборотов в сам банк.

Предприятия, нуждающиеся  в обновлении производственной базы, приобретений складских и офисных  помещений, обновление автопарка или  иных средств производства, могут использовать разнообразные схемы лизинга. Лизинг позволяет пользоваться оборудованием, еще не оплатив его полную стоимость, и расплачиваться с лизинговой компанией или банком – лизингодателем уже из прибыли, принесенной этим оборудованием. В России сегодня действует ряд налоговых льгот при приобретении оборудования или недвижимости в лизинг.

В последнее время все  больше региональных банков выходит  на рынок международных заимствований, что позволяет привлекать в регионы  более дешевые ресурсы и на более длительный срок. Особенно активным инвестированием в Россию занимаются крупные международные институты, такие как Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) и инвестиционное подразделение Всемирного банка  – (IFC). Эти организации, как правило, тоже работают через своих партнеров в регионах – через коммерческие банки. Преимущество такой схемы финансирования состоит в том, что региональные российские банки реализуют совместные программы поддержки малого и среднего бизнеса по международным стандартам, но с учетом местной специфики. Зарубежные технологии в сочетании с региональным опытом дают хороший результат.

В ряде банков сегодня существуют программы, нацеленные на поддержку  не только юридических лиц, но и программы, специально разработанные под особенности  работы индивидуальных предпринимателей.

Правильный выбор нужного  финансового инструмента – это  залог успеха предприятия в условиях конкурентного рынка. Помочь клиенту  сориентироваться, подобрать тот  или иной финансовый инструмент, который  необходим и удобен именно для  данного бизнеса, для конкретной финансовой ситуации, - в этом задача современного банка.

 

 

2.2 Перспективы кредитования

 

В России около миллиона предприятий малого бизнеса: это  значит, что к малому бизнесу относится  каждое пятое предприятие. Несмотря на внушительные цифры, доля услуг и  продукции, предоставляемых населению, составляет всего лишь 8% - сказывается  дефицит оборотных средств, которых  не хватает на «раскрутку» и развитие производства. В скорой экономической  помощи малый бизнес нуждается так  же сильно, как и в государственной  правовой поддержке. Далеко не все надеются получить кредит в банке – стандартная  процедура рассмотрения заявки занимает слишком много времени. С развитием  микрокредитования и появлением экспресс – кредитов для малого бизнеса картина несколько изменилась.

Да, деньги для бизнеса  сегодня стало только быстрее, но и проще получить именно благодаря  появлению такого банковского продукта, как экспресс – кредит. Конечно, и с помощью экспресс – кредита  все проблемы малого бизнеса разом  не решить. Во-первых, проблем у малого бизнеса множество. Во-вторых, возможности  микрокредитования все-таки не безграничны. Например, максимальная сумма может  оказаться недостаточной для  бизнеса с большими оборотами  или срок выдачи кредита может  не устроить заемщика. Чтобы кредит выдавался действительно быстро, данный продукт должен быть массовым, а банк, его предлагающий, - технологичным. Еще лучше, если предприниматель  берет кредит уже не первый раз, то есть обладает кредитной истории (конечно, положительной). Еще одно ограничение  связано с тем, что банки кредитуют  уже существующий бизнес – кредитовать  «бизнес с нуля» пока никто  не решается: очень высок риск. Как  правило, обязательные требования для  предоставления кредита: «возраст»  бизнеса не менее полугода, местная  прописка предпринимателя и наличие  стабильной прибыли у предпринимателя.

Экспресс – кредит в  силу своего главного отличительного свойства (скорости рассмотрения заявки) нуждается и в особом подходе  к своему обеспечению. Поэтому для  экспресс–кредитования разработаны специальные технологии, которые позволяют обслуживать большое число клиентов в сжатые сроки. На Западе, где большинство представителей среднего класса постоянно пользуются кредитами, используются скоринг. Процедура скоринга выглядит примерно так: есть некий программный продукт, при помощи которого проверяют благонадежность каждого клиента и риски, связанные с ним, по определенной шкале. Если у заемщика есть сочетание параметров, присущее благонадежным клиентам, - кредит ему будет выдан. На основе этих расчетов делает заключение о выдаче или отказе в получении кредита. В России скоринг «в чистом виде» практически никто не использует – у нас пока не сформировалось многомиллионного среднего класса, который готов постоянно кредитоваться. Процедура скоринга «по-русски» приходит следующим образом: берется некоторое количество показателей, каждому из них присваиваться определенный балл, все суммируется. Если клиент недобрал баллов – в кредите будет оказано. Система баллов существует как дополнение к финансовому анализу, данные для которого поступают из управленческой информации клиента. Здесь методики разных банков отличаются в деталях, но суть не изменена: клиент оценивается с точки зрения возможности или невозможности выдачи кредита, оценивается риск невозврата. По большому счету, оценивают социальный статус заемщика и финансовое состояние бизнеса (нередки случаи, когда клиент вместо бухгалтерских документов предоставляют «амбарную» книгу или тетрадь, в которой ведется учет движения средств на его предприятии).

Рынок банковских услуг все  больше насыщается, работа с малым  бизнесом проводится активно. Кроме  того, банк может крыть кредитную  линию для предпринимателя, когда  человек может брать сумму  по частям. Во многих банках кредит можно  получить всего за несколько дней. В этом их конкурентное преимущество. Тем более что малому бизнесу деньги нужны, как правило, сразу.

Сейчас все больше банков идет навстречу малому бизнесу. Конкурируя между собой, банки готовы предоставлять  все более выгодные условия кредитования для малого бизнеса (выделять личного  кредитного эксперта, сокращать объем  документов, которые надо предоставить, составлять удобный для клиента  график погашения кредита, снижать  процентные ставки при повторном  кредитовании и т.д.).

В целом, сотрудничество малых  предприятий с банками, безусловно, имеет хорошие перспективы. Благоприятные  условия для этого создают  как банки, так и сам малый  бизнес. Со стороны банков – это  улучшение условий по кредитам и  внедрение новых технологий, со стороны  препятствий малого бизнеса –  это возросший интерес к банковским услугам и понимание своих  выгод их использования.

3.3 Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды

 

Можно выделить ряд направлений, которые  могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным  фактором хозяйственной жизни:

1 Большие индустриальные предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.

2 Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления.

При наличии столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным. Причин этому много. Некоторые:

1 Каждый из каналов действует самостоятельно, и  они в совокупности представляют единую, скоординированную систему;

2 Имеются большие сложности как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.

Составной частью политики протекционизма является налоговая  система. Налоги отражают суть отношения  государства и предпринимателя.

Несовершенство налоговой  системы становится все более  очевидным. Она должна быть подчинена  развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства  в зависимости от регионов.

Информация о работе Типы предприятий в трансформационной экономике