Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 19:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. Одним словом, основываясь на знаниях провести анализ полученной информации, рассмотреть частные случаи и, возможно, предложить своё видение существующих проблем и способ их разрешения.
Введение………………………………………………………………………...……2
1 Функции рынка…………………………………………………………...………..4
1.1 Сущность рынка…………………………………………………………...…….4
1.2 Системы рынков……………………………………………………………...….6
2 Типы рынков………………………………………………………………….…..10
3 Структура рынка…………………………………………………………….……16
3.1 Характеристика рынков…………………………………………………..……16
3.2 Инфраструктура рынков……………………………………………….…...….19
Заключение………………………………………………………………….………24
Глоссарий ………………………………………………………………….……….26
Список использованных источников………………………………….…..………29
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади.
Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка — рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.[7,c.89]
На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфический характер. Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные — очень существенные — товары и услуги, которые она дает урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т. д.
Рынок
рабочей силы организуется в форме
биржи труда, где непосредственно
формируется сложная
На
рынке капиталов занимаются организацией
купли-продажи средств
Первая заключается в том, что спрос на капитальные средства покупатели всегда связывают с той прибылью, которую им могли бы принести ценные бумаги. Покупатель всегда решает вопрос, что ему выгоднее: вложить деньги в средства производства и получить определенную норму предпринимательской прибыли или купить ценные бумаги и получать потом доход в форме определенного процента. Следовательно, движение процента и спрос на средства производства достаточно тесно связаны. Если норма ссудного процента падает, то спрос на средства производства растет, растет соответственно и цена на них. Взаимосвязь этих двух видов рынка проявляется и в том, что спрос на средства производства и их цена определяют размеры инвестиций в производство, но сами инвестиции непосредственно извлекаются из рынка финансов, где формируется ставка процента. В силу этой особенности рынок средств производства отличается среди всех остальных его видов наибольшей нестабильностью и непредсказуемостью.
Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каждый товар или группа товаров имеет свой рынок, что отсекает его от остальной массы, позволяя учитывать все его специфические особенности. Рынок же средств производства такими возможностями не располагает.
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Финансовый рынок — это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Если ожидаемая прибыль от капитальных вложений будет ниже ссудного процента, то предпочтительней деньги вложить в банк — вот о чем говорит ссудный процент.
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.[8,c.41]
Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется.[3,c.90]
Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок
промежуточных продавцов
.
Заключение
Итак,
из всего вышеизложенного следует
что: рыночная система – это взаимодействие
и сочетание различных
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой — порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходимы культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов. Поэтому программа экономических реформ в России должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и следующие элитные задачи формирования рыночной экономики в России:
1) разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства; поиск и использование резервов и возможностей;
2) формирование
рынка и его инфраструктуры, установление
хозяйственных связей
3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рынка;
4) постепенное
ограничение государственного
5) осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;
6) создание
сильной системы социальных
7) осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая, опираясь преимущественно на экономические методы, обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.
Вывод:
экономические реформы в России
должны быть «настроены» на человека,
на удовлетворение его потребностей, развитие
его личности.
№
п\п |
Понятие | Определение |
“Крест Маршалла” | графическое изображение
зависимости спроса и предложения,
указывающей тенденцию | |
Эластичность | мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на изменение другой (цены); выражает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной | |
Эластичный спрос по цене | величина изменения спроса увеличивается в большей мере, чем изменение цены, поэтому доход растет; кривая спроса пологая | |
Эффект замещения | снижение цены продукта по отношению ко всем другим продуктам вызывает стремление покупателя заменить дорогие продукты дешевыми | |
Цена | с точки зрения классиков, выражение стоимости товаров и услуг; с точки зрения маржиналистов, денежная сумма, уплачиваемая за товар; с точки зрения неоклассиков, отражение идентичности платежеспособного спроса и предложения с конкретными издержками производства | |
Рынок | система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами | |
Товар | продукт труда,
способный удовлетворить какую- | |
Деньги | 1) до отмены
золотого обеспечения – особый
товар, выполняющий роль | |
Стоимость | свойство товара, в соответствии с теорией трудовой стоимости определяется величиной затрат труда на изготовление товара, которые признаются рынком как общественно необходимые затраты труда | |
Совершенная конкуренция | состязание на свободном рынке за максимальную прибыль, когда продавцы и покупатели имеют возможность влиять друг на друга, а цены на стандартную продукцию образуются стихийно |
Список
использованных источников
1. Система рынков [Текст]: учебное пособие / М.: Книжный дом, 2006 г.- 384 с.
2. Рынок: Сущность, формы проявления, тенденции: В.И Чупров, Ю.А Зубок — Москва, Academia, 2009 г.- 320 с.
3.О.
С. Иоффе. Избранные труды. В
4 томах. Том 1: О. С. Иоффе
— Санкт-Петербург,
4.Основы маркетинга: Н. П. Котерова — Санкт-Петербург, Академия, 2006 г.- 144 с.
5.Посреднические договоры: С. В. Николюкин — Санкт-Петербург, Юстицинформ, 2010 г.- 224 с.
6.Рынок труда: — Москва, Книжный дом, 2009 г.- 384 с.
7.Психология рыночного хозяйства: — Москва, Бахрах-М, 2009 г.- 704 с.
8.Рынок
ценных бумаг. Административно-
9.Рынок
ценных бумаг. Учебное пособие:
10.Рынок : Л. Б. Шнейдер — Москва, Академический проект, Трикста, 2008 г.- 736 с.
11.Университетская книга, №2, февраль 2010: — Санкт-Петербург, Университетская книга, 2010 г.- 88 с.
12.Рыночные
отношения: М. И. Варзупин —
Санкт- Петербург, Юнити-Дана,
2010 г.- 96 с.