Типы рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. Одним словом, основываясь на знаниях провести анализ полученной информации, рассмотреть частные случаи и, возможно, предложить своё видение существующих проблем и способ их разрешения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……2

1 Функции рынка…………………………………………………………...………..4

1.1 Сущность рынка…………………………………………………………...…….4

1.2 Системы рынков……………………………………………………………...….6

2 Типы рынков………………………………………………………………….…..10

3 Структура рынка…………………………………………………………….……16

3.1 Характеристика рынков…………………………………………………..……16

3.2 Инфраструктура рынков……………………………………………….…...….19

Заключение………………………………………………………………….………24

Глоссарий ………………………………………………………………….……….26

Список использованных источников………………………………….…..………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовик МОЙ сука.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание  

Введение………………………………………………………………………...……2

1 Функции рынка…………………………………………………………...………..4

1.1 Сущность рынка…………………………………………………………...…….4

1.2 Системы рынков……………………………………………………………...….6

2 Типы рынков………………………………………………………………….…..10

3 Структура рынка…………………………………………………………….……16

3.1 Характеристика рынков…………………………………………………..……16

3.2 Инфраструктура рынков……………………………………………….…...….19

Заключение………………………………………………………………….………24

Глоссарий ………………………………………………………………….……….26

Список использованных источников………………………………….…..………29

Приложение А………………………………………………………………………

Приложение Б………………………………………………………………………..

     Введение 

      Рынок — это не только общеэкономическая  категория, присущая в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

      Цель  данной курсовой работы заключается  в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения  в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. Одним словом, основываясь на знаниях провести анализ полученной информации, рассмотреть частные случаи и, возможно,  предложить своё видение существующих проблем и способ их разрешения.

Задачи  данной курсовой работы : изучить и проанализировать типологию структуру и основные этапы развития рынка 

     Актуальность  выбранной мною темы обусловлена  переходом от административно-командной  модели к рыночной экономике в  России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

     В данной курсовой работе были использованы работы таких авторов как : Батяева Т.А., Николюкин С.В., Зенькович Е.В., Шнейдер Е.Б. и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Функции  рынка 
     

    1.1 Сущность рынка 

     Знакомство  с рыночными отношениями начнём с простейшего определения рынка, а затем перейдем к более сложным  понятиям.

      Рынок-это  совокупность сделок купли и продажи  товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь в виду территориальные  границы данного явления, то различают:

А) Местный (в пределах села, города, региона)

Б) Национальный (внутренний)

В) Мировой

      Роль  и функции рынка можно правильно  понять, если рассмотреть его в  рамках более широкой системы  товарно-рыночного хозяйства. Оно  состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в)в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.

      В свою очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и  составляют особые функции рыка.                

      Первая  функция состоит в том, что  рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

      Другая  функция: рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Именно в рыночном  обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствует нуждам потребителей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей разорительно или выгодно их приобретать?

      Наконец, важная функция рынка проявляется  в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических  интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: “Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, то, что тебе нужно…”. Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

      Описанные здесь функции рынка  свойственные ему, скорее всего, в начальный период его существования в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом, в слитом, в нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставляющему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.[2,c.33]

      Если  человек прожил всю жизнь в  российской деревне или небольшом  городе, то ему трудно понять, как  преобразился известный ему с  детства рынок в конце ХХ столетия. Почему сейчас говорят не просто о  рынке, а о системе рынков? 
 

    1. Системы рынков
 

     Система рынков - это единая совокупность множества  рынков различного назначения. Такая  совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.

  Во-первых, в условиях индустриального и  постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

  • натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;
  • рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;
  • быстро развивалась сфера оплачиваемых услуг;

конечные  результаты научных исследований (научные  и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

  Во-вторых, современное производство создаёт  огромное количество полезных благ, удовлетворяющих  потребности всесторонне развитого  человека.

  В-третьих, усилившееся во второй половине ХХ в. общественное разделение труда вышло  за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

  В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на рынке ценных бумаг.

        Наконец, ускорившийся рост международных  экономических связей потребовал  создания развитого рынка иностранных  валют. 

      Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями и сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. В системе рынков достаточно определённо выделяются следующие отрасли:

  • рынок потребительских товаров (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.)
  • рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырьё, топливо и др.)
  • рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса)
  • рынок труда (для работодателей и наемных работников)
  • рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)
  • рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход)
  • рынок валют (национальные и международные учреждения, чрез которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные с другими государствами)
  • рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). (Приложение Б)

      Широкое и глубокое развитие рыночных отношений  необычайно повысили их активную экономическую  роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно завися от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.

      Во  второй половине ХХ в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.

      Закрытая  макроэкономика отличается тем, что  все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство страны, в котором часть продукции  создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продаётся за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги в иных странах.

      Переход от закрытой к открытой экономике  связан с развитием форм и типов  взаимодействия участников, как национального, так и мирового рынка.[1,c.59] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Типы рынков 

     Рынок в одном важном отношении прямо  противоположен натуральному хозяйству. В этом хозяйстве потребителю  зачастую не предоставляется возможность  выбирать по его желанию те или  иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.

      Данные  свободы позволяют выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель  может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными деньгами от продажи по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

      По  степени развитости этих или иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) нелегальный; в) регулируемый.

Информация о работе Типы рынков